Диалог платона «государство».

Диалог Платона «Государство».

Платон (427-347 гг. до н.э.) родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу-Академию, которая просуществовала более 1000 лет. Основными произведениями Платона являются диалоги «Законы», «Государство», «Политик».

Диалог Платона «Государство» - художественное произведение (во время его написания еще не сложилась форма научного трактата). Задачами (основными темами) данного произведения являлись:

• Построение модели идеального государства.

• Познание сущности справедливости.

• Создание учения о формах правления.

Идеальное государство.

При построении модели идеального государства в диалоге «Государство» Платон использует метод органической аналогии (человек = государство = космос), а именно, по его словам: «По самой идее справедливости, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним». Следовательно, познав человека, можно познать и государство.

Итак, Платон выделяет в человеке три начала:

• Разумное

• Яростное

• Вожделеющее (биологическое)

При этом идеальным является человек, у которого разум преобладает над другими началами.

В идеальном государстве, как и в человеке, существуют три начала:

• Совещательное начало – правители (философы)

• Защитное начало – войны (стражи)

• Деловое начало – производители (ремесленники, земледельцы).

То есть, как видно, государство состоит из трех сословий, соответствующих каждому из его начал.

Государство, по Платону, это:

• полис

• система удовлетворения потребностей. Удовлетворить же потребности наилучшим образом можно только в условиях разделения труда (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Следовательно, это также и:

• система разделения труда.

Разделение труда также вытекает и из природного неравенства людей. Так, в диалоге встречается миф о том, что одним людям при рождении подмешивается золото, другим – серебро, третьим – железо или медь. И в мифе говорится, что государство погибнет, если его будет охранять железный или медный страж.

Основные функции государства, по Платону, сводились к следующему:

• Социальная (удовлетворение потребностей) – достижение равного уровня удовлетворения потребностей и, как следствие, искоренения бедности и богатства.

• Воспитательная – воспитание моральных качеств в человеке.

• Защитная (Платон отрицал захватнические войны).

• Обеспечение условий для развития философии.

Платон выделяет три вида людей:

• Те, у которых преобладает интеллектуальное начало (мудрецы, философы) – эта категория людей составляет сословие правителей. Они получают интеллектуальное воспитание и только они могут быть правителями. Можно говорить о всевластии мудрецов в идеальном государстве Платона: они управляют государством, воспитывают подрастающее поколение, издают законы и судят по ним.

• Люди с преобладанием яростного начала составляют сословие воинов (стражей) – они получают военное образование. У них не должно быть семьи и имущества – жены, дети и имущество у них общее (т.к. ничто не должно отвлекать их от служения государству).

• Люди с преобладанием начала вожделеющего составляют сословие производителей (ремесленников, торговцев), которым разрешалось иметь собственность и семью, однако данная категория граждан отстранена Платоном от управления делами государства (в идеальном государстве нет народного собрания). Кроме того, они должны заниматься строго одним видом деятельности.

Справедливость.

Справедливость, по Платону, является объективной категорией (эйдосом), она едина для всех и универсальна: она лежит в основе человека, государства, космоса. И именно справедливость составляет основу идеального государства Платона. Сущность справедливости, по Платону, заключается в том, что каждое сословие должно заниматься только своим делом и не вмешиваться в дела других. При этом, учитывая, что если в основе разделения труда в идеальном государстве Платона лежит принцип неравенства людей, можно сказать, что платоновская справедливость заключается в неравенстве.

Учение о формах правления.

В основе учения Платона о формах правления лежит принцип цикличности (развитие происходит по кругу).

Аристократия – правление мудрецов, разделение труда, единство (целостность). Но рано или поздно аристократию сменит другая форма:

Тимократия– власть воинов, честолюбцев (тиме – честь). Основное занятие – война – ведет к накоплению богатств, что неминуемо приводит к смене формы правления:

• Олигархия – власть богатых: высокий имущественный ценз на доступ к власти, борьба бедных и богатых за перераспределение имущества ведут к демократии.

