Принятие Русью христианства и его историческое значение.

Важнейшим результатом русско-византийских отношений было принятие князем Владимиром (980 – 1015) христианства в качестве государственной религии. Старая, языческая религия, отражавшая идеологические представления первобытнообщинного строя, вошла в определенные противоречия с господствующим строем на Руси, она уже была не в состоянии освящать и укреплять существующий общественный порядок.

У всех народностей, населявших пространство древнерусского государства к концу Х в., существовали свои собственные языческие божества, которым они поклонялись, и насаждение у них славянского языческого культа привело бы к обострению противоречий с основным населением страны. Различия в верованиях у народов, входивших в состав государства Русь, не способствовали их сближению в культурном и языковом отношениях. Эту стихию, тяготевшую к самобытным формам племенного существования, враждебную централизации, необходимо было сокрушить.

Важно также иметь в виду, что языческое мировоззрение пагубно сказывалось на международных связях Руси с другими странами, где уже господствовали монотеистические религии: христианство, иудаизм, ислам. Христианские государи не желали вступать в родственные союзы с язычниками. С помощью династических браков в средние века утверждались близкие отношения между отдельными странами.

Эти браки способствовали заключению мирных договоров и военных союзов, развитию торговых и культурных связей. Между тем языческое население Руси, подогреваемое языческими жрецами, враждебно взирало на приезды иностранцев в русские земли.

Конечно, такого рода политика не способствовала экономическому развитию Киевской державы. Отрицательно сказывались на развитии Киевского государства и ряд жестоких языческих обычаев: принесение в жертву пленённых врагов, убийство жён и слуг во время похорон.

Таким образом, в IХ – Х вв. в период складывания раннефеодального государства языческая религия становилась тормозящим фактором этого прогрессивного явления. Письменные источники говорят о проникновении христианства на Русь в первой половине IХ в. Как правило, его носителями были русские купцы. Восточнославянская знать была заинтересована в установлении тесных торговых контактов с Византийской империей. Константинополь был самым крупным торговым центром в мире, где можно было сбыть накапливавшиеся излишки пушнины, мёда, воска, ремесленных изделий и приобрести такие товары, которые не производились на Руси.

Однако представители всех нехристианских народов подвергались в Византии дискриминации. Разность вер препятствовала установлению тесных торговых контактов. Первой путь к христианству проложила княгиня Ольга, крестившаяся во время своего пребывания в Византии в 955 г. Однако, идя на такой шаг, она и не помышляла об обращении в новую веру русичей, сознавая их враждебность христианству.

Внук Ольги князь Владимир Святославович, придя к власти, первым делом проводит реформу пантеона языческих богов. Владимир пытался предотвратить распространение христианства на Руси путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новые социальные отношения раннефеодального общества. В 980 г. он возводит капища – святилища языческих богов в Киеве, при этом из множества оставляя только шесть: Перуна, Хорса, Дажбога, Стрибога, Симаргла и Макоши.

Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали: разрушение созданного пантеона и официальная христианизация. Это событие было ускорено ростом межгосударственных связей между Русью и Византией в конце 80-х годов. Владимир осознаёт необходимость новой религии, чтобы освободить Русь от родоплеменных традиций, укрепить великокняжеский централизм. Его взор обращается к Византии.

Согласно «Повести временных лет», Владимир провёл так называемое «испытание вер», послав посольства к мусульманам, иудеям, христианам – католикам. По разным причинам эти веры не устраивали Владимира. В частности, принятие католичества означало бы для Руси попасть под сильное влияние Римского папы и необходимость выплаты ежегодных дотаций Риму.

Отношения между государством и церковью существенно отличались в Византии и на Западе. И это, несомненно, учитывал Владимир. Римская церковь утверждала своё господство над светской властью. А в системе византийской государственности духовная власть занимала подчинённое положение и всецело зависела от императора. Такая структура власти полностью отвечала политическим стремлениям князя Владимира.

В 988 г. Киевское государство и Византия заключили между собой договор о дружбе и взаимопомощи. По этому соглашению Владимир должен был оказать помощь византийскому правительству войсками, а византийский император обещал выдать свою сестру Анну за русского князя при условии, что тот примет христианство.

