Социологической школы права

Борьба за право   Первый этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   Развитие права – кровавый и длительный процесс. В борьбе участвуют индивид и общество. «В борьбе обретёшь ты право своё». Право приобретает универсальность и всеобщность, способствует сближению интересов индивида и общества _________________________ В результате революций и принятия конституций в праве выражены права и цели индивида. Борьба окончена – наступил эволюционный процесс совершенствования права  
  Результат – построение правового государства Влияние И. Канта и Конечная цель – О. Конта правовое государство – единое на весь мир.
Цель в праве   Второй этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   Цель - творец права _________________________   Главные цели: безопасность личности; охрана собственности; стабильность государства. В борьбе обретены и выражены в праве: правовое ограничение власти; законность; конституционный режим; правосудие. Совпадение интересов государства и общества. Высшая цель – «право» как разумно понятая политика государства  

Схема 57
г. кельзен (1881– 1973)

Теория «чистого права» и нормативизма

объективное позитивное право
  Вне времени и пространства
сущность права
  НОРМА, очищенная от
Философии справедливости (морали)
Политики
Идеологии
Система права     КЛЮЧ к пониманию всего содержания права и отдельной нормы
Ступенчатая структура обеспечивает   ЕДИНСТВО   права    

Основная

норма

«Дух народа и страны»

КОНСТИТУЦИЯ

Общие нормы:

гражданские и уголовные

законы

Административные постановления

и распоряжения

судебные прецеденты:

«Суд – Творец права»

  ГОСУДАРСТВО – «персонификация правопорядка»
Международное право –путь к «всемирной правовой организации»  

-- основатель психологической школы права
Схема 58
Петражицкий Л.и. (1867– 1931)

психика
сознание чувства воля  
односторонние акты
двусторонние акты

активныепассивные пассивно-

воля сознание и активные

чувства

в основе

поступков

лежат

    Эмоции

этические

моральные

правовые

официальное позитивное

право

влияет влияет

неофициальное интуитивное

колдовское
книжное
сущность:

договорное и т.д.
императивно-

атрибутивные

эмоции

Схема 59
юридический позитивизм

И. Бентам (1748 – 1832)   Дж. Остин (1790 – 1859)   Г. Кельзен (1881 – 1973)
Сущность права – польза.   - Сущность – Приказ суверена.   Сущность права -- НОРМА Чистое право   - Право долженствования, очищенное от морали, политики, идеологии.   - Цель – объективность права.  
- Цель индивида – интересы отдельных лиц   - Источник права: - государство - власть - воля суверена  
- Деление права на естественное и позитивное подрывает закон и порядок   право = закону Закон есть Закон Никакого дуализма права (естественное и позитивное)  
- Право и закон – едины: право = закону закон = праву.   - Предмет юриспруденции – закон, нормативный акт власти. - Религия, мораль, законы природы, этика, наука о законотворчестве вне юриспруденции.   - Источник права – государство.   Поэтому государство = праву, право = государству.   - Любое государство правовое.   - Право: совокупность принудительных норм государства
- Источник – власть.   - Человек – во власти удовольствий и страданий. - Цель общества – преодоление бедности, достижение блага. - Счастье – гармония интересов индивида и общества    
  - Метод юриспруденции – формальная логика.  
  - Формальнодогматическая юриспруденция способствовала разработке законодательной техники, процессуального права  
   
             

Схема 60
социологическая школа права

Юриспруденция интересов – против юриспруденции понятий

Иеринг (1818 – 1892)   Дюги (1859 – 1928)   Эрлих (1862 – 1922)
Сущность права общественный интерес защищённый государством.   Сущность права – солидарность и норма общественных интересов   Сущность права – живое (свободное) право личных и социальных интересов
– государство = обществу общество и государство едины. власть силы. – без борьбы нет права как собственности без труда. – цель в праве - совмещение частных интересов. творец права. – собственность вытекает из природы человека. – деньги – истинный апостол равенства. – путь к праву: в прошлом – кровавый, в настоящем – мирный   _ общество государство – разделение труда: а) порождает неравенство и антагонизмы; б) повышает зависимость людей друг от друга; – учение о классовой борьбе провоцирует кровопролитие; – Государственный социализм – уничтожает личность, возвращает к варварству. – Синдикализм: – обуздывает эгоизм частных предпринимателей, – компромисс труда и капитала, – капитал – почётный Долг. – собственность – социальный долг. – Индивид – никаких прав, только обязанности     жизнь, практика выше закона право, воля законы
    – Право – ядро общественных отношений. Непрерывно изменяется. – Живое право – это взаимодействие: а) общественного права; б) государственного; в) юристов и судей. – В жизни плюрализм правовых норм (семейное, трудовое, учебное…). – Закон – способ обеспечения права. – Реалистическая (прагматическая) школа права.
   