• Демократия – правление большинства (бедняков): выборы по жребию, избыток свободы и равенства (что, по Платону, являлось злом) … - все это приводит к тому, что общество «упивается» свободой; происходит еще большее обострение социального вопроса, т.к. борьба за перераспределение богатств становится еще жестче. В итоге сменяется форма правления:

• Тирания – правление одного – все остальные рабы. Естественные различия между людьми стираются, мудрецы, лучшие уничтожаются как вольнодумцы.

Затем тирания вновь перерастает в аристократию.

Как видно, особенностью платоновского учения о формах правления является отсутствие монархии в ряду форм, рассмотренных мыслителем.

В чем выражается этатизм Платона:

• Превыше всего счастье государства.

• Платон – сторонник цензуры: искусство, религия находятся под контролем государства, пресекается всякое вольнодумство.

Диалог Платона «Политик»

В диалоге “Политик” Платон выделил формы государства, основанные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. Однако все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеального, “подлинного” государства, где политик единолично осуществляет власть, “руководствуясь знанием”. Смысловое содержание учения Платона не совпадает с современными формулами правового государства.

Социально-политические программы Платона зафиксировали изменения в политическом сознании наследственной знати, происходившие в процессе ее перерастания из родовой аристократии в землевладельческую. Завоевав экономическое и политическое господство в условиях общинной собственности, родовая аристократия ревностно охраняла патриархальные порядки, особенно в земледелии – традиционной сфере своего влияния. В ходе последующего развития она приспособилась к отношениям частной собственности и рабства, признала необходимость закона, но продолжала твердо настаивать на сохранении полисного землевладения. Именно этим объясняется ее стремление законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с этой точки зрения консервативными.

Идеалом государства служит жизнь прежних поколений при Кроносе, когда родом людей управляло божество посредством демонов, пасших отдельные группы людей, и не было ни войн, ни раздоров, но все имели возможность философствовать («Политик»)

Политика» Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в небольшом эллинском городе Стагире. В 367 г . до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где учился, а потом преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув в 347 г . Афины, Аристотель в течении нескольких лет живет в других греческих государствах, а в 342-340 гг. до н.э. по приглашению Македонского короля Филиппа II занимается воспитанием его сына Александра (будущего великого полководца Александра Македонского). В 335 г . до н.э. Аристотель возвращается в Афины, где образует свою философскую школу – ликей (лицей) и руководит ей почти до конца своей жизни. Основными произведениями Аристотеля являются: «Политика» (341 до н.э.), «Афинская полития», «Никомахова этика».

Аристотель реформировал философию Платона, преодолев ее объективный идеализм, и создал свое учение.

Методы Аристотеля:

Аристотель выделял три вида наук: творческие, (философия) практические (этика, политика), созидательные(ремесла, искусство)

Таким образом, политика отделялась от философии – это наука управления государством; это наука о высшем благе человека и государства. Она выполняет воспитательную функцию.

В своих рассуждениях Аристотель занимает реалистическую позицию. Он не был материалистом и считал, что задачей философии является постижение объективных форм. Истина, по Аристотелю, выражается понятием. Аристотель отказался от диалога как формы изложения мыслей. Его форма – научный трактат – придает учению объективность и беспристрастность.

«Политика» состоит из 8 книг:

1. Структура семьи и домашнего хозяйства; «Что есть государство?»

2. Критика предшествующих теорий государства (выявление положительных и отрицательных сторон)

3. Основные понятия политической науки; сущность гражданина; классификация форм правления

4. – 6. разбор олигархии и демократии и их смысл; вводит понятие среднего сословия; причины революций в государстве и способы их предотвращения

7. – 8. Устроение наилучшего государственного устройства.

Учение о государстве.

Аристотель отрицал божественное происхождение государства. Он разрабатывал органическую концепцию: государство возникает по природе вещей (в следствие природных законов). В рассуждениях о происхождении государства Аристотель исходит из природы человека: человек – социальное (политическое) животное, он может выжить только в общении. Таким образом, по Аристотелю, государство возникает стихийным путем, в результате последовательной смены трех форм общения:

• Семья

• Поселение

• Государство

Государство, по Аристотелю – это:

• Полис,

• Высшая, политическая, форма общения между свободными и равными (только между гражданами), не распространяющаяся на семью и отношения между хозяевами и рабами.

