Платон об идеальном правителе и правлении. Политика как знание и искусство.
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть диалог «Политик», в котором описываются мифы «о пастухе», «о враче», «о ткаче». В этом диалоге Платон хочет избежать опасений и подозрений в том, что "называя лишь некоторые черты царя, мы не дадим безупречного в своем совершенстве образа политика, пока не перечислим всех тех, кто вокруг него толпится. В диалоге "Политик" собеседники приходят к первой дефиниции: политик - это пастух человеческого стада. Образ "пастуха", используемый в политическом измерении, воплощает заботу о народе (стаде в буквальном для Платона смысле), чтобы он был накормлен (политика при этом определяется как "стадное питание"), а его численность сохранялась неизменной (чтобы стадо не разбежалось). Платон в диалоге "Политик" уподобляет "царственного мужа - политика" ткачу, искусно плетущему "государственную ткань": "царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта обвивает всех остальных людей в государствах... держит их в своих узах и правит, и распоряжается государством, никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его... счастливым".
Образ "врача" связан с лечением общественных болезней (Платон буквально говорит об "общественном враче") (3) - в этой связи здесь можно вспомнить широко используемый в современном научном обиходе термин "социальная профилактика". Врач имеет право употреблять ложь во имя спасения пациента.
Идеальным правителем по мнению Платона должен быть философ.Только философ, человек, достигший высшей ступени мудрости, в том числе политической, может взять на себя управление государством. При этом Платон стремится сломать стереотип того образа философа-отшельника, который утвердился в представлении греков и "портрет" которого мы встречаем в сочинениях и самого мыслителя (Государство, VI, 487 d-e; Феэтет, 173 cff). Мудрец, обладающий истинным знанием и лучше других понимающий недуги современного ему мира, не может устранить зло и усовершенствовать жизнь общества, пока он не наделен властью. Только соединение философского знания и высших государственных полномочий может создать условия для активного преобразования жизни общества (Государство, V, 473 d-e).
Политика – это согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, начертанные по мере сил сведующими людьми.
Политика есть искусство, а не техника, и ориентировано оно на реализацию человеческой природы. Политическая философия, которая вырастала из политического искусства, разделила дела политические и все неполитическое.
Платон о возникновении и сущности государства.
Государство образуется естественным путем. Люди собираются вместе, чтобы удовлетворить вои потребности для достижения всеобщего блага.
Формальная цель "Государства" заключается в том, чтобы определить "справедливость". Но уже на ранней стадии было решено, что поскольку легче увидеть любую вещь в большом, чем в малом, то будет лучше исследовать то, что составляет справедливое Государство, чем то, что составляет справедливого индивида. И поскольку справедливость должна иметь место среди атрибутов самого лучшего воображаемого Государства, надо сначала обрисовать такое Государство, а затем решать, какие из его совершенств следует назвать "справедливостью".
Определение "справедливости", которое является формальной целью всего обсуждения, достигается в четвертой книге. Нам говорят, что справедливость состоит в том, что каждый выполняет свою собственную работу и не вмешивается в чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник и страж - каждый выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов.
Политика» Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в небольшом эллинском городе Стагире. В 367 г . до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где учился, а потом преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув в 347 г . Афины, Аристотель в течении нескольких лет живет в других греческих государствах, а в 342-340 гг. до н.э. по приглашению Македонского короля Филиппа II занимается воспитанием его сына Александра (будущего великого полководца Александра Македонского). В 335 г . до н.э. Аристотель возвращается в Афины, где образует свою философскую школу – ликей (лицей) и руководит ей почти до конца своей жизни. Основными произведениями Аристотеля являются: «Политика» (341 до н.э.), «Афинская полития», «Никомахова этика».
Аристотель реформировал философию Платона, преодолев ее объективный идеализм, и создал свое учение.
Методы Аристотеля:
Аристотель выделял три вида наук: творческие, (философия) практические (этика, политика), созидательные(ремесла, искусство)
Таким образом, политика отделялась от философии – это наука управления государством; это наука о высшем благе человека и государства. Она выполняет воспитательную функцию.
