Международная экономическая интеграция. предпосылки и суть.

Важнейшей чертой современности является рост взаи­мозависимости экономик различных стран, развитие интег­рационных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обра­щенной к внешнему миру. Одна из аксиом политико-эконо­мического развития мировой экономики в послевоенный период - поступательный рост их взаимозависимости.

Процесс международной экономической интеграции обус­ловлен развитием и углублением международного разделе­ния труда. От простого обмена товарами - к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств - к тесной производственной и научно-технической кооперации - к совместному ведению производ­ства и управлению /I/. В результате - национальные экономики "проникают" друг в друга. Очевидной становит­ся интернационализация хозяйственной жизни, когда пере­плетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности. Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние ми­рохозяйственные региональные связи, охватывающие мно­гие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспекти­вы дальнейшего хозяйственного прогресса.

Логика рыночной экономики и классической экономи­ческой теории, открытость и свобода торговли также способ­ствовали развитию интеграционных процессов. Либерализация международного обмена облегчила адапта­цию национальных хозяйств к внешним условиям и воздей­ствиям, способствовала более активному их включению в международное разделение труда и кооперацию, в процесс широкого межгосударственного общения. Динамичное раз­витие мировых производительных сил, все более широкое внедрение результатов научно-технического прогресса откры­ли для цивилизованных стран возможность перехода от эк­стенсивного к интенсивному типу воспроизводства, к формированию нового технологического базиса. В результа­те произошло перерастание производительными силами на­ционально-государственных делений, их выход за пределы территориальных границ. Причем этот процесс коснулся всех важнейших элементов материальной и нематериальной сфе­ры не только товаров, но и капитала, услуг, рабочей силы, всех стадий общественного воспроизводства.

Качественно новым этапом интернационализации хозяй­ственной жизни, предполагающим более тесное сближение отдельных национальных хозяйств, является экономическая интеграция, в рамках которой обеспечивается концентрация и переплетение капиталов, проведение согласованной меж­государственной экономической политики.

Понятие "международная экономическая интеграция" можно определить как объективный, осознанный и направ­ленный процесс сближения, взаимоприспособления и сра­щивания национальных хозяйственных систем, обладающий потенциалом саморегулирования и саморазвития, и в основе которого лежит экономический интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов и международное разделение тру­да. Тем самым отрицается понимание интеграции, как толь­ко сознательно регулируемого или только стихийного рыночного процесса. Это две неразрывные стороны одного и того же процесса. Основной целью интеграции является на­ращивание объема товаров и услуг вследствие обеспечения эффективности хозяйственной деятельности в международ­ных масштабах.

Сегодня интеграционные объединения носят региональ­ный характер и различаются по глубине происходящих про­цессов. Существуют четыре основных вида интеграционных объединений:

• зона свободной торговли: страны-участницы отменяют таможенные барьеры в торговле между собой;

• таможенный союз характеризуется свободным пере­мещением товаров и услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

• общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и для пере­мещения рабочей силы и капитала;

• экономический союз предполагает, что ко всем пере­численным интеграционным мероприятиям добавляется целый новый блок, как-то: проведение единой экономической политики, создание системы регулиро­вания социально-политических процессов, общая валю­та.

Факторы экономической интеграции бывших советских республик.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
· разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
· желанием широких масс населения в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
· технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные тенденции, определявшиеся, прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки №воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран – членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.
Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часто встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.
Готовность бывших советских республик и интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами – членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно – со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие их них рассматривали СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать механизм интеграционной группировки для достижения своих политических задач.
ВЫВОДЫ:
Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.
Главные препятствия интеграции – опасения в странах – членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.
Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.

Наши рекомендации