• Множество взаимосвязанных элементов. Аристотель критикует патриархальную теорию происхождения государства: государство – это не семья. Это разные формы общения между людьми.

Отличия государства от семьи:

• Государство – общение равных и свободных. В семье же – отношения неравенства; здесь связь между людьми основана на отношениях власти и подчинения. В семье существует 3 вида таких отношений: муж – жена, отец – дети, домовладыка – рабы.

• Семья для того, чтобы жить (удовлетворение повседневных потребностей), государство же для того, чтобы жить счастливо.

В отношении рабства (проблема рабства относится к проблемам семьи) Аристотель стоит на позиции его оправдания. Рабство, по Аристотелю, - естественное явление (существует по природе вещей): есть люди, прирожденные к рабству из-за недостаточности интеллекта, следовательно, рабство полезно как господину, так и рабу.

Государство как система:

• Территория.

• Коллектив граждан (но не населения в целом). Гражданин – тот, кто участвует в законосовещательной и судебной власти.

• Семья.

• Система магистратур (гос. Должностей), которые занимают граждане.

• Частная собственность.

• Казна.

• Культ.

• Единая система правосудия.

• Единое представление о справедливости.

Справедливость. Существует два вида справедливости:

• Уравнивающая – когда закон применяет ко всем равную мерку.

• Распределяющая – каждому по заслугам и способностям.

Справедливость, по Аристотелю, – это относительная, условная категория. Представления людей о справедливости меняются.

Учение Аристотеля о формах правления полностью построено на наблюдении и анализе.

На основе двух критериев (нравственный критерий и количество правящих) Аристотель выделяет следующие основные формы правления:

  Правильные Неправильные
Правление одного Монархия (царская власть) Тирания
Правление немногих Аристократия Олигархия
Правление большинства Полития Демократия

Лучшая форма правления, по Аристотелю, - полития – умеренная демократия, освобожденная от крайностей (выборы по жребию, докимасия). Устанавливается небольшой имущественный ценз, однако гражданскими правами не обладают ремесленники и торговцы.

Идеальное государство – полис, с преобладанием среднего размера собственности, что ведет к преобладанию среднего класса; форма правления – полития; мирное государство; государство, а котором правят законы.

Способ построения Аристотелем идеального государства реалистичный – модель идеального государства построена не путем мечтаний, а методом наблюдения. Идеальное государство Аристотеля – не утопия, а реальность («Афинская полития»).

Учение о праве.

• Право регулирует отношения только между свободными и равными

• Аристотель выделяет естественное право и право, установленное людьми.

• Аристотель разработал принцип верховенства законов.

• В качестве основного принципа права Аристотель выделял принцип справедливости.

• Принцип почитания законов (законопослушания).

Аристотель, таким образом, сохраняя платоновское убеждения в приоритете интересов общества в целом над интересами личности, в то же время большее значение придавал и интересам личности, ответственности государства перед гражданами.

3.Критика….

Идеальное государство Платона встретило резкую критику со стороны Аристотеля (384-322 гг.до н.э.). Кстати, в течении целых 20 лет он был самым талантливым слушателем платоновской Академии, а позже основал в Афинах собственную школу (Ликей). Почтительное в целом отношение к своему учителю не помешало ему, однако, сказать: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель не принимал прежде всего платоновской общественной собственности. Он был убежден в обратном, в том, что «одна мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие», что частная собственность является важнейшим фактором трудолюбия, что общая собственность порождает общие («бесхозные») дела, которые «все сваливают друг на друга». По природе люди таковы, что «заботятся всего более о том, что принадлежит лично им». Не меньшие издержки, полагает Аристотель, и у платоновской общности жен и детей. Ведь она не укрепляет, наоборот, подрывает дружелюбные отношения – основы силы и устойчивости государства: «при наличии этих отношений менее всего возможны раздоры».

