Становление науки государственного управления
Развитие государственной службы в России
Государственная служба Российской Федерации — по законодательству Российской Федерации — России, «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».[1]
Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды:
военная служба;
Государственная гражданская служба Российской Федерации;
правоохранительная служба.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Гос. должность в стуктуре гос.службы
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ — должность в образуемых согласно Конституции РФ федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах с определением круга обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Государственно-правовая характеристика Г.д. содержится в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации". Все Г.д. подразделены на три категории — "А", "Б" и "В". К категории "А" относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.). К категории "Б" соответственно относят Г.д., учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Должности, учреждаемые самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, относятся к категории "В".
Государственная служба на Г.д. категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие должности категории "А". Соответственно лица, замещающие должности категории "Б", назначаются на должность на срок, на который избраны или назначены лица из категории "А". На Г.д. категории "Б" назначение осуществляется по представлению лиц, замещающих должности категории "А", либо уполномоченных ими лиц. На Г.д. 1-й группы категории "В" (младшие государственные должности — референты 1, 2, 3-го классов и др.) назначение осуществляется соответствующими должностными лицами. На Г.д. 2—5-й групп (старшие, ведущие, главные, высшие) категории "В" назначение осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной Г.д. Назначение по конкурсу влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, на которые распространяется действие трудового законодательства (п. 3 ст. 43 Трудового кодекса РФ).
Полномочия Президента РФ
На основании четвёртой главы Конституции президент России осуществляет следующие полномочия:
назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
утверждает военную доктрину Российской Федерации;
формирует администрацию президента Российской Федерации;
назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
вносит законопроекты в Государственную думу;
подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;
обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства[18][19];
Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
подписывает ратификационные грамоты;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;
решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
осуществляет помилование.
В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы[20] и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
14.Роль полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе — должностное лицо, назначаемое Президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа.
Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.
Институт полномочных представителей образован Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 (преобразован из института полномочных представителей в регионах Российской Федерации). Этим же Указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Основными задачами полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе являются организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ (в частности, в послании Федеральному Собранию РФ); организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; предоставление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, а также внесение Президенту РФ соответствующих предложений (например, о приостановлении действия актов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, если таковые противоречат Конституции РФ, международным обязательствам РФ, федеральному законодательству либо нарушают права и свободы человека и гражданина). Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе вправе принимать участие в работе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, находящихся в пределах соответствующего федерального округа.
Полномочный представитель Президента РФ вправе запрашивать и получать необходимые документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, находящихся в пределах соответствующего федерального округа.
Полномочный представитель Президента РФ в случае необходимости вправе привлекать для проведения проверок сотрудников Главного контрольного управления Президента РФ, а также сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений.
Требования к организации и проведению конкурса на занятие должности государственного служащего в РФ.
1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
2. Конкурс не проводится:
1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.
4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.
7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Становление науки государственного управления
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
правовой подход;
политический подход;
управленческий подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
следования принципу верховенства права (правовой подход);
следования воле народа (политический подход);
следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.
Анализ государственного управления возможен через следующую классификацию.
1) решение, оформленное в форме нормативного правового акта: Конституции, закона и т.п.; 2) решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, действия (бездействия), принятое в соответствии с нормативным правовым актом; 3) решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, во исполнение которого принимается решение первого вида. По степени воздействия наибольший масштаб действия и значимость имеют государственные управленческие решения первого вида. Это воздействие может быть разрушительным (когда в законодательстве присутствуют дестабилизирующие факторы или несовершенства законодательства) или созидательным. Крах экономики современного государства идет через низкое качество трех видов государственных управленческих решений, а возрождение - через их высокое качество. На базе такой классификации в 2012 году была разработана Концепция системы государственного управления, которая фундаментально отличается от существующих сегодня в мире систем.
2) Наука государственного управления во Франции.
Французские ученые как бы подхватили эстафету камералистов. Почти на всем протяжении XIXв. появлялось множество интересных работ, посвященным вопросам государственного управления. Труды по управлению писали политические деятели, администраторы, журналисты, преподаватели университетов. Во всех работах предлагались реформы, часть которых впоследствии была осуществлена.
Самое громкое имя этой эпохи -Александр Франсуа Вивьен. Его "Очерки об администрации" (первое издание 1845г.) представляют собой первую серьезную работу в области науки государственного управления, построенную по единому плану и на собственной концептуальной основе. Несмотря на политическую нестабильность того времени особенно плодотворными были практические результаты деятельности Вивьена. Были созданы специализированные министерства, разработан закон о государственных служащих и процедура их набора, проведена де концентрация аппарата. В 1848г. по предложению Вивьена создана Школа администрации, которая, к сожалению, была упразднена при Второй республике.
Вторая империя не дала ярких имен в области административной науки, однако это было время реформ, необходимость которых отстаивалась в прошлом. Именно эти преобразования содействовали политической стабильности. Кроме того, созданные в 1870г. большие комиссии послужили источником многих реформ, осуществленных в первые годы Третьей республики (законы о Генеральных советах, о муниципалитете, статус Генерального совета, процедура обращения в префекториальные советы и т.п.).
