Основные формы работы по углубленному изучению гербов

С целью всестороннего изучения гербов можно использовать следующие формы работы:

1. Чтение лекций и проведение уроков, специально посвященных истории гербов. (А в отдельных случаях материал о гербах можно (а иногда и обязательно) применять во время педагогической практики в процессе изучения самой истории, т.е. при проведении «чисто» исторических уроков, вводя органически материал о гербах в «ткань» учебного процесса).

2. написание студентами сообщений и выполнение заданий преподавателя (устно или письменно) по конкретным темам и коллективное их обсуждение.

3. Изготовление самими студентами гербов (в чертежах или натуральном виде) с учетом социально-экономического, культурного населенного пункта (района, села, улицы) и природно-климатических условий. А при изготовлении фамильного (личного) герба необходимо, кроме вышеназванных условий, в первую очередь учитывать генеалогию (родословную) своей семьи (рода).

4. Зарисовка (чертежи), ксерокопирование и фотографирование гербов из различных источников с целью их досконального изучения на последующих занятиях.

5. Организация и посещение в бибилиотеках выставок книг (литературы) о гербах с последующим обсуждением итогов на занятиях.

6. Проведение конкурсов гербов, изготовленных студентами, по окончании изучения материалов, связанных с историей гербов, и поощрение (вознаграждение) победителей. Для проведения конкурсов в начале учебного года должна быть создана специальная комиссия и разработаны условия и процесс проведения этих конкурсов. А также должны быть заранее сформулированы и объявлены участникам конкурса и критерии оценки гербов. Ими могут быть: полнота отображения в гербе социально-экономического, культурного развития (села, района, города, улицы), природно-климатических условий, а при изготовлении фамильных (личных) гербов использование и полноты генеалогического древа семьи и рода; наиболее правильное (удачное) расположение составных частей герба; красочность исполнения герба и т.п.

Могут и другие формы работы при изучении истории гербов.

7. Формы контроля знаний студентов – зачет.

Вопросы и задания

1. Как возникли гербы и какова их роль в обществе (государстве).

2. Назвать и охарактеризовать составные части герба и указывать назначение каждой из них.

3. Назвать металлы, финифти и меха гербов. Определить их символическое значение и графическое изображение.

4. Когда и при каких обстоятельствах появился на гербе России Двуглавый Орел и какие изменения происходили в нем в дальнейшем.

5. Охарактеризовать почетные титулы России, кому и за что они присваивались и что давали они их владельцам (носителям).

6. Написать биографическую справку об известном в России титулованном историческом лице (деятеле) с указанием его титулов (когда и за что они ему были присвоены) и каким образом они (титулы) отразились в гербе его владельца.

7. Описать любой из типов гербов и определить владельцу какого титула он принадлежал (по выбору студента или по указанию преподавателя).

8. Перечислить города Дона и Северного Кавказа (в том числе и Ставрополья), которые имели (имеют) гербы и охарактеризовать их.

9. Назвать геральдические и негаральдические фигуры. Описать их, указав на их функции и символическое значение.

10. Доказать, что гербы являются историческим источником. (Свое доказательство это произвести на конкретном гербе по собственному выбору или по заданию преподавателя).

11. Составить рассказ (письменно или устно) от имени герольда о турнире от его начала и до окончания, акцентируя особое внимание на характеристике гербов.

12. Составить герб своей семьи с девизом (при этом необходимо использовать генеалогическое древо семьи и рода).

13. Составить герб своего населенного пункта, района, города, села и т.д., учитывая их культурную, социально-экономическую сторону, а также природно-климатические условия. А если они многонациональны, то в гербе должен присутствовать национальный колорит).

14. «Прочесть» герб так, чтобы получился логический рассказ (письменный или устный), полностью раскрывающий его содержание.

15. Изучить герб и определить, каким городам или историческим личностям (деятелям) они принадлежали.

16. Прочитать и пересказать описание турнира в романе Вальтера Скотта «Айвенго» (Можно использовать и другие источники).

17. Составить кроссворд, для разгадки (решения) которого потребуются знания терминов (понятий) исключительно только по геральдике.