Не был согласен Аристотель и с тем, что ради социальной эффективности и власти можно жертвовать личной жизнью человека, его счастье и свободой. Для него государство – только «среда счастливой жизни», а не само счастье, как у Платона. Напомним соответствующее утверждение последнего: «Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой части, не так, чтобы оно было счастливо все в целом». Целое, настаивает Аристотель, не может быть счастливо, если несчастливы его части.

Наконец, Аристотель оспаривал единства, указывая на то, что оно должно быть единством во множестве. «Государство,- пишет он, в частности,- при постоянно усиливающимся единстве перестает быть государством. Ведь по своей природе государство представляется неким множеством». И еще: «меньшая степень единства предпочтительнее, чем большая».

Диалог Цицерона «О законах.

Государь» Н. Макиавелли.

МАКИАВЕЛЛИ (Макьявелли) (Machiavelli) Никколо (1469-1527), итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520-1525, издана 1532), писатель (комедия «Мандрагора», 1518, поставлена и издана 1524). Видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть («Государь», 1513, издан 1532, и др.). Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

Утопия» Т.Мора.

МОР Томас (7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопизма. Канцлер Англии в 1529-1532 годах. Будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, был обвинен в государственной измене и казнен. Канонизирован католической церковью (1935). По-видимому, одновременно с «Утопией» писалась «История Ричарда III », датируемая 1531 годом, но оставшаяся незавершенной.

Томас Мор ( 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра и Вильяма Гросина, знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером. В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств», ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры». Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Сама «Утопия»(опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом ) В гос-ве Мора под название Утопия сущ-ет смешанная форма правления. В управлении участвуют все мужчины, на собраниях могут выступать и женщины. И те, и другие выбирают государя. В Утопии главной целью было создание таких условий, при которых каждый мог воплотить свои стремления. Организация труда в Утопии основывалась на друдосбережении. В Утопии нет бесполезных праздных ремесел, так же нет праздников и праздных людей: почти все граждане обязаны трудиться по 6 часов в день. После физического труда все идут заниматься искусствами и науками. Смысл жизни утопийцев — есть чтобы жить. Они носят простые одежды, питаются здоровой едой в меру, строят простые дома. Они презирают драгоценности и золото, роскошь: для них драгоценность — развитие. В Утопии нет равенства всех граждан: Мор считает вахтерный годовой сель-хоз труд самым тупым и тяжелым. В Утопии есть рабы. Сущ-ет возможность карьерного роста: преуспевающий в науке может стать философом-ученым, заниматься управлением Утопии и быть освобожденным от каждодневного физического труда. Когда численность населения Утопии возрастает, утопийцы просят у соседей земли(невозделанной). Если те соглашаются, то утопийцы помогают им по мере их потребностей. Если нет — то они прибегают к методу английской войны(подкупы и заговоры), таким образом разрушая врага изнутри. На захваченных территориях утопийцы ведут себя как тираны: они насаждают свою культуру и традиции местному населению. В Утопии сущ-ют законы. Основной карой явл. Рабство — на определенное время человек лишается свободы за свои преступления. Смертная казнь за супружескую измену, за проповедь безбожия и за бегство с поля боя. Основную часть рабов составляют военнопленные. Бедняки из других стран тоже продают свою свободу утопийцам. Этот класс выполняет исключительно нравственную роль: для занятия науками и искусствами утопийцам нужен досуг, рабы создают время для этого досуга. Работа рабов — прокладка дорог, вырубка леса, пахота земель и т. д. Передвижение по Утопии сильно ограниченно. Человек должен взять разрешение у своих начальников и жены, и отработать 6 часов в другом городе. Женщины не имели права перемещения по городам. Все города Утопии одинаковы. Все улицы прямые, сходятся в ценрте. Каждая засеяна фруктовыми деревьями, на крышах домов огороды с овощами и т. д. В Утопии нет единого Бога — каждый может верить во что хочет. Каждый может быть атеистом, но пропагандировать атеизм запрещено. По Мору вера в то или иное — и есть свобода утопийцев.

