Понятие глобальных проблем и глобализации. Их типология.

Глобальные проблемы современности – это комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового характера, от решения которых зависит судьба человечества

Термин«глобальные проблемы»в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов ХХ века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже с конца 1950-х годов с достаточной очевидностью проявилась глобальная экологическая проблема. Мировые войны ХХ столетия, создание ракетно-ядерного оружия на рубеже 1940-50-х годов поставило человечество перед угрозой самоуничтожения.

Глобальные проблемы, осознание которых заставляет землян сплотиться, имеют свою специфику. Они касаются каждого живущего на Земле человека, влияют на будущее человеческого рода, определяют развитие человеческих общностей во всех регионах планеты, требуют для своего решения объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них предполагает по крайней мере учет влияния на нее других. К глобальных проблемам относятся: сырьевая, энергетическая, экологическая, продовольственная и демографическая, преодоление экономического отставания многих освободившихся стран, ликвидация опасных болезней и др. Ключевой среди них выступает проблема войн.

Острота глобальных проблем становится особенно наглядной, если сопоставить их с современными демографическими процессами. Сегодня на Земле более 6 млрд. человек. По оценкам и прогнозам ООН, в 2030 году нас будет около 10 млрд., а к 2080 г. – 14 млрд. человек (т.е. человечество ежедневно увеличивается на 280-320 тыс. человек). Только обеспечение продовольствие постоянно растущего населения планеты представляет собой одну из глобальных проблем. В странах, где наблюдается постоянная нехватка продуктов питания, проживает сейчас 2/3 населения мира. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости разработки действенных международных механизмов ее преодоления как одной из острейших глобальных проблем, непосредственно затрагивающей интересы большинства жителей Земли. Сегодня главная задача – создать условия для безопасного существования человеческой цивилизации. А это возможно только при активном сотрудничестве всех народов мира.

Характерные черты глобальных проблем:

– они имеют общечеловеческий характер, т.к. затрагивают интересы всех стран и народов, а в перспективе – будущее всего человечества;

– имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их развитие не всегда даже заметно;

– в современных условиях приобретают всемирный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов;

– имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов;

– постоянно развиваются во времени и пространстве, в результате появляются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать;

– противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т.к. полностью глобальные потребности удовлетворимы только в большой исторической перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное решение при условии активного международного сотрудничества;

– имеют смешанную социоприродную сущность и по причинам возникновения и по характеру проявления.

Основными причинами обострения глобальных проблем являются развитие самого общества, его производительных сил, бурный рост научно-технической революции и социальный прогресс.

Отмечая взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем современности, следует определить их типологизацию, которая зависит от конкретного основания (критерия), положенного в его основу.

Согласно концепции Л.Н.Самойлова выделяют следующие типы:

– I класс. Суперглобальные (общемировые глобальные) проблемы современности. Сюда включаются: проблема предотвращения мировой ядерно-ракетной войны, установление нового международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции и т.д.

– II класс. Общепланетарные (ресурсные) глобальные проблемы. К ним относятся: экологические проблемы во всех своих проявлениях, демографические, энергетические, продовольственные проблемы, проблемы использования космоса и т.д.

– III класс. Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности. Сюда включаются проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы здравоохранения, образования, проблемы планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человека и т.д.

Системная целостность глобальных проблем предполагает и определенную систему знания, характеризующуюся комплексностью исследований, которая получила общее название глобалистика.

Пути решения глобальных проблем.Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.

На первой волне, «бума прогнозов» в 1960-70-е годы возникают футурологические концепции, в которых прогнозируется будущее человечества.

Решение глобальных проблем рассматривается с позиций и значения научно-технического прогресса.

Позиции сторонников «экологического пессимизма» были наиболее ярко выражены в проектах и прогнозах Римского клуба, начиная от концепции «нулевого роста», и далее в концепции «органического роста». Неверие в возможности НТП по преодолению глобального кризиса, отказ от прогрессивного общественного развития, углубление социального пессимизма сделали невозможным реализацию этой программы на практике и дальнейшее ее теоретическое развитие.

Подъем второй волны «технологического оптимизма» приходится на начало 1980-х годов и связан с работами Г.Кана, в которых он предлагает модели новой «супериндустриальной» цивилизации и отстаивает теорию «неограниченного роста». Не получив широкого распространения, оба эти подхода сменяются обращением взглядов к новой категории – «качество жизни», которая наряду с материальными его показателями включает и его духовные аспекты. Духовной стороне «качеству жизни» отдается предпочтение. Огромное значение придавалось в данных концепциях развитию личности, совершенствованию ее мировоззрения. И здесь на первый план выдвигались наука, религия, право, мораль.

