Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы

В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляются по социальному заказу и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблем. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в ряде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е годы нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение социологических исследований.

Начиная с 20х гг. XX века центр мировой социологии переместился с Европы в США, где и находится до сих пор за счет мощной поддержки государства и большинства университетов. Американская социологическая мысль тяготела к социальной психологии, конкретным моделям и прикладным разработкам: ученых США привлекало не внутренняя сущность, а внешнее выражение. Так появился бихевиоризм (от англ. behavior - поведение).

На процесс прагматизации социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широком смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Создателями Чикагской школы эмпирической социологии стали Л.Ф. Уорд, А.В. Смолл, У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Берджес, Р.Э. Парка.

Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени возник в 1892 г. в Чикагском университете. Уже к 1910 году большинство американских университетов и колледжей предлагали желающим курсы социологии. В 60-е г. в США социологов было больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. Сегодня здесь более 20 тысяч профессиональных социологов, которых готовит более 250 университетов и колледжей.

Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru

Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru

Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru

Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы - student2.ru

В 20-е годы практически во всех университетах и колледжах США возникли факультеты социологии и читались социологические курсы лекций, создавались различного рода социологические службы и вне стен университетов, непосредственно на предприятиях и в организациях. То, чем стали заниматься многие социологи вне стен университетов, называлось «социальной полевой работой». Выступавшие в качестве "социальных работников" социологи занимались преимущественно прикладной деятельностью: исследовали взаимоотношения в группах различного вида (трудовых, национальных, религиозных); работали агентами по координации функционирования различных учреждений, совершенствуя принципы административного управления персоналом (эти социологи образовали Американскую ассоциацию социальных работников); занимались урегулированием взаимоотношений между членами той или иной семьи и анализировали наиболее сложные вопросы воспитания и т.д.

Правящие круги США и широкие слои общественности все чаще рассматривали социологию как «социальную инженерию». Деятельность социального инженера ограничивалась разработкой социальных проектов и программ на заказ. До теоретических разработок у него не доходили руки, а социологическая теория становилась все менее востребованной обществом.

Таким образом, масштаб прикладных эмпирических исследований непрерывно расширялся. Социологи все чаще «присваивали» неосвоенными другими науками участки и области исследований. Они изучали иммиграцию и ассимиляцию населения. Ими «захватывались» большие области демографии и социальной статистики.

Вопросы для контрольной проверки знаний:

1. Почему центр эмпирических социологических исследований в 20 веке переместился из Европы в США?

2. С чем связан процесс прагматизации социологии?

3. Назовите наиболее ярких представителей новой эмпиризированной социологии 20 века.

Наши рекомендации