Город Солнца» Т.Кампанеллы.

КАМПАНЕЛЛА Томмазо (5 сентября 1568, Стило, Италия — 21 мая 1639, Париж), итальянский гуманист, философ, богослов, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника, Кампанелла в 1582 вступил в доминиканский орден. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет, в течение которых написал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых утопия «Город Солнца» (1602, опубликовано 1623, русский перевод 1906), «Монархия Мессии» (1633), «Метафизика» 1638), «Побежденный атеизм» (1631), «Апология Галилея» (1622). Его произведения распространялись в списках и даже были частично опубликованы в Германии.

Сюжет: разговор двух собеседников: морехода из Генуи, который боялся опоздать на корабль и Главного Гостинника.

Как устроен город. Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. И город так выстроен, что если брать его приступом - чтобы захватить каждый следующий круг, надо постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. "Но, по-моему, невозможно взять и первый круг: настолько широк окружающий его земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами".

Система управления.

Верховный правитель - священник - "Солнце"/Метафизик.
*Хотя в одном месте Кампанелла пишет: "Лица, стоящие во главе отдельных наук, подчинены правителю Мудрости, кроме Метафизика, который есть заместитель Солнца", все же почти везде Метафизик выступает как синоним правителя-Солнца, а не его заместитель.*

Должность Солнца: требования:

от 35 лет;

должен знать: метафизику, богословие, историю, обычаи, обряды, законы всех народов, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел, строение и историю неба, физику, математику, астрологию;

быть ознакомлен: со всеми ремеслами, языками (в городе Солнца много профессиональных переводчиков);

уже задолго известно, кто станет Солнцем. Происходит он чаще всего из среды жрецов (24 человека сидят наверху в Храме);

должность несменяема до тех пор, пока Солнце не передаст ее добровольно - тому, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению. Отсюда вывод: ни 1 существующий правитель не будет поддерживать качественное образование, чтобы не создавать себе конкуренции.

Компетенция Солнца:

он глава всех в светском и духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение;

ежедневно Солнце и трое главных правителей совещаются о текущих делах; проверяют, утверждают и приводят в исполнение постановленное на выборах;

ежедневно он поднимается к 24 жрецам в храме и рассуждает с ними о том, "что они измыслили нового на благо Города и всех народов мира";

как первосвященник Солнце через систему всеобщей исповеди узнает, все помыслы горожан. Публично исповедает их грехи, затем , также всенародно, свои.

При Солнце находятся три соправителя: Пон, Син и Мор / Мощь, Мудрость и Любовь. Эти четверо обсуждают все дела республики. Им принадлежит ежедневная исполнительная власть: проверяют, утверждают и приводят в исполнение постановленное на выборах, совещаются о текущих делах.

Мощь/Пон: компетенция: все, касающееся войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше Солнца. В случае войны Мощь получает полномочия римского диктатора, при необходимости совещается с Солнцем и двумя правителями. Но для получения Мощью этих полномочий созывается Большой Совет, где Проповедник излагает народу причины войны и законность похода.

Мудрость/Син: компетенция: свободные искусства, ремесла, всевозможные науки, соответственные должностные лица и ученые, учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук. По велению Мудрости все городские внутренние и внешние стены расписаны живописью, отображающей все науки.

Любовь/Мор: компетенция: деторождение, воспитание новорожденных, врачевание, изготовление лекарств, земледелие, скотоводство, все, относящееся к пище, одежде. В его распоряжении - ряд наставников и наставниц, приставленных следить за всеми этими делами. Столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: Великодушие, Мужество, затем Целомудрие, Щедрость, Правосудие - уголовное и гражданское, Усердие, Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Веселость, Бодрость, Воздержность.

Большой Совет: функции:

собирается каждое новолуние и полнолуние;

в нем присутствуют все от двадцати лет и старше. Все могут поодиночке высказаться что плохо в государстве, в работе должностных лиц. То есть -это канал обратной связи правительства с народом;

при объявлении Городу Солнца войны Большой Совет собирается и выслушывает причины войпри объявлении Городу Солнца войны Большой Совет собирается и выслушывает причины войны и законность похода, которые излагаются Проповедником;

на Большом Совете выбор должностных лиц только намечается заранее.