В своих рассуждениях Аристотель занимает реалистическую позицию. Он не был материалистом и считал, что задачей философии является постижение объективных форм. Истина, по Аристотелю, выражается понятием. Аристотель отказался от диалога как формы изложения мыслей. Его форма – научный трактат – придает учению объективность и беспристрастность.
«Политика» состоит из 8 книг:
1. Структура семьи и домашнего хозяйства; «Что есть государство?»
2. Критика предшествующих теорий государства (выявление положительных и отрицательных сторон)
3. Основные понятия политической науки; сущность гражданина; классификация форм правления
4. – 6. разбор олигархии и демократии и их смысл; вводит понятие среднего сословия; причины революций в государстве и способы их предотвращения
7. – 8. Устроение наилучшего государственного устройства.
Учение о государстве.
Аристотель отрицал божественное происхождение государства. Он разрабатывал органическую концепцию: государство возникает по природе вещей (в следствие природных законов). В рассуждениях о происхождении государства Аристотель исходит из природы человека: человек – социальное (политическое) животное, он может выжить только в общении. Таким образом, по Аристотелю, государство возникает стихийным путем, в результате последовательной смены трех форм общения:
• Семья
• Поселение
• Государство
Государство, по Аристотелю – это:
• Полис,
• Высшая, политическая, форма общения между свободными и равными (только между гражданами), не распространяющаяся на семью и отношения между хозяевами и рабами.
• Множество взаимосвязанных элементов. Аристотель критикует патриархальную теорию происхождения государства: государство – это не семья. Это разные формы общения между людьми.
Отличия государства от семьи:
• Государство – общение равных и свободных. В семье же – отношения неравенства; здесь связь между людьми основана на отношениях власти и подчинения. В семье существует 3 вида таких отношений: муж – жена, отец – дети, домовладыка – рабы.
• Семья для того, чтобы жить (удовлетворение повседневных потребностей), государство же для того, чтобы жить счастливо.
В отношении рабства (проблема рабства относится к проблемам семьи) Аристотель стоит на позиции его оправдания. Рабство, по Аристотелю, - естественное явление (существует по природе вещей): есть люди, прирожденные к рабству из-за недостаточности интеллекта, следовательно, рабство полезно как господину, так и рабу.
Государство как система:
• Территория.
• Коллектив граждан (но не населения в целом). Гражданин – тот, кто участвует в законосовещательной и судебной власти.
• Семья.
• Система магистратур (гос. Должностей), которые занимают граждане.
• Частная собственность.
• Казна.
• Культ.
• Единая система правосудия.
• Единое представление о справедливости.
Справедливость. Существует два вида справедливости:
• Уравнивающая – когда закон применяет ко всем равную мерку.
• Распределяющая – каждому по заслугам и способностям.
Справедливость, по Аристотелю, – это относительная, условная категория. Представления людей о справедливости меняются.
Учение Аристотеля о формах правления полностью построено на наблюдении и анализе.
На основе двух критериев (нравственный критерий и количество правящих) Аристотель выделяет следующие основные формы правления:
Правильные | Неправильные | |
Правление одного | Монархия (царская власть) | Тирания |
Правление немногих | Аристократия | Олигархия |
Правление большинства | Полития | Демократия |
Лучшая форма правления, по Аристотелю, - полития – умеренная демократия, освобожденная от крайностей (выборы по жребию, докимасия). Устанавливается небольшой имущественный ценз, однако гражданскими правами не обладают ремесленники и торговцы.
Идеальное государство – полис, с преобладанием среднего размера собственности, что ведет к преобладанию среднего класса; форма правления – полития; мирное государство; государство, а котором правят законы.
Способ построения Аристотелем идеального государства реалистичный – модель идеального государства построена не путем мечтаний, а методом наблюдения. Идеальное государство Аристотеля – не утопия, а реальность («Афинская полития»).
Учение о праве.
• Право регулирует отношения только между свободными и равными
• Аристотель выделяет естественное право и право, установленное людьми.
• Аристотель разработал принцип верховенства законов.
• В качестве основного принципа права Аристотель выделял принцип справедливости.
• Принцип почитания законов (законопослушания).