Принятие русью хрестианства
Древнеие словяне и их соседи.
Вопрос о происхождении и ранней истории славянства относится к одному из самых сложных в современной исторической науке. По данным лингвистики славянские языки относятся к семейству индоевропейских языков. Как самостоятельная этноязыковая единица славяне начали формироваться примерно в середине I тысячелетия до н.э.восточнее реки Висла.
Славянские племена под именем венеды известны римскому историку I века до н.э. Тациту. Начиная с VI века н.э. письменные источники о славян встречаются главным образом у византийских авторов. В это время славяне вторглись на земли Балканского полуострова. Византийцы делят славян на склавинов (южные), антов (восточные) и венедов (западные)
Анты жили в Поднепровье. У них происходили процессы разложения первобытнообщинного строя: укреплялась власть племенных князей и родоплеменной знати, выделялась профессиональная военная дружина, кровнородственныесвязи внутри общины заменялись на соседские. Однако, большое значение сохраняет племенное ополчение. Все мужчины племени принимают участие в военных походах и в управлении племенем на общем собрании – вече, которое выбирало руководителя ополчения. Кроме того важнейшим элементом политической организации племени был совет старейшин. Такая форма называется военная демократия. У славян совершенствуется земледелие, выделяется кузнечное и гончарное дело. Все это создает предпосылки к образованию государства. Первая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает о пятнадцати племенах, заселявших Восточно-Европейскую равнину. К IX веку эти племена объединились в два суперсоюза: Северный с центром в городе Новгород, и Южный с центром в городе Киев.
На северо-западе, севере и северо-востоке славяне соседствовали с угро-финскими племенами. На юге низовье Волги и Днепра занимал Хазарский каганат, который защищал славян от кочевников из Сибири. На востоке расположиласьВолжская Булгария. На западе были балты, германцы и западные славяне. Славяне вели активную торговлю как со своими соседями, так и с более отдаленными народами (Византия, арабы, Персия).
Нормандская теория, образование киевской теории
«Норманнская теория» - это теория о превосходстве западных наций над славянами в политическом, экономическом и культурном плане. Теория возникла во второй четверти XVIII века по инициативе немецких ученых, которые в России служили при дворе императрицы Анны Иоанновны.
Поводом стали попытки немцев разъяснить смысл древнерусских летописей. Они сделали выводы, что славяне ни на что конструктивное не способны. Они говорили, что только князь Рюрик, призванный с Запада, создал для славян государство, устроил для них четкую политическую и экономическую систему.
«Норманнская теория» живет долго. Западные ученые продолжают насаждать ее и в XXI веке. Смысл в том, что славяне – это отсталый, ущербный народ, не способный к прогрессу. Якобы без помощи Запада у славян не может развиваться наука, культура и демократия.
Конечно, взаимодействие с Западом приносит пользу. Но мы больше нужны Западу, чем они нам. У нас столько ученых и научных открытий, такая могучая разнообразная культура. А то, что князь Рюрик создал на Руси государство – это заблуждение некоторых ученых.
Принятие русью хрестианства
В980 году Владимир провел первую религиозную реформу. Он собрал всех богов, которым поклонялись славяне, и возле Киева составил общеславянский пантеон. Целью реформы было религиозное объединение славянских племен и укрепление государства. Но эта реформа не достигла своей цели.
Вторая религиозная реформа была проведена в 988 годуизвестная как Крещение Руси. С христианством славяне познакомились намного раньше. Княгиня Ольга приняла крещение в 955 году и построила в Киеве деревянную церковь пророка Ильи. В результате победы Владимира у Корсуни (византийские владения в Крыму), византийский император был вынужден отдать свою сестру в жены Владимиру. Крестившись сам, Владимир велел крестить народ. Часть принимало крещение добровольно, часть людей оказывало сопротивление.
Принятие христианства способствовало усвоению русскими культуры Византии. На Руси начинается каменное строительство, зарождается иконопись, летописание и книжное дело, открываются школы. Однако в толще простого народа продолжали жить и языческие традиции. Таким образом сложилась ситуация двоеверия, характерная для этапа усвоения новой религии.