Большой Государственный герб, 1882 г.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.
Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.
Последний по времени акт - "Основные положения государственного устройства Российской империи" 1906 года - подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным.
Большой государственный герб
Российской империи
Описание герба
Большой государственный герб
Российской империи.
Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом. Главный щит снизу окружают девять щитов, увенчанных принадлежащими им коронами; гербы царств: I. Казанского. II. Астраханского. III. Польского. IV. Сибирского. V. Херсониса Таврического. VI. Грузинского. VII. Соединенные гербы великих княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского. VIII. Герб великого княжества Финляндского. IX. Родовой Его Императорского Величества герб. Над сенью главного щита шесть щитов: X. Щит соединенных гербов княжеств и областей великороссийских: В 1-ой части - герб Псковский. Во 2-ой - герб Смоленский. В 3-й части - герб Тверской. В 4-й части герб Югорский. В 5-й части - герб Нижегородский. В 6-й - герб Рязанский. В 7-й части - герб Ростовский. В 8-й - герб Ярославский. В 9-й части - герб Белозерский. В оконечности - герб Удорский. XI. Щит соединенных гербов, княжеств и областей юго-западных: В 1-й части - герб Волынский. Во 2-й части - герб Подольский. В 3-й части - герб Черниговский. XII. Щит соединенных гербов княжеств и областей белорусских и литовских: в малом щите герб великого княжества Литовского. В 1-й части щита герб Белостокский. В 2-й части - герб Самогитский. В 3-й части - герб Полоцкий. В 4-й червленной - герб Витебский. В оконечности - герб Мстиславский. XIII. Щит соединенных гербов областей прибалтийских: четверочастный. В 1-й части - герб Эстляндский. Во 2-й части герб Лифляндский. В 3-й гербы - Курляндский и Семигальский. В 4-й части - герб Корельский. XIV. Щит соединенных гербов северо-восточных областей: в малом щите герб Пермский. В 1-й части щита герб Вятский. Во 2-й части - герб Болгарский. В 3-й - герб Обдорский. В 4-й части - герб Кондийский. XV. Герб Туркестанский. В таком виде государственный герб изображается на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при Императорском дворе собраний, но не иначе как по особым, через министра Императорского Двора объявляемых, Высочайших повелениям, государственный герб в таком виде называется большим или полным государственным гербом. Средний государственный герб - тот же, что и большой, но без государственной хоругви и шести над сенью гербов. Он изображается на средней государственной печати, а также по особым указам Его Императорского Величества. Малый государственный герб сходен со средним, но не имеет сени, изображения святых и девяти гербов, окружающих щит снизу. По особым Высочайшим повелениям малый герб может изображаться с сенью и щитодержателями. Иногда малым гербом или просто государственным гербом называют государственного орла, имеющего на крыльях гербы Царств и Великого Княжества Финляндского. (Из книги П.П. фон Винклера "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи") Схема расположения щитов с гербами территорий на Большом государственном гербе Российской империи. |
* * *
Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II. В Большом гербе империи закреплена традиция, ведущая начало от государственной печати Иоанна IV Васильевича, на которой вокруг двуглавого орла располагались гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба 1857 года помещен главный щит с черным двуглавым орлом в золотом поле. Щит увенчан шлемом св. великого князя Александра Невского. На груди орла покоится щит с московским гербом - св. Георгий, побивающий змея. Вокруг главного щита - цепь ордена св. Апостола Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели. С правой стороны (левой от зрителя) - св. Архистратиг Михаил, с левой - св. Архангел Гавриил. Центральная часть герба объединяется сенью с Большой императорской короной и государственной хоругвью над ней. В верхней части герба помещены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и областей, по три щита с правой и левой сторон от государственной хоругви. Эти щиты расположены на одной горизонтальной линии с государственной хоругвью. Девять щитов, увенчанных коронами, с гербами Великих княжеств и Царств и гербом Его Императорского Величества, расположены по окружности. Одновременно были введены Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой основу Большого герба империи, но без шести верхних щитов и без государственной хоругви. Малый государственный герб был представлен в двух вариантах. Первый - собственно двуглавый орел с гербами на крыльях, второй - тот же двуглавый орел, но в щите и с присоединением императорской сени. Проект Большого герба 1857 года был принят в России неоднозначно и стал предметом серьезных споров. Духовенство обратило внимание на изображение в качестве щитодержателей святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Московский митрополит Филарет заявил, что эти святые изображаются на иконах в иконостасе по сторонам Господа Вседержителя, и их изображение в гербе оскорбляет чувства православных. Кроме того, использование их в качестве щитодержателей умаляет их религиозный статус, так как власть небесная выше власти земной. Митрополит написал в связи с этим протест графу В. Адлербергу, министру двора. Тот доложил царю. Царь повелел устранить щитодержателей. В окончательном проекте святые архангелы все же остались, но были изображены в гербе не по русскому иконописному образцу, а в виде древних воинов. Другим вопросом, вызвавшим недоумение, было явное предпочтение в новом гербе присоединенных территорий и умаление гербов русских княжеств. Действительно, гербы исконно русских княжеств и других территорий даны явно ущербно, что не соответствует их действительному месту и роли в процессе становления Российской империи. И, наконец, барон Кене исказил цвета московского герба. Если раньше змей был черный и символизировал зло, то теперь золотой с зелеными крыльями змей стал, по толкованию цветов, - символом великого богатства и надежды. Получился некий геральдический парадокс: св. Георгий убивает великую надежду России. В окончательном виде Большой государственный герб сложился в 1882 году. Дополненный и уточненный Большой герб империи был утвержден императором Александром III 3 ноября 1882 года. Герб сохранил старую композицию, но с некоторыми отличиями. Так, крылья св. архангелов прежде были подняты вверх, а теперь опущены. Меч св. Архистратига Михаила был опущен вниз, а теперь поднят вверх. В 1857 году в гербе отсутствовали лавровые и дубовые ветви. Верхние шесть щитов с гербами российских территорий располагались вначале по горизонтальной линии, а теперь по дуге окружности. Иными стали порядок расположения этих щитов и число гербов в них. Были соединены в один щит гербы княжеств и областей Белорусских и Литовских. Добавлен новый щит с гербом Туркестана. Порядок расположения девяти щитов, увенчанных коронами, остался прежний. В них более четко стали просматриваться реальные прототипы российских корон: Казанская шапка венчает герб Казанского царства; корона "Россия" (корона Анны Иоанновны) венчает герб царства Польского; Шапка Мономаха второго наряда венчает герб Херсониса Таврического; Шапка Мономаха венчает соединенные гербы Великих княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородского); Алмазная шапка Петра Алексеевича венчает герб Сибирского царства; Венец большого наряда Михаила Романова венчает герб Астраханского царства. Совершенне стал рисунок и других корон: королевской, венчающей герб Его Императорского Величества; великокняжеских, венчающих гербы Финляндии и Грузии. Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть и мужество (дубовые ветви). В состав Большого герба входит герб Его Императорского Величества. Этот герб имеет две части. В правой (левой от зрителя) расположен герб рода Романовых - гриф, в левой части - герб Шлезвиг-Голштейна, принадлежащий российской короне по праву наследования русскими государями. Наследное право на северо-германские земли и Норвегию ведет начало с 1725 года, когда был заключен династический брак Анны Петровны, дочери Петра Великого, с немецким герцогом Карлом Фридрихом. Так образовалась Голштейн-Готторпская династическая линия императорского дома Романовых. Все русские императоры, начиная с Петра III Федоровича, являлись прямыми ее потомками. Герб Шлезвиг-Голштейна соединяет в себе следующие гербы: Норвежский, Шлезвигский, Голштинский, Стормарнский, Дитмарсенский, Ольденбургский, Дельменгорстский. Впервые названия этих земель появились в титуле Петра III Федеровича в 1761 году. Это означало, что все названные земли входят в состав Российской империи. |
Флаги Российской империи |
В древности вместо слов "флаг" и "знамя" употреблялось слово "стяг". Выражение "поставить стяг" означало построение дружины к битве. Стяг "стягивал" витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников-богатырей. По стягу судили о ходе битвы. Стяг "простирашася яко облацы" - значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги "досекошася до стяга, и стяг подсекоша". Наши летописи чрезвычайно лаконичны и скупы на подробности. Тем не менее в них отмечались даже потеря части стяга и смерть стяговника: "челку стяговую соторгоша", "стяговника нашего потяти". Примечательно и происхождение слова "знамя". "Знамениями" называли изображения православных святынь. После того, как на стягах стали изображать св. Георгия и другие святые лики, они превратились в "знамения", а затем в "знамёна". Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы. На протяжении многих веков русскую армию осеняли красные знамёна. Ещё в Х веке витязи Святослава Великого бились под красными стягами. В одной из древних рукописей сохранились их изображения. Полотнища стягов были клиновидной формы, а навершия - в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Три века спустя армия Дмитрия Донского вышла против полчищ Мамая. На Куликовом поле над русской армией реяло огромное красное знамя с изображением образа Нерукотворного Спаса. По сути, такого же цвета и с таким же образом было полковое Большое знамя Ивана Грозного. В 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: "и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону". Знамя Ивана Грозного полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I - в Азовском походе и на войне со шведами. В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе – раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля. Хорошо известен так называемый "Великий стяг" Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе "сахарного" цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму "брусничного цвета", у откоса дополнительно кайма "макового" цвета. В 1612 году над ополчением, вышедшем из Нижнего Новгорода к Москве, развевалось знамя Дмитрия Пожарского. Оно было малинового цвета и на одной своей стороне несло образ Господа Вседержителя, а на другой - архангела Михаила. Народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского положило конец Смуте, освобождению от польско-литовского ига и освободило Москву от захватчиков. Враги и предатели России были изгнаны, а русская государственность восстановлена. Знамя князя Пожарского по наступлении мирного времени было помещено в церкви и почиталось наравне с иконами. В грозный год наполеоновского нашествия со знамени Пожарского была сделана точная копия и вручена Нижнегородскому ополчению. Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича. например, изображался лик Спасителя. Со времён царя Алексея Михайловича начали изготавливать "гербовые знамёна", первое такое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда (автор герба Станислав Лопуцкий). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано: "В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него "царь на коне колет копием змия". Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Русские люди в разных обстоятельствах использовали разные символы, чтобы выразить свою народную, русскую сущность - хоругви, иконы, казачьи бунчуки, знамена стрелецких полков и т.д. По всей видимости, не было насущной потребности в подобном символе; его функции выполнял герб государства Российского - двуглавый орел. Из подобных символов вырос и русский государственный флаг, а оформился он при царе Алексее Михайловиче (отце Петра Первого). В ответ на предложение персидского шаха вывозить шелк в Европу водным путем через Россию царь указал "… для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море сделать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать... боярину А. Л. Ордину-Нащокину". Менее чем через год, 19 мая 1668 года, дединовские мастера Яков Полуэктов и Степан Петров вместе со своими плотниками и кузнецами спустили на воду первый русский военный корабль "Орел". По царскому указу кораблю надлежало иметь государственный флаг. Царь Алексей Михайлович определил внешний вид флага не по подобию флагов других европейских морских держав, как это утверждается некоторыми историками, а по подобию стрелецких знамен, которых в то время в России было великое множество. В книге "Корабельные флаги" Карла Алярда, изданной в Амстердаме еще в 1695 году, этот флаг описан так: "флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной". Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры - православия. Он рождался постепенно, выходя из монашеских келий, оформляясь первоначально в идее Третьего Рима, а затем воплощаясь в конкретные, зримые символы. Этот флаг представлял Россию значительный период исторического времени, и не только на торговых кораблях, но и на дипломатических представительствах, в армии, а позже и на аэропланах Первой Мировой войны. Гербовое знамя Петра I (1696) было красным с белой каймой, в центре изображался золотой орёл, парящий над морем, на груди орла в круге Спаситель, рядом Святые Пётр и Павел, Святой Дух. Но этому знамени не суждено было просуществовать долго, Петром I были созданы новые знамёна и флаги с новой символикой. Флагом торгового флота 1693-1700 года считается белый флаг с чёрным двуглавым орлом под тремя коронами, с золотыми скипетром и державой в лапах. Такой флаг приказывали делать из белой тафты, а орла - из чёрной материи. Это вероятно первый "гражданский" флаг России. С 1693 года Пётр I уже использовал бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве "флага царя Московского" (в 1700 году при осаде Нарвы шведы захватили похожего рисунка царское знамя). Петр Первый отказываясь от всего русского и насаждая европейское, отказался и от креста на государственном флаге, заменив его тремя параллельными полосами по образцу просвещенной Европы. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальный полос на флаге и Именным Указом №2021 от 20 января 1705 года Пётр I узаконил бело-сине-красный флаг с параллельными линиями - государственным. Также русский трёхцветный флаг стал основой для национальных флагов других славянских народов, которые видели и видят в России свою единственную защитницу. Начиная с Бухарестского мира 1812 года, когда Турция признала автономию Сербии и ситуация требовала срочно поднять сербский государственный флаг (у сербов, как и у русских, долгое время не было единообразного знамени), сербские представители вышли из положения следующим образом - они перевернули русский трехцветный флаг, который передали им русские представители, и поставили рядом с российским и турецким национальными знаменами. До сегодняшнего дня национальный, церковный флаг Сербии имеет вид перевернутого русского флага. "Весна народов" 1848 года всколыхнула славянские народы Европы и привела к возникновению ряда новых славянских символов. Так родились флаги словенцев, словаков, хорватов, и все они либо полностью повторяли русский флаг, либо имели его в своей основе. Объяснялось это тем, что создатели этих символов были движимы идеей грядущего объединения всех славянских народов в единую славянскую державу с единым (русским) флагом. Тогда же родились общеславянские флаг и гимн "Гей, славяне", полностью совпадающие с нынешними флагом и гимном Югославии. И в основе всего этого движения лежало то самое крестообразное русское знамя, принятое в 1668 году царем Алексеем Михайловичем. В 1712 году над военно-морскими кораблями взвился новый, "Андреевский", флаг - белый с лазоревым крестом, в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. На косом кресте распяли апостола Андрея Первозванного. По этой причине у христиан косой крест связывается с именем этого апостола. Андрей Первозванный в своих странствиях достиг берегов Чёрного моря и крестил древних русов. На Руси гордились тем, что начало русского христианства связано с деяниями самого первого из учеников Христа. В одном из своих писем Пётр I радостно восклицает: "...слава, слава, слава Богу, за исправление нашего штандарта во образ святого Андрея". После этой перемены русский флот начал одерживать решительные победы в морских сражениях. Снятый с боевых кораблей штандарт был передан торговому флоту и получил название коммерческого. И в этом была своя логика. Бело-сине-красное сочетание во всём мире воспринималось прежде всего как символы масонства, буржуазности и торговли. Собственно национального флага в России до середины XIX века не было. В большинстве европейских стран наоборот национальные цвета были определены. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией. В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок). Бело-сине-красный флаг постепенно стал превращаться в историческую реликвию, связываемую часто с именем Петра I. Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый "гербовый" флаг. Указ утверждён Сенатом года по докладу министра императорского двора графа В.Адлерберга. Разработчиком флага явился вероятно Б.Кене. Объяснение выбора такого флага содержится в тексте указа (Полное собрание законов Российской Империи, т.XXXIII, №33289): "Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в жёлтом или золотом поле и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I , между тем как знамёна и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время Императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; Император же Александр II, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в Московском гербе". Чёрно-жёлто-белое знамя основано на русской геральдической традиции. Его чёрный цвет - от двуглавого орла, жёлтый - от золотого поля герба, а белый - цвет св. Георгия. Также его цвета символизировали землю-золото-серебро. Бело-сине-красный флаг всё это время оставался коммерческим флагом. На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. Во второй половине 19 века вся революционно-демократическая и просто прозападная российская интеллигенция стала испытывать к коммерческому флагу самые пылкие чувства, а русофилы напротив к чёрно-жёлто-белому флагу. Русские историки убедительно показывали, что у бело-сине-красной расцветки на русской почве корней нет. По меткому определению видного геральдиста начала 20 века Белинского, усилия выдать бело-сине-красные цвета за исконно русские "составляют совершенно бесплодную работу". Но доводы профессионалов не воспринимались, да и восприниматься не могли. Герб стал символом государственности ранее, нежели флаг. По этой причине перед многими странами проблема национального флага возникла только в последние столетия. Выбирая себе символ, державы, уважающие своё прошлое, за основу принимали цвета Государственного герба. На этом основании было предложено остановиться на знамени чёрно-жёлтых цветов. Российский национально-государственный флаг со времени царствования Императора Александра Третьего, с особенной яростью подвергался нападкам леводемократической общественности за свой, как тогда писали, "подчеркнуто монархический и германофильский характер". Те же самые критики, которые не усматривали в бело-сине-красном флаге полной аналогии с национальными цветами Франции и Голландии, а также со множеством третьестепенных стран, таких как Аргентина, Гаити, Гондурас, Чили, находили "позорное германофильское подражательство" в одной-единственной верхней полосе черно-желто-белого флага. Сегодня понятны причины подобных выпадов. В бело-сине-красных (масонских) цветах взоры леволиберальной интеллигенции видели революционную лихорадку по типу французской, решительный пересмотр традиционных государственных и национальных ценностей, тотальную ломку "отсталого" - перелицовку России на передовой европейский образец. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года это решение было включено в Собрание узаконений Российской империи.), когда "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" Александр III, склонявшийся к русофильству, тем не менее, после долгих колебаний, распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Тем не менее, черно-желто-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный никогда не был общенациональным, хотя при демократах сменил свой статус коммерческого, гражданского морского флага на статус "государственного". К вопросу о национальных цветах в России возвращались ещё не раз, например, в 1896 году этим вопросом занималась специальная комиссия под председательством адмирала Посьета, но 5 апреля комиссия решила, что бело-сине-красный флаг называется национальным по праву. Бело-жёлто-чёрные цвета стали считать своими монархисты. А флаг этих цветов получил имя "романовского династического". В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён "для употребления в частном быту" новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка жёлтым квадратом с чёрным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орёл изображался без титульных гербов на крыльях; квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь "разрешалось". Символика флага подчёркивала единение царя с народом. Существует множество сведений о том, что Николай 2-й хотел вновь сделать чёрно-жёлто-белый флаг государственным, однако война 1914 года помешала это осуществить и было решено оставить до победы. В заключение, вновь немного хотелось бы сказать о бело-сине-красном флаге, который сейчас развевается над Кремлем. Статьей 1142 Морского Устава, издания 1886 года, бело-сине-красный флаг Высочайше утверждается Императором Александром Третьим лишь "для коммерческих судов" каким он был при его отце Александре Втором. Что ж, остаётся надеяться, что сменится коммерческое правительство, служащее своим корыстным коммерческим целям, сменится и коммерческий флаг, который займет соответствующее место, отведенное статьей N 1142 Морского Устава. |
Рождение русского гимна |
Еще в марте 1833 года директор придворной капеллы Алексей Федорович Львов написал музыку для "Отче наш". Государь Николай Павлович, прослушав музыку на репетиции придворной капеллы, не сделал никакого замечания, но Великим постом, накануне принятия Святых Тайн, неожиданно призвал Львова и сказал ему: - Если я пожелаю во время обедни, чтобы "Отче наш" было исполнено по твоему напеву, то сложу руки на груди. Если этого не будет, тогда надо петь напевом Сарти. В день принятия Святых Тайн Львов с затаенной тревогой оглянулся на Государя перед тем моментом, когда по чину служения следовало петь молитву Господню. Император благоговейно преклонил голову и скрестил руки на груди. - Я, - рассказывал Львов в душевном умилении, - обернулся к хору и тихо сказал: "Мое "Отче наш". Когда в парадных залах Зимнего дворца приносились царской чете поздравления с принятием Святых Тайн, Император поцеловал Львова и тихо сказал ему: - Спасибо! Но у меня есть к тебе еще просьба. Будь вечером у Государыни. В тот же вечер, когда на половине Императрицы собрались близкие друзья Царской семьи, Николай Павлович взял под руку Львова и отвел его в боковую комнату. - Вот моя просьба к тебе, - сказал Государь, - я хочу поручить важное дело. Ты будешь работать не для меня, а для России. Можешь ли ты написать русский народный гимн? Львов, сознавая всю важность возлагаемой на него работы, произнес: - Это было бы счастьем моей жизни, но я не могу... - Можешь! - прервал Государь. - Можешь, во-первых, потому, что ты русский и сразу понял, что надо; а во-вторых, - потому, что сегодня я слышал в твоем напеве молитву Господню и тоже понял, что ты можешь сделать то, что я тебе поручаю. Вскоре после этого Государь в первый раз услышал гимн "Боже, Царя храни!" на репетиции придворного оркестра. В конце лета 1833 года предстоял отъезд Государя на Кавказ, где в то время шла ожесточенная война. Императрица чрезвычайно опасалась этой поездки: ею овладел страх не только потому, что Государь ступит на землю, где каждый шаг грозит ему опасностью, но и потому, что путешествовать Император решил морем на старом парусном фрегате. Львов, зная о близком отъезде Государя, решил спросить его, удостоен ли гимн Высочайшего