Обсуждение государственных дел и выбор должностных лиц. Каждый восьмой день собираются все должностные лица: Солнце, Мощь, Мудрость и Любовь, из которых каждому подчинены три начальника, так что всех их - тринадцать. Собираются и все начальники отрядов - женских и мужских - десятники, полусотники и сотники для обсуждения государственных дел и выбора должностных лиц, которые на Большом Совете только намечаются.

Итого: должностных лиц избирают:

четыре главных правителя: Солнце, Пон, Син и Мор;
руководители соответственных наук и ремесел - они предлагают на Большом Совете кандидата, каждый руководитель на основании своих сведений о его успехах и наклонностях высказывается за или против его избрания.

Сменяются должностные лица:

по воле народа. Для этого народу необходимо на Большом Совете высказаться против неустраивающего руководителя. Наиболее вероятный вывод: это будет происходить редко;

четверо высших несменяемы, если только сами на совещании между собою не передадут свои полномочия другим, кого считают достойнейшим. Наиболее вероятный вывод: это практически неосуществимо.

Царь: тот, кто главенствует над другими в каком-нибудь занятии. Например: в земледелии.

Мудрость начальствует над: Грамматик, Логик, Физик, Медик, Политик, Этик, Экономист, Астролог, Астроном, Геометр, Космограф, Музыкант, Перспективист, Арифметик, Поэт, Ритор, Живописец, Скульптор.

Правитель Любовь начальствует над: Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод, Стадовод, Заведующий приручением животных, Главный кухмистр, Откормщик и т. д.

В распоряжении триумвира Мощи: Стратег, Начальник единоборцев, Кузнечных дел мастер, Начальник арсенала, Казначей, Заведующий чеканкой монеты, Инженер, Начальник разведки, Начальник конницы, Конюший, Главный гладиатор, Начальник артиллерии, Начальник пращников и Юстициарий. А этим всем подчинены особые специалисты.

Суд: Все по отдельности люди подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами. К насильникам применяется смертная казнь или наказание - око за око, зуб за зуб.
Обвинение излагается перед судьей и Мощью. При смягчающих обстоятельствах - могут приговор смягчить три правителя, от которых можно апеллировать к Солнцу, но не в порядке судопроизводства, а в порядке просьбы.

Исповедь: проводят - первосвященник Солнце и должностные лица, а из должностных лиц священниками являются только высшие. На их обязанности лежит очищать совесть граждан, а весь Город на тайной исповеди открывает свои прегрешения властям, которые одновременно и очищают души, и узнают, каким грехам наиболее подвержен народ.
Затем сами священноначальники исповедуют трем верховным правителям и собственные и чужие грехи, обобщая их и никого при этом не называя по имени, а указывая на наиболее тяжкие и вредные для государства. Трое правителей исповедуют эти же грехи вместе со своими собственными самому Солнцу, который узнает отсюда, какого рода прегрешениям наиболее подвержен Город, и заботится об искоренении их надлежащими средствами. Солнце всенародно исповедует грехи Города, затем свои собственные грехи.

Образ жизни

Народ соляриев (жителей города Солнца) появился из Индии, бежал от монголов. На том же острове с ними соседствуют еще четыре царства, сильно завидующих благополучию соляриев, периодически завистники розвязывают войны.

Все у них общее: знания, почести, наслаждения, жены, обучение. Распределение - в руках должностных лиц.

От частной собственности - происходит себялюбие, грабеж государства, гордость, праздность, лицемерие, предательство. Отказ от частной собственности доводит до любви к Родине.

Достойнейший - тот, кто изучил больше искусств и ремесел, кто умеет применять их с большим знанием дела. Солярии не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний.

Еда: должностные лица получают большие и лучшие порции.

Деторождение - деятельность на благо государства, реализация его интереса. Бесплодная женщина не пользуется таким же почетом как матрона.