ФЛАГИ

Прежде, чем изучить историю флагов, надо раскрыть содержание науки, изучающей эти символы, определить её предмет и задачи. Флаги изучает вексиллология – вспомогательная историческая дисциплина. Раскроем этимологию этого слова. Оно состоит из двух слов: вексиллология (лат. вексиллум – знамя + логос – наука, учение). Как видно из этого, предметом вексиллологии являются знамена (флаги). А задачами этой науки являются: во-первых, изучение причин появления флагов (знамен), во-вторых, определение их функций, в-третьих, рассмотрение эволюции знамен (флагов), в-четвертых, определение типов флагов (знамен) и в связи с этим, характеристика их составных частей. Как видно, вексиллология изучает знамена (флаги) в широком плане: от возникновения и развития их с древности до наших дней.

В связи с уже сказанным, рассмотрим типы знамён (флагов):

- штандарт (нем. Standarte) – 1) знамя в кавалерии, отличающееся формой древка и меньшим размером полотнища российской (с 1731 года) и некоторых иностранных армиях; 2) существуют личные штандарты – символы власти императоров, королей, президентов;

- хоругвь (монг. оронго – знамя) – это священное церковное знамя (выносная икона), употребляемая главным образом в церковных торжествах. Хранится в церкви около алтаря. Основная её особенность заключается в способе крепления полотнища – верхняя его часть крепится к горизонтальной перекладине, которая крестообразно закрепляется на вертикальном древке. В нижней части полотнища имеются, как правило, различные фигурные вырезы. Современная форма хоругви ведет отчет от Византийского короля Константина I Великого (272-337 гг.), который повелел украсить своё царское знамя (la barum) изображением на нём креста.

- флаг (голл. – корабельное знамя) – в отличие от знамени, является символом объединения более общего характера – государства, нации, класса, крупных международных сообществ и союзов: Организации объединенных наций, Совета Европы, общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Международного олимпийского комитета и пр. Кроме этого, слово «знамя» обычно употребляется, когда говорят о знаках отличия предприятий, организаций, сухопутных и военно-воздушных частей и соединений. Слово же «флаг» используется в тех случаях, когда говорят об отличительных знаках государства, или, к примеру, о знаках принадлежности того или иного воздушного или морского корабля к военно-морскому или же воздушному флоту соответственно (61, 24);

- прапор – вытянутое знамя со скошенным снизу вверх клином и, как правило, с каймой. Прапор являлся особой, традиционной формой полкового знамени. Отсюда – прапорщик – знаменосец, а позже и воинское звание лиц, добровольно проходящих службу сверх срока, а также лицо, имеющее это звание;

- бунчук (турец. – бисер, бусы, раковинки, разноцветные стекляшки, привешиваемые на шею лошади, как украшение) – это короткое украшенное древко с привязанным конским хвостом или частью гривы, как символ власти у казачьих атаманов и гетмана, в частности, у запорожских и донских казаков, имевшие белые, черные и красные бунчуки. Эти бунчуки употреблялись при всех церемониях, радах, выходах гетманов к народу и т.п. В походе предводители всегда осенялись бунчуками, которые во время стоянок ставились перед их палатками;

- вымпел – длинное узкое полотнище (чаще всего треугольное), служащее знаком чего-либо (распространен в Военно-Морском флоте, а также наградные, переходящие и другие вымпелы, особенно широко использовавшиеся в советское время).

Кроме типов знамен (флагов) необходимо знать и их составные части. Назовем их и дадим краткую характеристику:

полотнище – это кусок ткани (материала) различной формы и расцветки, прикрепляемой к древку. Обычно преобладает прямоугольная форма при различном соотношении длины и ширины. Однако встречаются полотнища квадратной, треугольной, прямоугольной, а также с откосом и других форм. Полотнище является главной частью знамени (флага): его форма, размер, цвет и изображения заключают в себе главную (основную) информацию. Оно может быть односторонним и двусторонним. Лицевой стороной полотнища принято считать ту сторону, которая развернута вправо от древка по отношению к наблюдающему. На этой стороне сосредоточены приоритетные изображения и надписи – герб, названия, раскрывающие принадлежность знамени (флага).