Выполняя условия договора, Владимир крестился и при крещении получил христианское имя Василий в честь патрона императора Василия II – Василия Великого. Что касается крещения киевлян, то источники также дают противоречивые сведения о его времени. Наряду с традиционной датой 988 г. исследователи обосновывают и более ранние и более поздние даты, в частности, 990 г. Согласно «Повести временных лет», крещение киевлян происходило в Днепре, по «Житию Владимира» – в притоке Днепра реке Погайне.

После возвращения Владимира из Корсуни в Киеве появилось очень много корсуньских и константинопольских священников. Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому. Под Новгородом, в Перыне, где находился языческий храм, была построена церковь Рождества.

Следует отметить, что в 988 г. было не крещение всей Руси, а лишь начало крещения. В 990 году крестили киевлян, затем новгородцев и других. Однако даже новгородцы «сроднились с христианством» лишь в XII – XIII веках. В XII в. началось обращение в веру вятичей, в XIII в. – чуди, в XIV – зырян (коми-пермяков), в XVI – народов Поволжья, в XVII – калмыков, XVIII – народностей Сибири и Камчатки, и так вплоть до начала XX века.

С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая религиозная организация. Во главе ее стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, в отдельных областях – епископы, в селах и городах – священники. Влияние церкви на государственную верхушку весьма противоречиво: на каких-то этапах они поддерживали ее, но порой возникали и конфликты.

Подтверждение этому можно найти у В.Н. Татищева, который, исследуя летописные рассказы о крещении, приводят такие факты: митрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана с властью».

В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем».

Христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к Востоку от Днепра по Оке и Верхней Волге, даже в Ростове, не смотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. В летописях есть известие о том, что в 992 году князь Владимир с епископами на юго-западе крестил людей и в Червенской земле построил город, назвал его Владимиром и возвёл деревянную церковь Богородицы.

Вскоре после официального введения христианства на Руси была создана первоначальная организация русской православной церкви в форме метрополии константинопольского патриархата. Ее возглавлял митрополит, присылавшийся из Константинополя и имевший свою резиденцию в кафедральном соборе Святой Софии в Киеве. Кроме митрополита из Царьграда были присланы и епископы. Владимир привел с собой священников из Корсуни и Анна привезла с собой своих священников.

Однако даже большее количество призванных священников не могло удовлетворить потребности в них, надо было увеличить число русских священников, а это не могло произойти иначе, чем через специальное обучение. Такое обучение было введено сразу после всенародного крещения в Киеве. Для этого, по свидетельству летописца, по приказу Владимира, у лучших граждан отбирали детей и раздавали учиться к священникам при церквях. Из летописи можно узнать так же и о том, какое сильное влияние духовенство стало иметь на общественный строй.

Уже со времени Владимира и к первым десятилетиям княжества Ярослава можно отнести создание епископий в Белгороде, Новгороде, Полоцке, Чернигове, Турове и в некоторых других городах. Это было время христианизации и включения в орбиту церковной власти основной территории государства, населенной древнерусской народностью.

Русь приняла христианство, но не поступилась своей самостоятельностью. Вместе с христианством Русь получила письменность. Значительно расширились ее международные связи с так называемым «христианским миром». Церковь поддерживала отдельные направления в формировании духовной культуры: фрески, мозаики, иконопись, вокальное и хоровое пение. Строительство храмов находились почти всецело под эгидой церкви.

Довольно быстро после введения христианства прекратилась практика убийства жён, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения Руси, благотворно сказалось на хозяйственном развитии.

Несомненно, что христианизация дала толчок и развитию русского ремесленного производства. Иностранные мастера христианского вероисповедания могли теперь приезжать на Русь, работать в городах, передавать свой опыт и знания русским коллегам.

Были, конечно, и негативные стороны культурной миссии церкви. Например, порицалась инструментальная музыка, осуждалось театрально-цирковое искусство, третировалась скульптура как «ваяние языческих идолов», книгопечатание и образование имели строго религиозную направленность. Почти поголовному уничтожению подверглись памятники языческой культуры древних славян.

В конечном итоге христианизация Руси, безусловно, имела прогрессивное значение, тем более, в аспекте поиска духовной энергии и тех сил, которые дали возможность русскому народу выстоять в последующих тяжких испытаниях.

Политическое и социальное устройство древнерусского государства.Киевская Русь представляла собой своеобразный итог предшествующего развития производительных сил на обширной территории 1,3 – 1,8 млн. км (самое большое государство в Европе) с населением, по оценке специалистов, от 4,7 до 7,9 млн. человек, т.е. второе государство после Византии, где насчитывалось 20 – 24 млн. человек. В VI – VIII вв. у славян сложились условия, приведшие к рождению городов.

