Идеальный общественный и государственный строй.
На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан.
Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов..
Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь).
Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.
Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.
Главная забота государства - организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.
Государственное устройство Утопии характеризует: "полное внутреннее согласие" - то есть четкая иерархическая система управления, нарушитель которой является преступником и "наличие незыблемых учреждений" - отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов - так как существующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать. Результат: такое общество будет обречено на стагнацию, невозможность развития из-за необходимости поддержания одной идеальной, единственно верной модели организации жизни общества.
Главная основа их устройства: "общность их жизни и питания при полном отсутствии денежного обращения". Уничтожение частной собственности - приводит к равномерному распределению средств государством.
Всеобщность: кто знает 1 город, тот знает все города Утопии, кто знает 1 утопийца, тот знает всех утопийцев. Все находится в определенном порядке, поддерживаемом возможностью применения силы государства.
Утопия - федерация из 54 городов.
*54 города было в Англии и Уэльсе во времена Томаса Мора*
Общеутопийский сенат или Народные Сборы: 1 раз в год в центре страны в г. Амауроте собираются по 3 старых гражданина каждого города - всего 162 человека - для обсуждения общих дел острова, перераспределения продуктов в случае нехватки. Реально этот сенат ничего не решает.
В одном городе - 6 тысяч семей. Во главе 1 семьи - отец и мать.
Филарх/сифогрант (новое и старое название должности) - во главе каждых 30 семейств. Избираются на 1 год. Задача: наблюдать, чтобы никто не сидел праздно. Филархов всего - 200 чел. Филархи тайным голосованием намечают князя из 4 кандидатов, предложенных каждой 4-й частью города.
Протофиларх/транибор - во главе 10 филархов с их семействами. Избираются на 1 год, но зря, без веских оснований их не меняют. Протофилархов всего - 20 чел.
Князь - избирается пожизненно.
*По тексту Томаса Мора непонятно: князя предлагают только жители 1 города-столицы Амаурота, а избирают соответственно амауротские 200 филархов или в избрании князя должны участвовать и филархи остальных 53 городов Утопии.*
Сенат: траниборы/протофилархи каждые 3 дня совещаются с князем. На совещание допускаются каждый раз по 2 различных сифогранта. Итого: сенат, обладающий реальной властью, принимающий законы, состоит из: 20 траниборов + 1 князь + 2 сифогранта (каждый день разные)= 23 человека.
Принятие общественных решений помимо сената и Народных Сборов - есть преступление по утопийским меркам.
Итого: государственное устройство:
1 Князь
Сенат: 20 траниборов
Собрание 200 сифогрантов
Семьи - 6 000 чел.
Деревня: функция: снабжение города хлебом. Семьи по 40 чел. Срок их роботы в деревне - 2 года, по истечении - обратно в город.
Внешняя политика: Утопия - экономически самодостаточная, изолированная страна. Утопийцы несут миссионерская функция по отношению к другим, менее продвинутым странам. Воюют они почти всегда за чужие дела - если другой народ их попросит.
Война: внутрення - не бывает. Внешняя: если утопийские купцы терпят в чужой стране имущественный убыток - то утопийцы не мстят войной, так как они утратили часть государственного имущества - то есть не получили выгоды от избытка. Если же граждане Утопии понесли в чужой стране физический ущерб - быть войне.
Из неприкосновенного запаса страны на случай войны со внешним миром делают золотые и серебряные ночные горшки и цепи для рабов.
Воюют утопийцы хитростью, устройством у врага внутренних раздоров, используя наемное племя заполетов, которым платят золотом. Это племя настолько безнравственное, что сколько заполетов ни умрет - все к лучшему. Утопийцы считают: благоразумнее подкупить/продать врага, чем воевать, тратя жизни людей.
После окончания войны - с побежденных взимается налог за понесенные расходы. Для управлениями этими доходами утопийцы каждый год посылают в побежденную страну часть своих граждан - квесторов. Эти деньги утопийцы могут подарить друзьям, предателям среди побежденных, самим исправившимся врагам.
Город Солнца» Т.Кампанеллы.