В то же время надо знать, из каких частей состоит полотнище. Элементами полотнища являются:

- кайма – это полоса по краям поля полотнища, отличающаяся от него по цвету;

- фламы – диагональные полосы в углах полотнища, отличающиеся от него по цвету;

- крест – располагается, как правило, в центре флага;

- углы – пространство поля между составными креста, совпадающие с углами полотнища;

- крыж – своеобразный щиток, обычно четырехсторонней формы, помещаемый в верхней части полотнища, у древка, по цвету крыж отличается от цвета полотнища. На нем помещаются символические изображения – гербы, звезды и др.

- бахрома – плетеное украшение, которым обшиваются края полотнища.

К флагам также относятся следующие части:

- древко – это приспособление в виде шеста, к которому крепится полотнище и которое изготавливается из металла или дерева (ныне и из пластмассы);

- навершие (более раннее – острожник) является украшением древка на его верху (звезда, шар, наконечник копья и др.) и которое укрепляется на нем с помощью трубки (втулки);

- шнуры с кистями или ленты, которые прикрепляются к навершию. Ленты могут нести в себе названия организации и быть наградными (орденскими);

- подток – нижний металлический (а в настоящее время и пластмассовый) конец древка, служащий для сохранения от порчи нижней части древка и является в то же время и опорой для знамени (флага);

- скоба – это металлическое кольцо, расположенное ниже полотнища и на котором гравируют памятные надписи (в российской армии – краткую «биографию» воинской части и др.);

- предохранительный чехол, в котором помещается знамя для хранения;

- панталер – перевязь через плечо знаменосца, предназначенная для ношения знамени;

- знаменные гвозди, служащие для закрепления полотнища к древку;

- запас – часть полотнища, обернутая вокруг древка и предназначенная для крепления к последнему.

Нами было написано о типах флагов и их составных частей не случайно: в дальнейшем читатель-студент будет встречаться с только что названными и охарактеризованными материалами о флагах, что позволит ему разобраться с историей возникновения и развития флагов. Ведь государственные, а также и иные флаги имеют огромное значение в жизни общества.

Об этом справедливо и точно написал в своей книге Н.Н. Семенович: «Нам неизвестна такая страна, которая не имела бы своих флагов, только ей присущих. Государственный флаг – это лицо страны. Неуважение или оскорбление флага считается самым тяжким оскорблением всего государства, так как флаг является наиболее выразительным символом государства. Флаг, поднятый за границей, показывает экстерриториальность того, над чем он поднят; флаг как бы предупреждает о том, что все, находящееся под этим флагом – будь то человек, здание, кораболь, кусок земли, - состоит под защитой того государства, которому флаг принадлежит!» (64,3).

В каждой стране существуют свои традиции и правила, связанные с государственным флагом. И то, что принято в одной стране, может показаться необычным в другой. Но во всех случаях непременным и обязательным является одно, непременное правило – взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всём мире как знак неуважения и враждебности. И наоборот, уважение и достойное отношение к чужому флагу – общепринятая норма международных отношений (18, 378).

Как и во всяком символе, всё в государственном флаге имеет смысловую нагрузку. Одни из них являются главными, другие – подчиненными. Основное во флаге – это его цвет или цвета. Если цветов несколько, то важным является их расположение по отношению друг к другу, объем, который каждый цвет занимает на полотнище. Помимо цвета, на флаге могут быть нанесены различные эмблемы, дополнительно символизирующие данное государство, уточняющие его характер. Из всех элементов флага самым подвижным, изменяемым являются эмблемы, а наиболее постоянным – цвет. Изменение цвета, как правило бывает связано с коренным изменением государственного строя, хотя и не всегда (66, 21-212).

Прав был К.К. Мамаев, заметив, что «… флаг можно в какой-то мере сопоставить с политическими плакатами. Они отражают не только идеологическую стратегию, но и идеологическую тактику. Со сменой конкретных политических лозунгов и содержание знаменной символики» (Цит. / по: 18, 381).

А теперь коснемся непосредственно вопроса о флагах нашей страны с момента их возникновения и развития до наших дней.