Каждый работает не больше четырех часов в день. Труд общеобязателен. Никакой телесный недостаток не принуждает соляриев к праздности, в преклонном возрасте солярий привлекается к совещаниям; если кто-то "совсем физически немощен, то он работает в деревне, получает хорошее содержание и служит соглядатаем, донося государству обо всем, что услышит".

Солярии беспощадно преследуют врагов государства и религии, как недостойных почитаться за людей.

Рабство: рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют либо на копанье рвов, либо на другие тяжелые работы вне города.

Иностранцы, желающие стать гражданами Государства Солнца, подвергаются месячному испытанию за городом, а потом в течение месяца в самом городе.
Социальные регуляторы: почет; нормы, издаваемые властями.
Зло для общества: если преступление совершено или против свободы государства, или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью.

Образ жизни

Народ соляриев (жителей города Солнца) появился из Индии, бежал от монголов. На том же острове с ними соседствуют еще четыре царства, сильно завидующих благополучию соляриев, периодически завистники розвязывают войны.

Все у них общее: знания, почести, наслаждения, жены, обучение.

Распределение - в руках должностных лиц.

От частной собственности - происходит себялюбие, грабеж государства, гордость, праздность, лицемерие, предательство. Отказ от частной собственности доводит до любви к Родине.

Достойнейший - тот, кто изучил больше искусств и ремесел, кто умеет применять их с большим знанием дела. Солярии не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний.

Еда: должностные лица получают большие и лучшие порции.

Деторождение - деятельность на благо государства, реализация его интереса. Бесплодная женщина не пользуется таким же почетом как матрона.

Каждый работает не больше четырех часов в день.

Труд общеобязателен. Никакой телесный недостаток не принуждает соляриев к праздности, в преклонном возрасте солярий привлекается к совещаниям; если кто-то "совсем физически немощен, то он работает в деревне, получает хорошее содержание и служит соглядатаем, донося государству обо всем, что услышит".

Солярии беспощадно преследуют врагов государства и религии, как недостойных почитаться за людей.

Рабство: рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют либо на копанье рвов, либо на другие тяжелые работы вне города.

Иностранцы, желающие стать гражданами Государства Солнца, подвергаются месячному испытанию за городом, а потом в течение месяца в самом городе.

Социальные регуляторы: почет; нормы, издаваемые властями.

Зло для общества: если преступление совершено или против свободы государства, или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью

Диалог Платона «Государство».

Платон (427-347 гг. до н.э.) родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу-Академию, которая просуществовала более 1000 лет. Основными произведениями Платона являются диалоги «Законы», «Государство», «Политик».

Диалог Платона «Государство» - художественное произведение (во время его написания еще не сложилась форма научного трактата). Задачами (основными темами) данного произведения являлись:

• Построение модели идеального государства.

• Познание сущности справедливости.

• Создание учения о формах правления.

Идеальное государство.

При построении модели идеального государства в диалоге «Государство» Платон использует метод органической аналогии (человек = государство = космос), а именно, по его словам: «По самой идее справедливости, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним». Следовательно, познав человека, можно познать и государство.

Итак, Платон выделяет в человеке три начала:

• Разумное

• Яростное

• Вожделеющее (биологическое)

При этом идеальным является человек, у которого разум преобладает над другими началами.

В идеальном государстве, как и в человеке, существуют три начала:

• Совещательное начало – правители (философы)

• Защитное начало – войны (стражи)

• Деловое начало – производители (ремесленники, земледельцы).

То есть, как видно, государство состоит из трех сословий, соответствующих каждому из его начал.

Государство, по Платону, это:

• полис

• система удовлетворения потребностей. Удовлетворить же потребности наилучшим образом можно только в условиях разделения труда (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Следовательно, это также и:

• система разделения труда.

Разделение труда также вытекает и из природного неравенства людей. Так, в диалоге встречается миф о том, что одним людям при рождении подмешивается золото, другим – серебро, третьим – железо или медь. И в мифе говорится, что государство погибнет, если его будет охранять железный или медный с

Наши рекомендации