С конца XIXв. административное право одержало победу над наукой государственного управления. Изучение порядка обращения в государственные органы и права управляемых главенствует над рассмотрением вопросов организации государственного аппарата и административной среды. Однако наука государственного управления заняла определенное место и в общей теории административного права. Хорошей иллюстрацией тому служат некоторые идеи Ориу, имя которого неразрывно связано с административным правом.
Публичная служба, по его мнению, -это организация, которую государство создает и содержит с целью удовлетворения коллективных потребностей. Такое определение имеет социологический, а не правовой характер. Публичная служба состоит из служащих, материальных средств, финансовых ресурсов. Она издает акты, позволяющие ей участвовать в общественной жизни. Публичная служба подвергается непрерывным модификациям, членению и реорганизациям, в основе которых лежит изменение общественных потребностей, необходимость разделения труда, прогресс в области представлений о справедливости. Услуги предоставляются в равной мере всем гражданам, которые оплачивают их пропорционально своим способностям.
Общественно полезные службы по мнению Ориу отвечают коллективным потребностям и управляются частыми лицами, участвующими в решении стоящих перед государственной организацией задач. Мало кто из авторов до Ориу отмечал это явление. Он впервые показал "расчленение администрации". Этот процесс состоит в создании учреждений, не входящих в администрацию, что позволяет им избежать жесткой регламентации административно-правовых норм. На сегодняшний день это становится весьма актуально для нашей страны.
Вместе с тем всю первую половину XXв. наука государственного управления во Франции стояла на месте. Авторы занимались в основном проблемами юстиции и были склонны анализировать администрацию под углом зрения применявшихся ею юридических норм. Это было характерно не только для университетских кругов, но и для практиков.
После Второй мировой войны наука государственного управления вышла во Франции на новый виток своего развития. Этому во многом способствовало создание Национальной школы администрации и институтов политических исследований в провинциальных университетах. К этому времени стали лучше известны зарубежные особенно американские, работы в этой области. В 1947году на правах ассоциации был основан Институт по изучению техники государственного управления и французское отделение Международного института административных наук, которое проводит исследования и собрания, ориентированные на проблематику науки государственного управления (резиденция отделения размещается в Париже).
3) Наука государственного управления в США.
Сегодня максимальное число исследований аппарата управления, не носящих юридического характера, производится в США. "Public administration" -этим термином в американской литературе обозначается как государственное управление и осуществляющий его аппарат, так и сама наука,предмет которой составляют проблемы функционирования государственного аппарата, проблемы административной реальности.
Основоположником американской науки государственного управления следует считать Вудро Вильсона (1856-1924),ставшего впоследствии президентом США. Его взгляды превосходно изложены в статье "Наука государственного управления". На эту статью в момент ее появления мало кто обратил внимание, но сегодня она является отправной точкой для многих концептуальных построений американских специалистов.
Знаменитый манифест Вильсона содержит две существенные идеи: •для того, чтобы реформировать аппарат управления, необходимо его хорошо знать, а следовательно, изучать с научных позиций; •аппарат управления должен быть независим от политики.
Последующее быстрое развитие науки государственного управления в США объясняется различными причинами. С одной стороны, самоуправление местных сообществ и федеральный характер государства сводят к минимуму задачи государственного управления, а с другой -потребность в совершенствовании управления ощущается здесь сильнее, чем где бы то ни было, вследствие необходимости улучшать управление в городах и графствах, развивать государственную службу. Но прежде всего быстрое развитие pablic administrationсвязано с вложением огромных материальных средств, созданием школ государственного управления во всех ведущих университетах, где решаются три основные задачи: подготовка государственных служащих, повышение их квалификации и проведение научных исследований в области государственного управления.
Главным представителем классической школы public administration можно назвать Леонарда Уайта, издавшего в 1926году "Введение в науку государственного управления". Дальнейшее развитие этой науки в США происходит под сильным влия нием социально-психологического подхода, к основоположникам которого можно смело отнести Герберта Саймона. В своей основной работе "Поведение служащих: очерк техники принятия решения в административных организациях" (1950) Г.Саймон критикует так называемые принципы искусства управления, которые, по его мнению, весьма противоречивы и не могут служить серьезными критериями для практической деятельности. Он стремится представить в качестве фундамента научного управления достижения современной социальной психологии и объяснить реальное функционирование административных служб через анализ поведения работающих в них индивидов и групп. Он показал каким образом принимаются решения или вырабатываются планы в организациях, составляющих правительственный аппарат. Широкое использование психологических и социологических методов позволило Саймону и его последователям добиться значительных практических результатов.
Работы американских авторов свидетельствуют о несомненном прогрессе науки управления в США. Однако в их исследованиях есть тенденция объединения проблем управления в публичной и частной сферах, что иногда приводит к потере специфики государственного управления.