Но вначале необходимо коснуться вопроса возникновения флагов в зарубежных странах. И сделать это надо по следующим причинам: во-первых, в зарубежных странах флаги появились гораздо раньше, чем в России, во-вторых, флаги в нашей стране появились под воздействием флагов других стран, хотя и у нас имелось многое специфическое, присущее только нашей родине. О чем будет идти речь в нашем пособии позже.

На протяжении человеческой истории существовало огромное разнообразие образцов знамен.

Флаги существуют уже более 3000 лет. Они, конечно, не были похожими на современные. Например, как считают некоторые исследователи, первые флаги были деревянными или металлическими шестами, наверху которых помещали фигуры птиц, животных или иные символы. Как пишет Шепелева (25,30): около 2000 лет назад для изготовления флагов стали использовать ткань, а 500 лет назад полотнище стало главной частью флага.

Самый старый флаг относится к 3000 году до н.э. Он найден в 1972 году в Кхабисе в Иране. Сделан он был из металла и имел размеры 9 на 9 дюймов. На нём имелись изображения орла, двух львов, богини, трех женщин и быка (75, 184). Подобие флага видно на изображении корабля времен Рамзеса III – фараона Египта, жившего с 1204 по 1173 год до н.э. Кроме этого, своеобразные полотнища выставлялись перед домами знатных египтян (43,5). В те далекие времена эти своеобразные флаги применяли и древние греки, в основном как сигнальные. (Там же).

В Древнем Риме, например, к числу первых военных знаков (флагов) относится изображение орла, которого здесь называли «птицей Юпитера». Орел в этом случае ассоциировался со скоростью, силой и боевым духом (75, 184). Во время Пунических войн (III-II вв. до н.э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве знаков использовались фигуры волка, минотавра, вепря, соболя и лошади (72, 100).

Как предполагают некоторые исследователи (60, 66) (18, 382), возможно, прообразом современного флага является посох древнего пастуха, который водил за собой стадо. В то же время посох был символом власти фараонов Древнего Египта и христианских епископов. Кроме того, изображения и эмблемы богов, помещенных на верху шеста, встречались в Древней Персии и Ассирии, Древней Греции и Риме, Северном Причерноморье…

Считается доказанным, что уже к IV в. н.э. римская конница имела вексиллум (лат. – знамя). Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок пурпуро – красного сукна, укрепленный на перекладине, прибитой к древку. Необходимо отметить, что вексиллумы употреблялись и раньше (они были иной формы, чем той, о которой только что было сказано): Гай Юлий Цезарь (I в. до н.э.) сообщал о «выставленном впереди (войска – Г.Б.) вексиллуме». В этом случае, как считают некоторые исследователи, вексиллум являлся штандартом полководца, который выносился перед началом боя или поднимался на мачте корабля и служил своеобразным сигналом к бою, по всей вероятности, из-за своего яркого пурпурного цвета, который считался цветом римских императоров, а позже – и цветом флагов командиров римских легионов. Первое, похожее на современное, знамя появилось около 100 г. до н.э. в Китае. Это было прикрепленное уже непосредственно к древку четырехугольное полотнище из белого шелка. Эта ткань была легкой, но прочной, ее можно было разрисовывать, к тому же шелковое полотнище трепетало и развивалось даже на легком ветерке, в этом случае изображенные на нем яркие фигуры казались совсем живыми и были заметными. Китайцы первыми стали крепить полотнище уже не к поперечной планке, а прямо к древку, как и в настоящее время (25, 29). Этот флаг должен был указывать местоположение китайского императора, а также служил символом его власти и могущества (75, 185).

Обычай выступать в поход под флагами-полотнищами, прикрепленными непосредственно к древку, быстро распространялся по всему тогдашнему миру.

Первыми этот обычай переняли арабы, а в Европе – крестоносцы (XI-XIII вв.) позаимствовав это у арабов.