Церковь, активно включаясь в разработку глобальных проблем современности, всеми силами и возможностями стремится сохранить и расширить свое влияние на все слои населения. Для этих целей создаются различного рода «теологии природы», «экотеологии», «глобальные стратегии выживания» и т.д.

Приоритеты религии, религиозной этики в деле решения глобальных проблем отстаивают и многие западные ученые, в той или иной степени занимающиеся разработкой вопросов вероучения церкви. Наиболее характерна в этом плане позиция Л.Уайта и А.Тойнби, которые считают, что для разрешения глобальных проблем достаточно вернуться к древним (пантеистическим) воззрениям.

На смену господству технических и биологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные (разумные) законы. И этот переход на новую ступень развития, на новый уровень осмысления законов взаимодействия общества с природой В.И.Вернадский называет этапом формирования ноосферы. Формирование ноосферы – это длительный, сознательно организованный и направляемый процесс, который сегодня находится еще на этапе своего становления. А формирование нового глобального сознания – это одна из его важнейших составляющих.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое глобализация?

2. Назовите характерные черты глобальных проблем.

3. Какие Вы знаете типы глобальных проблем?

4. Проанализируйте концепции и теории в решении глобальных проблем современности.

Основные понятия

Глобализация – постепенное создание единой всемирной системы, в которой циркулируют информация, идеи, ценности, товары и услуги, капиталы и люди.

Глобальные проблемы современности – комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового характера, от решения которых зависит судьба человечества.

Глобалистика – научное направление, изучающее происхождение, проявления, пути решения различных глобальных проблем и процессов, охватывающих своим влиянием всю планету.

Суперглобальные (общемировые глобальные) проблемы –проблемы, связанные с преобразованием международных отношений в целях дальнейшего развития человечества. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.

Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные) –проблемы, порожденные не оптимальным взаимодействием общества и природы. К ним относятся: экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая, освоения космоса и др. проблемы.

Общечеловеческие (субглобальные) проблемы – проблемы, связанные с гармонизацией отношений общества и личности. Это проблемы здравоохранения, образования, ликвидации социального неравенства, роста уровня жизни, гарантии прав человека и т.д.

Великие державы –государства, оказывающие определяющее влияние на международные отношения благодаря своему военно-политическому и экономическому потенциалу.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Основная литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). Минск: Национальный центр правовой информации РБ, 2007.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 19 янв. 2010 г. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь, 2010. 19 с.

3. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 9 ноября 2010 г. № 575 // Нац.реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 276. № 1/12080.

4. Послание Президента Лукашенко А.Г. белорусскому народу и Национальному собранию: «Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого – достойное будущее страны» // Советская Белоруссия. 2011. № 75 (23715).

5. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы // Рэспублiка. 11 лiстапада. 2010 г.

6. М е л ь н и к, В.А. Политология: Учебник /В.А.Мельник. 5-е изд, перераб. и доп.– Минск: Выш.шк., 2010.

7. Политология: Учебник / С.В.Решетников [и др.]; под ред С.В.Решетникова. 6-е изд., перераб. и доп. Минск: ТетраСистемс, 2010.

8. К р у г л о в а, Г.А. Политология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Минск: «Асар», 2009 г. 304 с.

Дополнительная литература

9. Основа успеха заложена в нас самих. Из Послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 21 апреля 2011 г.//Беларуская думка. 2011. № 5.

10. Белорусская модель развития. Мнения. Комментарии. Исследования// Беларуская думка. 2010. № 11.

11. Национальная безопасность Республики Беларусь // Беларуская думка. 2011. № 3.

12. М а л ь ц е в, Л. Важнейший фактор развития государства / Л.Мальцев // Беларуская думка. 2010. № 12.

13. Ч е р в я к о в, А. Новое качество развития/ А.Червяков// Беларуская думка. 2011. № 1.

14. Политология: ответы на экзаменационные вопросы /И.И.Екадумова. 4-е изд. перераб. и доп. Минск: ТетраСистемс, 2010.

15. Политология: пособие для студентов и учащихся учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования / Л.Е.Назаренко, С.К.Чернецкая: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Учеб.-метод.центр Минсельхозпрода. Минск:УМЦ, 2006.

16. Г и л е в и ч, М. День выборов / М.Гилевич // Беларуская думка. 2010. № 1.

17. М е р к у р ь е в, А.В. Роль идеологии в системе государственного управления / А.В. Меркурьев// Социально-гуманитарные знания. 2009. № 4.

18. Е р м о ш и н а, Л. Любые выборы – это экзамен / Л.Ермошина // Беларуская думка. 2010. № 2.

19. П л я й с, С.Я. Безопасность человека, государства и мира / С.Я.Пляйс //Вестник Московского университета. Серия 12. 2010. № 4.

Наши рекомендации