Политические нормы и международное право
Международные отношения носят преимущественно политический характер. Политическое регулирование - стержень всех иных видов международного регулирования. Все виды норм, регулирующих отношения между государствами, в большей или меньшей мере носят политический характер.
Вместе с тем,существуют политические нормы, обладающие особым механизмом действия, специфическими средствами регулирования. Основная санкция за нарушение таких норм - отрицательные политические последствия, которые не должны выходить за рамки, установленные правом.
По своей природе политические нормы представляют собой согласованную волю государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы международного права. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, государства придали ему не юридическую, а политическую обязательную силу.
Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, резолюциях международных совещаний и организаций, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений и так называемых правил игры.
Современным международным отношениям известны крупные комплексы политических принципов и норм (например, совокупность принципов социалистического интернационализма, лежавших в основе сотрудничества стран социализма. Большую роль в этой системе играли партийные и партийно-правительственные акты и содержавшиеся в них нормы. Значительное явление представляет собой комплекс политических норм Движения неприсоединения).
Существуют универсальные политические принципы и нормы, например принцип добрососедства, принцип взаимного уважения жизненных интересов друг друга и др. Есть принципы решения отдельных проблем. Например, в области разоружения такими принципами являлись принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба одной из сторон, учет интересов безопасности всех участвующих государств.
Санкции при нарушении политических норм заключаются в отрицательной реакции государств и международных организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной политической системы. Надо сказать, что политики отдают себе отчет в потенциальной опасности такого рода последствий.
Итальянский профессор А. Малинтопи отмечает, что практически трудно провести различие между санкцией, направленной на выполнение настоящего юридического обязательства, и давлением, направленным на обеспечение политического обязательства. По мнению польского ученого В. Моравецкого, политические нормы "оказываются сплошь и рядом более действенными и более скрупулезно соблюдаемыми, нежели такие правовые нормы, которые возникают в результате формального соглашения".
В основе действия механизма политических нормлежит принцип взаимности. Уровень их соблюдения одной стороной зависит от степени их уважения другой. Действует правило эквивалентности интересов, равновесия получаемых благ. Таким образом, эффективность нормы зависит отеевзаимовыгодности для субъектов.
Содержащие политические нормы акты оказывают серьезное влияние на всю систему отношений между участниками, включая и отношения международно-правовые. Поэтому в практике действует распространенный порядок включения в политические акты специальной формулы, заимствованной из международно-правовой договорной практики,согласно которой положения данного акта ни в коей мере не затрагивают обязательств по имеющимся договорам.
Связь политических и правовых норм двусторонняя. Политические нормы создаются и осуществляются, не вступая в противоречие с международным правом. С другой стороны, правовые нормы создаются и осуществляются с учетом существующих политических норм.
Для понимания роли политических норм особый интерес представляет опыт, накопленный в период Второй мировой войны и после нее. Сложная процедура заключения международно-правовых договоров предельно ограничила возможность их использования в чрезвычайных условиях войны. Основным инструментом стали политические акты, совместные декларации и особенно решения совещаний руководителей держав антигитлеровской коалиции. С их помощью были решены не только военные вопросы, но и многие проблемы послевоенного урегулирования.
Политические нормы сыграли важную роль и в условиях значительного правового вакуума в годы холодной войны. В значительной мере благодаря им удалось добиться стабильности в международных отношениях и предотвратить ядерную катастрофу. Многие исследователи констатируют этот факт[13]
Политические акты сыграли первостепенную роль в прекращении холодной войны и в расчистке пути к разрядке напряженности. Достаточно вспомнить комплекс советско-американских, советско-французских, советско-английских и других деклараций, проложивших путь к Общеевропейскому совещанию в Хельсинки 1975 г.
Так было положено начало Хельсинкскому процессу, который с помощью политических актов перестроил систему международных отношений в Европе. Если бы государства попытались добиться того же, используя только международное право, то потребовались бы десятилетия. Во многих странах парламенты едва ли ратифицировали бы договор с тем же содержанием, что и Заключительный акт СБСЕ.
Существенной новеллой явилось преобразование Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), осуществленное принятием политического, а не правового акта.Сила воздействия актов СБСЕ была настолько значительна, что многие юристы пытались приблизить их к международному праву. Писали об их квазиправовом характере, а некоторые вообще считали их международно-правовыми актами, несмотря на заявление участников о том, что документы порождают только политические обязательства.
С помощью политического акта - Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО 1997 г. - была урегулирована сложная проблема взаимоотношений России с НАТО.
В связи с этим нельзя не обратить внимания на новый вид взаимодействия правовых и политических норм. Имеется в виду случай, когда положениям не вступивших в силу договоров придается статус политических обязательств. После подписания второго советско-американского договора об ограничении стратегических вооружений Конгресс США занял негативную позицию, и тогда стороны сделали заявление о том, что они все же будут придерживаться постановлений договора. Иными словами, положениям подписанного договора придали силу политических обязательств и тщательно их соблюдали.
В сентябре 2001 г. главы государств и правительств "восьмерки", откликаясь на события 11 сентября, призвали все страны как можно скорее ратифицировать конвенции ООН о борьбе с терроризмом и "незамедлительно начать применять положения данных конвенций, в том числе еще до их ратификации"[14]
Дипломатия – это совокупность приемов и методов реализации внешней политики государств и иных субъектов МП.