В Византии в ранневизантийское время военные знамена участвовали в церемонии восшествия императора на престол. В VI в. появляются сведения о военных знаменах Византии, называемых «бандон», кстати, позже так же назывались военные соединения небольшой численности. Есть предположения, что в византийской кавалерии использовались штандарты, похожие на римские вексиллумы. Но «бандоны» продолжали существовать. Например, к VII веку относятся более подробные сведения о бандонах: они легкие, небольшие, цвет полотнища был одинаковым для знамен различных воинских частей, но они все же отличались вышитыми на полотнищах знаками. В Византии в коннице были фламмулы – флаги треугольной формы, прикрепленны к древку. Эти знамена перед боем освящались, им в бою отводилось особое место и роль. В IX-X вв. бандон утвердился как знак определенного воинского подразделения, в то время как фламмулы означали знамя вообще. Этим термином называлось и знамя военачальника: один из очевидцев (XII в.) сообщил о большом военном знамени императора под названием «Октопус», это означало, что свободный край полотнища имел 8 остроугольных «косиц» (от лат. «окто» – восемь). Кроме этого, копья воинов также имели несколько разрезов (косиц).

С конца IX – нач. Х вв. в Византии воинские знамена украшали изображениями святых. Среди них первенствовал Георгий Победоносец, с мечом, щитом и копьем, он также изображался на печатях и монетах Византии.

Византийский цветовой канон составляли пурпурный (красный), белый, желтый (золотой) и черный цвета. В византийской цветовой символике пурпур объединял вечное, небесное (синее и голубое) с земным красным. Красный цвет воспринимался как цвет пламенности, огня, «животворящего тепла». Отсюда красный – символ жизни. В то же время он - цвет крови Христовой и знак истинности его пришествия и спасения рода человеческого. Белый цвет означал светоносность, символизировал «чистоту». Темно-синий цвет византийцами воспринимался как символ неба и ассоциировался с вечной божественной истиной. Черный цвет означал завершение любого явления, цвет конца, смерти (как противоположность белому). Зеленый цвет символизировал юность, цветение. Он был цветом травы и листвы, а поэтому считался предельно материальным и близким человеку. Желтое воспринималось как «златоведение», а золото – как «световедение». Блеск золота воспринимался в качестве застывшего солнечного света. Золото означало богатство и власть. Поэтому золото очень высоко ценилось светской и духовной властью Византии. Из золота и позолоченных материалов изготавливалось огромное количество всевозможных украшений для храмов и императорского дворца, золотом расшивались Императорские и патриаршие одежды. Кроме всего этого, золото применялось и в иконописи, как бы участвуя в создании божественных образов, что было очень важным в те далекие времена.

Все названные цвета применялись в мозаиках, росписях, книжных миниатюрах и, конечно же, влияли на цвета византийских знамен в различные времена.

О византийском влиянии на появление флагов в нашей стране хорошо сказано в книге Н.А. Соболевой. Она указывает, что после принятия на Руси христианства (988) из Византии, на долгие столетия Русь повернула в сторону именно этой страны: «На византийский манер чеканились первые русские монеты - златники; начало русской сфрагистики «было сделано по образцу византийской»; на протяжении пяти столетий употреблялась на Руси металлическая булла, которая господствовала в тот период и в Византии; в изобразительном искусстве на протяжении многих столетий утвердился византийский канон и т.д.», так заключает Н.А. Соболева (72, 110) о влиянии Византии на культуру Руси в широком смысле этого слова.

Известно, что после принятия христианства на Руси византийское влияние оказало огромное воздействие как на культуру нашей страны в целом, так и на военную и государственную символику. Из множества изображений, таких как явления ангелов, образы Софии Премудрости, Никиты Великомученика, Василия Великого и др., предпочтение отдавалось лику Спасителя (18, 408).

Далее Соболева справедливо замечает: «В связи со сказанным, можно утверждать, что русские знамена до определенного периода могли следовать византийским образцам; роль божественных образов, религиозный церемониал в русском войске напоминали византийские обычаи». (Там же)

Теперь мы затронем вопрос о возникновении уже государственных флагов некоторых зарубежных стран Европы, которые в той или иной мере влияли на формирование флагов нашей страны. Одним из самых ранних европейских флагов является датский. История его возникновения такова.

