Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов
· Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.
Административно-правовой режим(в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим(в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.
Признаки административно-правовых режимов:
• устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
• регламентируются, в основном, нормами административного права;
• закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
• вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
• широко применяются административные методы воздействия;
• вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
• нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Назначение и правовая основа административно-правовых режимов
Административно-правовые режимы назначаются:
• для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;
• определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;
• установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне;
• обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;
• создания условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Содержание административно-правовых режимов
Элементы содержания административно-правовых режимов:
· целевое назначение;
· принципы административно-правовых режимов;
· общественные отношения (объект), регулируемые режимом;
· административно-правовой статус субъектов режима;
· средства обеспечения режима.
Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Принципы административно-правовых режимов:
• разделение административных и судебных властей;
• минимализация ограничений прав и свобод граждан;
• законность;
• ответственность государственных органов и должностных лиц за превышение полномочий.
Объект административно-правового режима – совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно-правового режима. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений нормами административно-правового режима это расценивается как нарушение законности.
Средства обеспечения административно-правовых режимов – совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых реализуется административно-правовой режим.
Виды средств обеспечения:
1) специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий функционирования отдельных объектов;
2) широкое применение прямого государственного принуждения;
3) разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;
4) систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;
5) организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.