КАМПАНЕЛЛА Томмазо (5 сентября 1568, Стило, Италия — 21 мая 1639, Париж), итальянский гуманист, философ, богослов, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника, Кампанелла в 1582 вступил в доминиканский орден. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет, в течение которых написал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых утопия «Город Солнца» (1602, опубликовано 1623, русский перевод 1906), «Монархия Мессии» (1633), «Метафизика» 1638), «Побежденный атеизм» (1631), «Апология Галилея» (1622). Его произведения распространялись в списках и даже были частично опубликованы в Германии.
Сюжет: разговор двух собеседников: морехода из Генуи, который боялся опоздать на корабль и Главного Гостинника.
Как устроен город. Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. И город так выстроен, что если брать его приступом - чтобы захватить каждый следующий круг, надо постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. "Но, по-моему, невозможно взять и первый круг: настолько широк окружающий его земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами".
Система управления.
Верховный правитель - священник - "Солнце"/Метафизик.
*Хотя в одном месте Кампанелла пишет: "Лица, стоящие во главе отдельных наук, подчинены правителю Мудрости, кроме Метафизика, который есть заместитель Солнца", все же почти везде Метафизик выступает как синоним правителя-Солнца, а не его заместитель.*
Должность Солнца: требования:
от 35 лет;
должен знать: метафизику, богословие, историю, обычаи, обряды, законы всех народов, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел, строение и историю неба, физику, математику, астрологию;
быть ознакомлен: со всеми ремеслами, языками (в городе Солнца много профессиональных переводчиков);
уже задолго известно, кто станет Солнцем. Происходит он чаще всего из среды жрецов (24 человека сидят наверху в Храме);
должность несменяема до тех пор, пока Солнце не передаст ее добровольно - тому, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению. Отсюда вывод: ни 1 существующий правитель не будет поддерживать качественное образование, чтобы не создавать себе конкуренции.
Компетенция Солнца:
он глава всех в светском и духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение;
ежедневно Солнце и трое главных правителей совещаются о текущих делах; проверяют, утверждают и приводят в исполнение постановленное на выборах;
ежедневно он поднимается к 24 жрецам в храме и рассуждает с ними о том, "что они измыслили нового на благо Города и всех народов мира";
как первосвященник Солнце через систему всеобщей исповеди узнает, все помыслы горожан. Публично исповедает их грехи, затем , также всенародно, свои.
При Солнце находятся три соправителя: Пон, Син и Мор / Мощь, Мудрость и Любовь. Эти четверо обсуждают все дела республики. Им принадлежит ежедневная исполнительная власть: проверяют, утверждают и приводят в исполнение постановленное на выборах, совещаются о текущих делах.
Мощь/Пон: компетенция: все, касающееся войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше Солнца. В случае войны Мощь получает полномочия римского диктатора, при необходимости совещается с Солнцем и двумя правителями. Но для получения Мощью этих полномочий созывается Большой Совет, где Проповедник излагает народу причины войны и законность похода.
Мудрость/Син: компетенция: свободные искусства, ремесла, всевозможные науки, соответственные должностные лица и ученые, учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук. По велению Мудрости все городские внутренние и внешние стены расписаны живописью, отображающей все науки.
Любовь/Мор: компетенция: деторождение, воспитание новорожденных, врачевание, изготовление лекарств, земледелие, скотоводство, все, относящееся к пище, одежде. В его распоряжении - ряд наставников и наставниц, приставленных следить за всеми этими делами. Столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: Великодушие, Мужество, затем Целомудрие, Щедрость, Правосудие - уголовное и гражданское, Усердие, Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Веселость, Бодрость, Воздержность.
Большой Совет: функции:
собирается каждое новолуние и полнолуние;
в нем присутствуют все от двадцати лет и старше. Все могут поодиночке высказаться что плохо в государстве, в работе должностных лиц. То есть -это канал обратной связи правительства с народом;
при объявлении Городу Солнца войны Большой Совет собирается и выслушывает причины войпри объявлении Городу Солнца войны Большой Совет собирается и выслушывает причины войны и законность похода, которые излагаются Проповедником;
на Большом Совете выбор должностных лиц только намечается заранее.
Обсуждение государственных дел и выбор должностных лиц. Каждый восьмой день собираются все должностные лица: Солнце, Мощь, Мудрость и Любовь, из которых каждому подчинены три начальника, так что всех их - тринадцать. Собираются и все начальники отрядов - женских и мужских - десятники, полусотники и сотники для обсуждения государственных дел и выбора должностных лиц, которые на Большом Совете только намечаются.