В 1219 году (а по другим данным – 1208 году) датские войска Вольдемара II пошли в поход для обращения эстов в христианство. Датчане победили с помощью посланного якобы им свыше знамени. Это было красное полотнище, которое рассекал прямой белый крест. Называлось это знамя – «Данеброг» - красное полотнище. В последствии этот флаг стал государственным. И является таковым и в наше время (72, 114-115).

Английский государственный флаг стал формироваться с начала XVII века и сформировался в начале XIX века. И произошло это так.

Издавна на территории современной Великобритании существовало три государства: Англия, Ирландия и Шотландия. Во главе этих трех государств стояли, как правило, английские короли, которые стремились подчинить английскому влиянию Ирландию и Шотландию. Процесс объединения этих трех государств был длительным, противоречивым и скачкообразным. Именно с историей этих государств и процессом их объединения связано появление современного флага Англии, который окончательно сформировался к началу XIX века. К началу XVII века Шотландия входила в состав Англии. В это время у Шотландии флаг выглядел так: синий, с косым белым крестом святого Андрея Первозванного, у Англии – белый, с прямым красным крестом святого Георгия, покровителя Англии. В 1603 году умерла королева Елизавета, после этого английский престол занял шотландский король Яков (Иаков, Джек – по-английски). Именно Яков (Джек) издал указ о соединении флагов Англии и Шотландии, описание их нами было только что – произведено. Это был первый вариант английского флага. К единому флагу Англии и Шотландии в 1801 году был добавлен красный косой крест святого Патрика (эмблема Ирландии) и после этого флаг стал называться «Флаг королевских цветов», или «Объединенный флаг короля Иакова» (сокращенно «Юнион – Джек» - «Объединенный Джек»). После всего этого с 1801 года современный «Юнион – Джек» - это флаг, представляющий комбинацию крестов трех святых: покровителя Англии – святого Георгия (красный прямой крест), покровителя Шотландии – святого Андрея (белый косой крест), Святого Патрика – покровителя Ирландии (косой красный крест). Святой Патрик распространял христианство в Ирландии (72, 115) (64, 93).

В 1581 году семь нидерландских провинций объединились в одно государство – Голландию, флагом которой стал оранжево-бело-синий стяг. В 1648 году Голландия окончательно освободилась от испанского владычества, после чего верхняя оранжевая полоса была заменена красной. А поэтому с середины XVII века и до наших дней цветами голландского флага стали красно-бело-синий (61, 114-117).

Трехцветный флаг («триколор») во Франции появился в конце XVIII века. Сине-бело-красный флаг этой страны «вырос» из революционной трехцветной кокарды восставших горожан Парижа. 17 февраля 1794 года Конвент установил национальный флаг Франции, вертикальное расположение полос и цвета которого сохранились до сегодняшнего дня. (Там же)

В четвертой четверти XVIII века возник флаг США при следующих обстоятельствах. Известно, что Соединенные Штаты Америки возникли в результате войны за независимость британских колоний в Северной Америке (1775-1783). Флаг же США появился в 1777 году. Он выглядел так: на полотнище были помещены 13 чередующихся узких красных и белых полос, указывающих число штатов, которые образовали новое государство – США, а в крыже на синем поле – белые звезды, которые обозначали количество частей (штатов) нового государства. Но их количество постепенно росло – их в настоящее время – 50. А вот количество полос по постановлению Конгресса 1818 года осталось неизменным – 13 (72, 113).

Только что был раскрыт процесс возникновения и становления государственных флагов некоторых зарубежных государств, что может послужить определенным фоном для воссоздания картины возникновения и формирования государственного флага нашей Родины.

Прежде чем стать российскому флагу государственным символом, он прошел трудный и сложный путь развития, с учетом специфики развития самой России.

Надо отметить, что условия зарождения и развития государственного флага России в значительной мере отличались от условий, к примеру, в западноевропейских государствах. Как известно в России не было организованного рыцарства, цехов, гильдий, епископств, вольных городов и до XVIII века – флота, которые имели право на особые знаки, в том числе и на флаги. Поглощенные же Москвой феодальные княжества потеряли свою государственную символику, и их флаги превратились в провинциально-земские (7, 88).

