Контроль органов исполнительной власти, административный надзор

Контроль, являясь одной из основных функций управленче­ской деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом осо­бенности контроля зависят от характера компетенции того или иного исполнительного органа и ее масштабности. С этих позиций можно выделить контроль органов общей, меж­отраслевой и отраслевойкомпетенции. В первом случае имеется в виду распространение контрольных функций и соответствующих им полномочий на всю систему исполнительной власти (на уровне РФ или ее субъектов).

В иных вариантах контрольные полномо­чия ограничиваются рамками порученной данному органу сферы деятельности. Соответственно возможно выделение ведомствен­ного и надведомственного контроля. В основе различия между ними положен фактор непосредственной подчиненности (подведомственности) либо ее отсутствия. Ведомственный контроль осуществляется в отношении объек­тов, находящихся в непосредственном подчинении органа испол­нительной власти. Надведомственный контроль (иногда его называют вневедом­ственным) осуществляется в отношении таких органов, предпри­ятий и учреждений, которые организационно (ведомственно) не подчинены контролирующему органу. Как правило, контрольны­ми полномочиями такого рода наделяются исполнительные орга­ны с межотраслевой компетенцией. Они вправе контролировать работу по вопросам своей компетенции других исполнительных органов, а также предприятий и учреждений независимо от их ве­домственной подчиненности (принадлежности) и формы собствен­ности. Например, государственный контроль за соблюдением фи­нансово-бюджетной дисциплины со стороны Министерства фи­нансов РФ.

Следует учитывать, что такое разграничение вариантов контрольной деятельности во многом условно. Объясняется это тем, что в настоящее время для всех органов исполнительной власти характерно осуществление контрольных функций как ведомственного, так и надведомственного характера. Например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ контроли­рует деятельность подведомственных предприятий и учреждений, а также осуществляет надведомственный контроль по вопросам соблюдения санитарно-противоэпидемических правил.

Контрольные функции и полномочия Правительства РФ наи­более полно выражают сущность общего контроля. Как высшее звено системы исполнительной власти в стране, оно в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции, феде­ральных законов, указов Президента и осуществляет системати­ческий контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законода­тельства (ст.4 Закона о нем). В числе общих полномочий Прави­тельства — обеспечение единства системы исполнительной вла­сти, направление и контроль деятельности ее органов. В качестве одного из частных проявлений его контрольных полномочий мож­но назвать государственный контроль в сфере внешнеэкономиче­ской деятельности, международного научно-технического и куль­турного сотрудничества.

Правительство РФ обеспечивает исполнение своих постановле­ний и распоряжений, а также соблюдение федеральными органа­ми исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между названными органами; вносит пред­ложения Президенту РФ о приостановлении действия актов орга­нов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоре­чия федеральным законам или нарушения прав и свобод граждан. При этом Правительство руководствуется положениями ст. 76 Конституции РФ, в соответствии с которыми правовые акты субъ­ектов РФ, включая и акты их органов исполнительной власти, не могут противоречить не только федеральным законам, но и актам федеральных органов исполнительной власти. При противоречии действует правовой акт федерального значения.

В субъектах РФ контрольные функции и полномочия общего характера осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции. Это либо аппараты президентов республик или иных по наименованию глав исполнительной власти, либо адми­нистрации, представленные губернаторами, правительствами, мэриями и т.п. Они контролируют деятельность как подведомст­венных им органов отраслевой и межотраслевой компетенции, так и предприятий, учреждений федерального подчинения, действую­щих на их территории.

Наши рекомендации