одобрения, но сначала решил посоветоваться с Государыней. Вечером Алексей Федорович явился во дворец. - Ее Величество в гротовой комнате, - доложил ему камер-лакей, - и Вас велено проводить туда. Кроме Государыни, окруженной своей семьей, здесь же были князь Волконский, граф Орлов, графиня Толстая и молодой граф Виельгорский. - Знаете, что мы придумали? - обратилась Императрица к Львову. - Сегодня Государь проводит перед отъездом последний вечер дома. Как только мы заслышим его шаги, запоемте Ваш "Боже, Царя храни!" Я думаю, что Государя это порадует! Прошло несколько минут, и послышался скрип деревянной лестницы под ногами Императора. Львов дал тон, и Государыня Александра Федоровна, встав, запела вполголоса "Боже, Царя храни!" К ее голосу присоединились голоса присутствующих. Маленькие фанерные двери растворились, и при матовом свете прикрытых колпаками марсельских ламп появилась могучая фигура Императора Николая Первого. Николай Павлович дослушал гимн до конца, потом быстрыми шагами подошел к супруге, поцеловал ей руку, обнял наследника Александра Николаевича и сказал: - Большего утешения для меня быть не могло. На другой день Львов получил повеление сопровождать Императора в поездке на Кавказ. Когда Государь совершал переезд из Керчи в Редут-Кале, корабль попал в страшную бурю, и все кроме него и Львова ушли с палубы. - Львов, - приказал Государь, - пой "Боже, Царя храни!" - Я не имею никакого голоса! - возразил Львов. - Неправда, - засмеялся Император, - ты пел гимн! Я это помню и не забуду! Ну, уж ладно, ты молись только, чтобы этот гимн пели всегда с той же искренностью, с какой пою я. И Государь, завернувшись в свою старую шинель, чистым басом вполголоса запел русский гимн. |
История флага.
В конце 60-ч годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военно-морского флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», педантичным капитаном Бутлером, упомянуты и материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов яловчиков, «для воинского ходу потребных». Упомянуто «большое знамя, что живет на корме», «узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве», «знамя, что живет на переднем лежачем дереве».
О цветах этих морских знамен капитан иностранец Бутлер оставил в одном из документов следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». Рассуждение Бутлера отмечено морской четкостью и однозначным, основанным на тогдашнем европейском опыте убеждением: военный корабль должен нести государственные цвета державы, коей он принадлежит и каковую защищает.
О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамена и яловщики корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи) червчятую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю.
Таким образом, бело-сине-красная гамма российского знамени, во-первых, уходит довольно глубоко в допетровские времена, год ее появления 1668. А во-вторых, это документальное свидетельство разрушает один многозначительный аргумент позднейших противников бело-сине-красного стяга. Они не упускали ни одного удобного случая утверждать, что этот флаг был учрежден Петром I для торгового, то есть частного флота и потому вполне государственным признан быть не может. Однако, как выяснилось выше, бело-сине-красная гамма возникла в связи со строительством корабля «воинского». Да еще и не рядового, а первого боевого корабля России, легендарного «Орла», родоначальника Российского военного флота! Дело уж куда как самое государственное – «какого государства корабль, того государства и знамя»!
Расположение цветов на флаге «Орла» было, конечно, не таким, какое позднее собственноручно начертал Петр Великий. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части-крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные.
По типу своему первый военно-морской флаг восходил к некоторым стрелецким знаменам середины XVII века, то есть исток его можно смело относить к этому периоду, если не к более ранним временам.
В последней трети XVII века флаг такого рисунка довольно прочно закрепился на мачтах больших и малых русских судов. Доказательством тому служит то, что в конце века, когда уже появились петровские геральдические новации, временно под этим флагом русские корабли ходили на Азов. И до этого на потешных кораблях Переславского озера тоже развевались строгие крестовые флаги. Этот флаг просуществовал до первых лет бурного XVIII века – на выбитой в 1704 году в честь постройки Кроншлота медали изображен развевающийся над крепостью крестовый флаг.
В последним десятилетии XVII века рядов с крестовым появились и другие флаги. Что же побудило деятельную натуру Петра к крупным переменам в российской геральдике? Были причины косвенные, следствием которых явилась скрытая до времени духовная работа. Как уже упоминалось, малиновое знамя Большого полка, с которым Грозный ходил на Казань, в конце XVII века побывало на дальнем юге. Царевна Софья летом 1687 года вручила его «оберегателю» отечества, своему фавориту – князю <