Летописи называют десять древнейших городов этого периода: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Изборск, Ладога, Белоозеро, Ростов, Муром и Любеч. Города становились средоточием торговли, ремесла и административных начал. Большинство населения, занимаясь сельским хозяйством, промыслами и ремеслами, размещалось на неукрепленных поселениях. Высокого уровня достигло земледелие, перешедшее от подсечно-огневой системы к пашенной. Росло поголовье скота.

Очень часто отмечают расцвет культуры в Киевской Руси. От времени крещения Руси до монгольского нашествия в 1237 г., как известно, было воздвигнуто не менее 10.000 храмов и 200 монастырей, в которых, по мнению академика В.В. Виноградова, имелось около 85.000 книг. Трудно поверить, что из этих десятков тысяч томов бесценного книжного фонда X – XII уцелело и дошло до наших дней менее двухсот книг.

Они свидетельствуют о высоком уровне русской книжности – идейном, языковом, и поэтическом. Былинный эпос Киевской Руси – самый яркий, если сравнить его с последующим. Есть мнение, что былинный идеал и действительность тогда совпадали. Объяснение этому находят разное. Главным было крушение родовых отношений, которые подавляли личность, регламентировали ее жизнь. Народ стал играть все более активную роль в социально-политической жизни Руси. Он не был еще подавлен ярмом феодальной зависимости.

С помощью «Русской правды» Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) можно попытаться восстановить примерный облик Древнерусского государства, характер которого до сих пор вызывает споры. Большинство учёных рассматривают Киевскую Русь как раннефеодальное государство, в котором сосуществование разных укладов было вполне естественным.

Латинским словом feodum (феодализм) в Западной Европе обозначали условное, наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора за какую-либо службу. Вольтер считал главной чертой феодализма политическую раздробленность и как ее следствие – засилье церкви.

В определение феодализма вкладывали и другие признаки: политические, правовые и т.д. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что это особая социально-экономическая формация, существовавшая у многих народов мира. Поэтому и советские специалисты по средним векам исходили из того, что это формация, имеющая в основе феодальный способ производства.

Смерд-крестьянин-общинник, имеющий свое собственное хозяйство, был представителем самой многочисленной группы населения. Были свободные смерды и уже попавшие в зависимость князю, боярам, дружинникам. А где же крупная земельная собственность? Вот этого-то и не могло быть в обществе, которое только-только выходило, освобождалось от родовых отношений.

Берестяные грамоты, обнаруженные в большом количестве в ходе раскопок в Новгороде, вносят существенные коррективы в представления о процессе феодализации на Руси. Видно, что сразу ничего не происходило: новгородские бояре на протяжении XI – XIII вв. собирали капиталы (почти 200 лет), чтобы потом в XIV – XV вв., опираясь на эти капиталы, приступить к земельным стяжаниям.

Изучая по «Русской правде» и по летописям состав древнего киевского общества, можно выделить три древнейших его слоя:

1. Высший слой, называемый старцами «градскими», «старцами людскими» – это аристократия.

2. Средний класс составляли так называемые «люди», «мужи», соединённые в общины, верви.

3. Низший класс – холопы или челядь – рабы и, притом, безусловно, полные.

С течением времени это общественное деление усложняется. На верху общества уже находится княжеская дружина, с которой сливается высший земский класс. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи.

Класс людей делится на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные люди назывались смердами, а зависимые – закупами. Такие категории населения, на которые указывает «Русская правда», как «закупы», «рядовичи» и «изгои», говорят о довольно сложной организации общества, а не о том, что «закупы» и «рядовичи» с «изгоями» вместе обязательно должны стать феодально-зависимыми крестьянами. «Холопы» и «челядь» – это рабы, чей труд в Киевской Руси находил применение. Конечно, не в таких масштабах, как в Греции или в Урарту, но домашние рабы были.

Киевскую Русь нельзя назвать феодальной, потому как феодализм в ней еще только складывался. Следовательно, она не знала сложившихся классов, поскольку переживала еще «дофеодальный период», который следует рассматривать как переходную стадию развития от родоплеменного строя к раннефеодальному. Характерным для нее был и общинный демократизм. История Древней Руси знала немало случаев изгнания неугодных горожанам князей.