Кроме того до XIX века не происходило в России и общенациональных революций (подобных в Западной Европе), способных дать народу символы, подобные западноевропейским. Казаки-разинцы и запорожцы имели свои казачьи знамена со знаком креста, пугачевцы, кроме них, использовали и захваченные императорские (царские) знамена. Не имело своих знамен и религиозное движение раскольников (Там же). Флаги же цехов булочников, каретников, сапожников и т.д. появились в нашей стране лишь в XIX веке (18, 402).

Таким образом, на Руси, кроме церковных хоругвей, основным видом знамен были военные, уходившие своими корнями в глубокую древность.

И военный, и торговый, и национальный флаги появились в нашей стране довольно поздно. Их предшественниками были стяги, знамена, под которыми православная Русь отстаивала свою независимость и расширяла свои границы.

Флаг нашей страны имеет давнюю историю. История российского флага очень увлекательная и насчитывает несколько столетий. Современный флаг России имеет глубокие исторические корни. Его происхождение тесно связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Его история теснейшим образом связана с историей России, со всеми ее сферами жизнедеятельности – экономикой, культурой, политикой, идеологией и т.д. Ибо изменения в этих сферах жизнедеятельности в нашей стране влекли неотвратимые изменения в ее флагах. В связи с чем каждый флаг – это отражение судеб народных… И в то же время, каждый флаг сам по себе – это любопытнейший рассказчик, немой и красноречивый летописец…

Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Флаги способны накапливать, хранить и передавать информацию. Они призваны выражать политические, национальные, религиозные, социальные и иные идеи.

Флаги, как символ власти, подразделяются на императорские, царские, королевские, президентские штандарты, а также вымпелы и флаги Морских военачальников (25, 29).

Приведем несколько определений флага. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение флага: «Прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой». Или: «Флагом называют прикрепленное к древку или шнуру полотнище, строго определенных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы» (25, 29) (17, 39).

Справедливо отмечал К.К. Мамаев (43, 5-6): «У каждого флага есть своя, порою очень сложная биография. Одни из них появились на свет в рыцарских феодальных замках во времена мрачного средневековья и служили личными знаменами королей и феодалов. Другие стали отличительными знаками торговых кораблей. Третьи родились в огне революций. Каждый флаг замысловатым языком полос, крестов, звезд или иных знаков повествует о судьбах своей страны».

А когда и при каких обстоятельствах возник флаг в нашей стране?

В связи с чем перед нами встают очень важные вопросы: Когда же появились на Руси первые флаги? Что они из себя представляли? Каковы были их функции? Какова была их эволюция? Когда и при каких обстоятельствах в России утвердился трехцветный флаг? Как он утверждался в качестве государственного и национального? Почему нашему флагу присущи именно белый, синий и красный цвета? Каково их символическое значение? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо обратиться к истории флага нашей Родины.

Необходимо констатировать тот факт, что о древних знаменах нашей страны имеется мало сведений. Но известно, что с момента образования к IX веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове и других городах стали возникать и первые предфлаги, - так называемые стяги, которые тогда являлись символами княжеской власти. Тогда стяги выглядели так: это были длинные шесты. На них были прикреплены ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты или часть конской гривы, которые, как правило, были окрашены яркими красками разных цветов. Относительно же полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества (18, 405). Роль стягов в древности и средневековье особенно большой была в военном деле – с их помощью велось управление боем, воины по знамени определяли место сбора «до» и «после» боя, узнавали о расположении своего командира, т.е. знамя являлось основным познавательным знаком своего командира, а также и своего отряда. По знамени воины определяли направление движения войска и т.д. (65, 24).

В прошлые и в настоящие времена бытовало и бытует выражение, характеризующее значение знамени особенно в военном деле: «Потеря знамени – потеря чести, приобретение знамени у врага – честь и слава».

Вот как пишет о роли и ценности стяга в бою В.К. Романовский (61, 21): «Во время сражения стяги находились на самом видном месте, чтобы их мог видеть каждый воин. Вокруг стяга сосредотачивались лучшие формирования обороны. В стяговики (воины, носившие и охранявшие стяги) обычно выбирали богатырей: наиболее сильных, смелых, достойных мужчин. Не случайно самые жаркие схватки происходили именно на месте нахождения стяга. Противоположная сражающаяся сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением».

Роскошный стяг освящался как икона, и перед ним до сражения воины на коленях молились о победе и спасении. Заметный издали, он указывал место ставки (шатра) великого князя или центр боевого порядка. Он считался душой, славой и честью древнерусского войска. Под ним, случалось, ставили самые чтимые реликвии. Так, например, было в 1164 году: Андрей Боголюбский при походе на булгар поставил в поле у древка икону Святой Владимирской Богоматери (18, 408).

Шло время. Происходили изменения в стране, что отражалось на знаменах. Так, с течением времени на Руси появилось знамя в виде полотна, которое было прикреплено к древку. Это знамя (полотнище) легко развевалось на ветру, тем самым оно придавало уверенность и мужество воинам-ратникам. Косой клин (форма полотнища) прикрепляли к древку, а над ним помещали железное навершие – острожник. Позже полотнище знамени стали изготавливать с двумя, тремя «хвостами», которые в те времена назывались «откосами», «косицами», «клинцами», «яловцами» (60, 17, 40-41). Только со второй половины XIV века впервые употребляется слово «знамение» (знамя – Г.Б.) для обозначения стяга с изображением лика Спасителя. А вот самое слово «знамя» широко стало употребляться с XVII века. (Там же). Уже в знаменитом историческом источнике – «Повести временных лет» - знамена назывались стягами от слова «стягать», что в переводе на современный язык означало – стягивать, собирать вокруг себя воинов «во время» и «после» битвы, а также для защиты своей родной земли, а иногда села или города. Например, в «Слове о полку Игореве»: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле». Они готовы защищать Родину. Со временем стягом стали называть и малые военные отряды, а поэтому счет отрядов велся и по количеству стягов (60, 17). Например: «…поставили два стяга (отряда – Г.Б.) перед монастырскими воротами» (1096 год) (61, 119). В те далекие времена был специально назначенный знаменосец – стяговник, который должен был хранить и разворачивать знамя перед боем и в походах (65, 66).

Впоследствии знамя имело значение условного знака – господства и над страной, овладения крепостью или городом, т.е. было символом власти. Например, если князь водружал свое знамя над каким-либо городом, крепостью, страной, то этим самым он объявлял о своей власти над ними.

Но с XII века под «стягом» всё чаще имеется в виду именно знамя, а не воинское подразделение: «держит стяг Ярополка», «видят, что стяг не поднят вверх». Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов. «Собирательная» и «управленческая» функция которых дополнялась звуковыми сигналами (подобное было характерным и для византийского войска). Звуковые сигналы подавались с помощью труб и бубнов. Часто указывалось, что в воинском отряде имелось: «17 стягов и 40 труб»; 13 стягов, а труб и бубнов 60» (72 ).

Необходимо отметить тот факт, что в XVI-XVII веках в нашей стране функционировали различные типы знамен. Существовала своего рода иерархия тогдашних знамен. В первую очередь, это Большое царское знамя. Оно было очень велико, богато украшено и сопровождало царя в его походах. Имелось и Малое знамя, принадлежащее царскому полку. Существовали и знамена меньшие по рангу – полковые и сотенные. А что же изображалось на подобных знаменах? Чаще всего, к примеру, на больших и малых царских знаменах (они были, как правило, красного цвета) помещали лик Спасителя, а также изображения ангелов, звезд и крестов. Их обрамляли затейливыми орнаментами, которые сверкали золотом и серебром. На знаменах полков также помещали изображения святых. Этот тип знамен богато украшен. Сотенные же знамена были меньших размеров, чем другие, нами уже названные. На сотенных изображался крест, вместо святых. Сотенные по содержанию украшения были проще, как бы скромнее. В то время имелись и боярские прапоры. Они были небольших размеров с длинными хвостами – клинцами («хоботами») и служили личными знаками родовитых людей России того далекого времени.

После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господен. В связи с чем стяги приобретали статус святыни. К XV веку мобильность (подвижность) русских войск значительно увеличилась, а поэтому стяги (знамёна) стали мень

Наши рекомендации