Итого: должностных лиц избирают:
четыре главных правителя: Солнце, Пон, Син и Мор;
руководители соответственных наук и ремесел - они предлагают на Большом Совете кандидата, каждый руководитель на основании своих сведений о его успехах и наклонностях высказывается за или против его избрания.
Сменяются должностные лица:
по воле народа. Для этого народу необходимо на Большом Совете высказаться против неустраивающего руководителя. Наиболее вероятный вывод: это будет происходить редко;
четверо высших несменяемы, если только сами на совещании между собою не передадут свои полномочия другим, кого считают достойнейшим. Наиболее вероятный вывод: это практически неосуществимо.
Царь: тот, кто главенствует над другими в каком-нибудь занятии. Например: в земледелии.
Мудрость начальствует над: Грамматик, Логик, Физик, Медик, Политик, Этик, Экономист, Астролог, Астроном, Геометр, Космограф, Музыкант, Перспективист, Арифметик, Поэт, Ритор, Живописец, Скульптор.
Правитель Любовь начальствует над: Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод, Стадовод, Заведующий приручением животных, Главный кухмистр, Откормщик и т. д.
В распоряжении триумвира Мощи: Стратег, Начальник единоборцев, Кузнечных дел мастер, Начальник арсенала, Казначей, Заведующий чеканкой монеты, Инженер, Начальник разведки, Начальник конницы, Конюший, Главный гладиатор, Начальник артиллерии, Начальник пращников и Юстициарий. А этим всем подчинены особые специалисты.
Суд: Все по отдельности люди подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами. К насильникам применяется смертная казнь или наказание - око за око, зуб за зуб.
Обвинение излагается перед судьей и Мощью. При смягчающих обстоятельствах - могут приговор смягчить три правителя, от которых можно апеллировать к Солнцу, но не в порядке судопроизводства, а в порядке просьбы.
Исповедь: проводят - первосвященник Солнце и должностные лица, а из должностных лиц священниками являются только высшие. На их обязанности лежит очищать совесть граждан, а весь Город на тайной исповеди открывает свои прегрешения властям, которые одновременно и очищают души, и узнают, каким грехам наиболее подвержен народ.
Затем сами священноначальники исповедуют трем верховным правителям и собственные и чужие грехи, обобщая их и никого при этом не называя по имени, а указывая на наиболее тяжкие и вредные для государства. Трое правителей исповедуют эти же грехи вместе со своими собственными самому Солнцу, который узнает отсюда, какого рода прегрешениям наиболее подвержен Город, и заботится об искоренении их надлежащими средствами. Солнце всенародно исповедует грехи Города, затем свои собственные грехи.
Образ жизни
Народ соляриев (жителей города Солнца) появился из Индии, бежал от монголов. На том же острове с ними соседствуют еще четыре царства, сильно завидующих благополучию соляриев, периодически завистники розвязывают войны.
Все у них общее: знания, почести, наслаждения, жены, обучение. Распределение - в руках должностных лиц.
От частной собственности - происходит себялюбие, грабеж государства, гордость, праздность, лицемерие, предательство. Отказ от частной собственности доводит до любви к Родине.
Достойнейший - тот, кто изучил больше искусств и ремесел, кто умеет применять их с большим знанием дела. Солярии не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний.
Еда: должностные лица получают большие и лучшие порции.
Деторождение - деятельность на благо государства, реализация его интереса. Бесплодная женщина не пользуется таким же почетом как матрона.
Каждый работает не больше четырех часов в день. Труд общеобязателен. Никакой телесный недостаток не принуждает соляриев к праздности, в преклонном возрасте солярий привлекается к совещаниям; если кто-то "совсем физически немощен, то он работает в деревне, получает хорошее содержание и служит соглядатаем, донося государству обо всем, что услышит".
Солярии беспощадно преследуют врагов государства и религии, как недостойных почитаться за людей.
Рабство: рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют либо на копанье рвов, либо на другие тяжелые работы вне города.
Иностранцы, желающие стать гражданами Государства Солнца, подвергаются месячному испытанию за городом, а потом в течение месяца в самом городе.
Социальные регуляторы: почет; нормы, издаваемые властями.
Зло для общества: если преступление совершено или против свободы государства, или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью.