Социологической школы права
Борьба за право Первый этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Развитие права – кровавый и длительный процесс. В борьбе участвуют индивид и общество. «В борьбе обретёшь ты право своё». Право приобретает универсальность и всеобщность, способствует сближению интересов индивида и общества _________________________ В результате революций и принятия конституций в праве выражены права и цели индивида. Борьба окончена – наступил эволюционный процесс совершенствования права |
Результат – построение правового государства Влияние И. Канта и Конечная цель – О. Конта правовое государство – единое на весь мир. |
Цель в праве Второй этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Цель - творец права _________________________ Главные цели: безопасность личности; охрана собственности; стабильность государства. В борьбе обретены и выражены в праве: правовое ограничение власти; законность; конституционный режим; правосудие. Совпадение интересов государства и общества. Высшая цель – «право» как разумно понятая политика государства |
Схема 57 |
Теория «чистого права» и нормативизма
объективное позитивное право |
Вне времени и пространства |
сущность права |
НОРМА, очищенная от |
Философии справедливости (морали) |
Политики |
Идеологии |
Система права КЛЮЧ к пониманию всего содержания права и отдельной нормы |
Ступенчатая структура обеспечивает ЕДИНСТВО права |
Основная
норма
«Дух народа и страны»
КОНСТИТУЦИЯ
Общие нормы:
гражданские и уголовные
законы
Административные постановления
и распоряжения
судебные прецеденты:
«Суд – Творец права»
ГОСУДАРСТВО – «персонификация правопорядка» |
Международное право –путь к «всемирной правовой организации» |
-- основатель психологической школы права |
Схема 58 |
психика |
сознание чувства воля |
односторонние акты |
двусторонние акты |
активныепассивные пассивно-
воля сознание и активные
чувства
в основе
поступков
лежат
Эмоции |
этические
моральные
правовые
официальное позитивное
право
влияет влияет
неофициальное интуитивное
колдовское |
книжное |
договорное и т.д. |
атрибутивные
эмоции
Схема 59 |
И. Бентам (1748 – 1832) | Дж. Остин (1790 – 1859) | Г. Кельзен (1881 – 1973) | ||||
Сущность права – польза. | - Сущность – Приказ суверена. | Сущность права -- НОРМА Чистое право - Право долженствования, очищенное от морали, политики, идеологии. - Цель – объективность права. | ||||
- Цель индивида – интересы отдельных лиц | - Источник права: | - государство - власть - воля суверена | ||||
- Деление права на естественное и позитивное подрывает закон и порядок | право = закону Закон есть Закон Никакого дуализма права (естественное и позитивное) | |||||
- Право и закон – едины: право = закону закон = праву. | - Предмет юриспруденции – закон, нормативный акт власти. - Религия, мораль, законы природы, этика, наука о законотворчестве вне юриспруденции. | - Источник права – государство. Поэтому государство = праву, право = государству. - Любое государство правовое. - Право: совокупность принудительных норм государства | ||||
- Источник – власть. - Человек – во власти удовольствий и страданий. - Цель общества – преодоление бедности, достижение блага. - Счастье – гармония интересов индивида и общества | ||||||
- Метод юриспруденции – формальная логика. | ||||||
- Формальнодогматическая юриспруденция способствовала разработке законодательной техники, процессуального права | ||||||
Схема 60 |
Юриспруденция интересов – против юриспруденции понятий
Иеринг (1818 – 1892) | Дюги (1859 – 1928) | Эрлих (1862 – 1922) | |||
Сущность права общественный интерес защищённый государством. | Сущность права – солидарность и норма общественных интересов | Сущность права – живое (свободное) право личных и социальных интересов | |||
– государство = обществу общество и государство едины. власть силы. – без борьбы нет права как собственности без труда. – цель в праве - совмещение частных интересов. творец права. – собственность вытекает из природы человека. – деньги – истинный апостол равенства. – путь к праву: в прошлом – кровавый, в настоящем – мирный | _ общество государство – разделение труда: а) порождает неравенство и антагонизмы; б) повышает зависимость людей друг от друга; – учение о классовой борьбе провоцирует кровопролитие; – Государственный социализм – уничтожает личность, возвращает к варварству. – Синдикализм: – обуздывает эгоизм частных предпринимателей, – компромисс труда и капитала, – капитал – почётный Долг. – собственность – социальный долг. – Индивид – никаких прав, только обязанности | жизнь, практика выше закона | право, воля законы | ||
– Право – ядро общественных отношений. Непрерывно изменяется. – Живое право – это взаимодействие: а) общественного права; б) государственного; в) юристов и судей. – В жизни плюрализм правовых норм (семейное, трудовое, учебное…). – Закон – способ обеспечения права. – Реалистическая (прагматическая) школа права. | |||||
Схема 61 |
(внутреннее интуитивное право)
И. Кант (1724 – 1804) | Р. Штаммлер (1856 – 1938) | Л.И. Петражицкий (1867 – 1931) | ||
– Разделил сознание на Рассудок и Разум, Мораль и Право. – Создал теорию автономии личности и внутреннего права. – Источник права: практический – Разум (свободная воля людей). – Мораль – внутренний долг Право – внешний долг обеспеченный государством. – Примат общегосударственных интересов над эгоистическим. – Принцип: произвол одного совместим с произволом другого. – Сущность права: категорический нравственный императив. – Цель – Всеобщая свобода | – Против экономич. детерминизма марксизма в защиту права – Сущность социального бытия людей – воля и преследование целей. – Правовой порядок = экономическому строю общества. – Источник прогресса – разумное (целенаправленное) право. – Человек – свободная личность не средство, а цель. – Жизнь непрерывно обновляет право в соответствии с общественным правосознанием. – Идеальное общество – гармония воли и желаний, разума и чувств, должного и сущего. – Путь к порядку: моральное совершенствование | – Источник права – психология индивида – Эмоции, а не сознание, воля или чувства. | ||
– Эмоции | ||||
Моральные Односторонние Частного долга Внутренние императивы | Правовые Двусторонние Императивно-атрибутивные (предоставительно-обязывающие) | |||
– Правосознание – источник юридических норм. – Интуитивный правовой плюрализм вытесняется официальным правовым монизмом. – Сущность права: императивно-атрибутивные эмоции |
Б. От демократии к социализму и тоталитаризму
|
Французская революция открыла эпоху перехода от абсолютизма к демократии. XIX век в Европе развивался под её влиянием. Формировались партии и профсоюзы, расширялось избирательное право, развивалась печать, росло число газет, вводилось обязательное обучение населения, росла политическая и правовая культура. Складывалось гражданское общество.
Вместе с тем кровавая якобинская диктатура вызвала отрицательную реакцию у большинства современников. Осудили её Кант, Гегель.
Фурье, Сен-Симон, Оуэн отказались от революционного пути к социализму, признали частную собственность как основу всестороннего и гармоничного развития личности. Либерал и выдающийся юрист И. Бентам объявил абсурдом теорию общественного договора и естественных прав человека.
Вывод Гегеля об утопичности многих авторитетных идей Огюст Конт положил в основу теории позитивизма и социологии. Он отделил позитивизм от рационализма, отнеся последний к промежуточной (метафизической) ступени познания между теологической и научной (позитивизм). В результате в юриспруденции образовалось два направления – юридический позитивизм и социологическая школа права.
В середине XIX в. как следствие социальных потрясений, вызванных промышленной революцией, возрождается революционный социализм (марксизм). Революционная доктрина Маркса вызывает отрицательное отношение юристов, верных своему предназначению служить Фемиде, искусству регулирования общественных отношений. Основатели юридических школ Иеринг, Дюги, Кельзен и другие осуждают марксизм за проповедь насилия, считают его несовместимым с юриспруденцией.
Однако преодолеть модное учение, опирающееся на нищету пролетариев, было невозможно. В.И. Ленин сумел реализовать в России доктрину марксизма и начать грандиозный социальный эксперимент реализации социализма. Социализм на практике обернулся тоталитаризмом. Последствия оказались противоположными благородному замыслу – катастрофическими.