   
   
   
   
   
   

Схема 61
психологическая школа права

(внутреннее интуитивное право)

И. Кант (1724 – 1804)   Р. Штаммлер (1856 – 1938)   Л.И. Петражицкий (1867 – 1931)
– Разделил сознание на Рассудок и Разум, Мораль и Право. – Создал теорию автономии личности и внутреннего права. – Источник права: практический – Разум (свободная воля людей). – Мораль – внутренний долг Право – внешний долг обеспеченный государством. – Примат общегосударственных интересов над эгоистическим. – Принцип: произвол одного совместим с произволом другого. – Сущность права: категорический нравственный императив. – Цель – Всеобщая свобода   – Против экономич. детерминизма марксизма в защиту права – Сущность социального бытия людей – воля и преследование целей. – Правовой порядок = экономическому строю общества. – Источник прогресса – разумное (целенаправленное) право. – Человек – свободная личность не средство, а цель. – Жизнь непрерывно обновляет право в соответствии с общественным правосознанием. – Идеальное общество – гармония воли и желаний, разума и чувств, должного и сущего. – Путь к порядку: моральное совершенствование   – Источник права – психология индивида – Эмоции, а не сознание, воля или чувства.
    – Эмоции  
    Моральные Односторонние Частного долга Внутренние императивы Правовые Двусторонние Императивно-атрибутивные (предоставительно-обязывающие)    
– Правосознание – источник юридических норм. – Интуитивный правовой плюрализм вытесняется официальным правовым монизмом. – Сущность права: императивно-атрибутивные эмоции

Социологической школы права - student2.ru

Б. От демократии к социализму и тоталитаризму
1. Социализм от Мора до Маркса:
  2. Марксизм а) три источника б) материалистическое понимание истории в) ступени коммунистической формации г) человек в теории марксизма
3. Маркс – Бакунин
4. Ницше
5. Ленинизм и практика социализма. Крушение иллюзий
Социологической школы права - student2.ru Социологической школы права - student2.ru

Французская революция открыла эпоху перехода от абсолютизма к демократии. XIX век в Европе развивался под её влиянием. Формировались партии и профсоюзы, расширялось избирательное право, развивалась печать, росло число газет, вводилось обязательное обучение населения, росла политическая и правовая культура. Складывалось граж­данское общество.

Вместе с тем кровавая якобинская диктатура вызвала отрицательную реакцию у большинства современников. Осудили её Кант, Гегель.

Фурье, Сен-Симон, Оуэн отказались от революционного пути к социализму, при­знали частную собственность как основу всестороннего и гармоничного развития личности. Либерал и выдающийся юрист И. Бентам объявил аб­сурдом теорию общественного договора и естественных прав человека.

Вывод Гегеля об утопичности многих авторитетных идей Огюст Конт положил в основу теории позитивизма и социологии. Он отделил позити­визм от рационализма, отнеся последний к промежуточной (метафизиче­ской) ступени познания между теологической и научной (позитивизм). В ре­зультате в юриспруденции образовалось два направ­ления – юридиче­ский позитивизм и социологическая школа права.

В середине XIX в. как следствие социальных потрясений, вызван­ных промышленной революцией, возрождается революционный социа­лизм (марксизм). Революционная доктрина Маркса вызывает отрицатель­ное отношение юристов, верных своему предназначению служить Фемиде, искусству регулирования общественных отношений. Основатели юриди­ческих школ Иеринг, Дюги, Кельзен и другие осуждают марксизм за проповедь насилия, считают его несовместимым с юриспруденцией.

Однако преодолеть модное учение, опирающееся на нищету про­летариев, было невозможно. В.И. Ленин сумел реализовать в России доктрину марксизма и начать грандиозный социальный экспери­мент реализации социализма. Социализм на практике обернулся тоталита­ризмом. Последствия оказались противоположными благородному за­мыслу – катастрофическими.

Наши рекомендации