Были в Киевской Руси и восстания народа. Едва ли не самое крупное было в Киеве в 1068 г. В 1071 г. на Белоозере, в 1113 г. в Киеве. При этом у каждого восстания были свои конкретные причины и поводы.

Так первое известное народное выступление произошло ещё при князе Игоре (912 – 945) в 945 г. Князь с дружиной собрали дань (полюдье), но показалось мало. Вернулись за новой добычей, они были убиты. Это был один из самых типичных случаев, дающих повод для выхода народного гнева наружу.

С политической точки зрения, Киевское государство также совмещало в себе признаки новых и старых общественных отношений. Во главе его стоял наследственный князь, которому подчинялись князья подвластных земель. При жизни князя-отца сыновья его сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань. В Киевской Руси признавался родовой принцип наследования (от брата к брату), но он часто нарушался, что запутывало ситуацию.

В 1097 г. в г. Любече состоялся съезд князей, который принял новые правила организации власти на Руси, призвав каждого князя «держать отчину свою». Однако это не остановило междоусобицы.

Постепенно всё шире стал применяться принцип отчинности, т.е. передачи престола от отца к сыну. Этот принцип тоже не служил устойчивости государства, так как составленная из многих племенных миров, Русь не могла сложиться в крепкое единое государство.

Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая со своим главой дань и добычу.

Между русским князем и дружиной были вассальные отношения. Князь советовался со своими дружинниками по всем вопросам. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли «думу» и назывались боярами.

Появление дружины знаменовало собой процесс феодализации государственной жизни. Сначала дружинники заменили всеобщее вооружение народа, а затем превратились в административно-военный слой, а позже в класс феодалов.

До поры княжеско-дружинная власть была ограничена элементами самоуправления, сохранившегося с предыдущих времён. Народные собрания – вече – играли значительную роль в жизни русских княжеств. Таким образом, Киевская Русь являла собой промежуточную ступень, отделяющую родоплеменное или варварское общество от классового.

Единое древнерусское государство было объединено новой, передовой по тому времени, культурой, писаными законами, религией. Исчезло старое деление по племенным признакам. Получило окончательное оформление древнерусская народность, из которой позже вышли русские, украинцы, белорусы.

В результате реформ Русь поднялась на уровень других государств того времени. Она не уступала другим странам ни в смысле общественно-экономического развития, ни в смысле культуры, ремесла, военного дела. Введение христианства, ставшего идеологической основой единой феодальной государственности Руси, сыграло в период раннего средневековья прогрессивную роль.

Длительное время культура Древней Руси развивалась в постоянном контакте с крупнейшими центрами древних цивилизаций, как Запада, так и Востока. Но на этой сложной и многообразной основе создавалась и крепла самобытная культура Руси.

Русская культура домонгольского периода была проникнута глубоким гуманизмом, терпимостью ко всем иноязычным и иноверным народам, отличалась глубоким патриотизмом, верой в красоту своей земли и силу духа ее народа.

Стремительный расцвет древнерусского государства произвел огромное впечатление в мире. Западный летописец (Адам из Бремена) называет Киев «украшением Востока» и «соперником Константинополя». Но, наиболее наглядно международный авторитет Киевской Руси просматривается в династических браках.

Если Владимир добыл себе «достойную жену» силой оружия, то в период княжения Ярослава наблюдается совершенно иная картина. Сам он женат на дочери короля Швеции, его сестра – королева Польши, три дочери – соответственно королевы Венгрии, Норвегии и Франции, сын женат на сестре короля Польши, внук – на дочери короля Англии, внучка – жена германского короля и императора Священной Римской империи Генриха IV. Это ли не признак международного признания древнерусского государства как значимой в Европе державы?

Таким образом, в IХ – ХП веках образовалось и успешно развивалось Древнерусское государство, в котором родоплеменные отношения вытеснялись феодальными. Развитие экономики и культуры, бурное градостроительство, укрепление военной мощи сделали Киевскую Русь доминирующей силой в Восточной Европе и вывели ее в разряд передовых держав. Все свидетельствовало о том, что Русь, как и Запад, развивалась по прогрессивному типу, шла общецивилизационным путем.

Однако объективные процессы вызревания феодализма логично привели к распаду единого государства на множество самостоятельных княжеств, фактически независимых друг от друга. Произошло это после смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого в 1132 г., когда удельные княжества перестали подчиняться Киеву, как центру государства.

Раздел П. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Наши рекомендации