Создание норм международного права является по сути дипломатическим процессом. Нередко дипломатия формулирует международно-правовые позиции государства, исходя из целей и принципов его внешней политики. Затем эти позиции встречаются и сталкиваются между собой в процессе переговоров между государствами при достижении компромисса, в результате которого формулируются те или иные нормативные положения. Эти положения фиксируются, одобряются государствами в соответствии с их конституционной процедурой и после этого превращаются в действующие нормы международного права.
Создание норм международного права может иметь место и путем признания государствами существующей практики, но это признание тоже производится дипломатическими органами государства, или другими органами по их указанию. Таким образом, создание норм международного права неотделимо от деятельности дипломатии.
Иногда дипломатия того или иного государства выдвигает известные общие принципы, способствующие осуществлению его внешнеполитических целей и защите его интересов. Эти принципы, признаваясь другими государствами, могут стать нормами международного права (например, принцип политического равновесия, выдвинутый французской дипломатией при Генрихе IV для борьбы против усиления Габсбургов, впоследствии часто применялся как Францией, так и другими государствами в качестве официального мотива заключения военных союзов. Этот принцип в 40-х годах XVII столетия уже фигурировал в дипломатических переговорах в Мюнстере и Оснабрюке, а в начале XVIII столетия получил формальное признание в качестве принципа международного права в Утрехтском мирном трактате 1713 года. Либо доктрина Драго (1902 г.)–согласно которой иностранные государства не вправе осуществлять дипломатические и военные санкции против страны-должника с целью взыскания задолженности или процентов по долгу. Она получила формальное признание в качестве международного права на Гаагской конференции 1907 г.)
В дипломатической практике получил распространение термин "договоренность", под которым понимаются неправовые соглашения различных уровней. Договоренность может быть:
· устной,
· выраженной в совместном заявлении,
· в коммюнике,
· в решении смешанной комиссии.
Довольно часто в дипломатической практике и в политологии отмечается значение правил игры, т.е. неписаных политических норм. Иногда их называют элементарными нормами. Даже в период холодной войны руководители государств отмечали, что во взаимоотношениях стран с различным строем эти правила соблюдались в течение многих лет. Высоко оценивается их роль и теоретиками.
Дипломатическая практика показывает, что политические нормы, создаваемые молчаливым соглашением, взаимным пониманием, существовали и будут существовать. Так, нападение Ирака на Кувейт помогло установить постконфронтационные нормы относительно применения силы, вызвав немедленное и единодушное его осуждение и применение эффективных санкций ООН.
Правила игры присутствуют во всех видах международных отношений, в которых они нередко сливаются с правилами практики, обыкновения. Их специфика особенно наглядна в важнейших политических отношениях, прежде всего в области безопасности. Это они составили суть соглашения о способе сосуществования (modusvivendi) государств двух систем. Это были правила о неиспользовании и неразмещении вооруженных сил в сферах влияния друг друга, о ненарушении существующего равновесия в ощутимой мере. Правила игры предписывали сдержанность и умеренность.
Главная задача правил игры состоит в определении поведения, позволяющего государствам обеспечить свои интересы без применения силы. После завершения холодной войны основные правила игры были подтверждены и закреплены в политических актах.
От писаных политических норм правила игры отличаются широтой и подвижностью содержания. Их задача - регулировать отношения в наиболее деликатных сферах, в которых создание даже политических актов не представляется возможным.
Для функционирования международного права существенное значение имеют определение целей и принципов взаимодействия субъектов, а также их понимание и развитие в соответствии с динамикой международной жизни. Решается эта задача в значительной мере с помощью политических актов. Зафиксированные в этих актах цели, принципы, нормы юридически не имеют значения для международного права, но фактически на его содержание влияют. Более того, они способны определять главные направления действия двух- и многосторонних международно-правовых систем.
Существуют и конкретные формы взаимодействия политических и правовых актов и норм. Распространена практика ссылок в международных договорах на политические принципы, документы и т.д. Юридические последствия подобных ссылок не всегда одинаковы. В одном случае политические нормы обретают юридическую силу, в другом лишь подтверждают признание политических принципов или актов[15].
В механизме действия международно-правовых норм высок удельный вес политических и моральных средств воздействия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нередко политические и моральные нормы способны заменить правовые.
Распространение политических актов привело к тому, что некоторые юристы начали говорить даже об "эрозии международно-правовых договоров" (В. Венглер, ФРГ). Чем более политический характер носит международно-правовой договор, чем более важные политические интересы он затрагивает, тем выше удельный вес политических средств в механизме его осуществления. Так, выполнение союзного договора едва ли можно обеспечить чисто юридическими средствами.
В случае нарушения международно-правовой нормы приводится в действие международно-правовой механизм защиты, но не остается в стороне и механизм политический. А при нарушении политической нормы действует лишь механизм политический.
Причины, стимулирующие использование политических актов:
1)Длительность времени для получения необходимого числа ратификаций и, следовательно, для вступления в силу международных договоров.
2)Сложность международных проблем, которые нельзя решить применением жестких юридических норм.