Формирование варно-кастовой социальной структуры в Древней Индии. Законы Ману.
В Древней Индии задолго до прихода ариев сложилась высокоразвитая цивилизация.
Со временем арии стали земледельцами, восприняли технологию и культуру коренных жителей. Завоевание Древней Индии ускорило распад родовой организации. Родовая община переросла в соседскую. Положение человека стало определяться его имуществом, что говорит о наличии частной собственности. И вместе с тем кровная месть сохранялась некоторый период. Она считалась религиозным и нравственным долгом для всех сородичей потерпевшего.
Основу социальной структуры Древней Индии составляла община. В это понятие входили деревня, местность, объединение семей и даже каста.
Община — самоуправляемая единица. В нее входили касты — совокупность более мелких групп, кулы — семейные общины родственников. Ремесленники и торговцы объединялись в сангхи. Во главе этих объединений и групп стоял выборный староста, руководитель. Глава племени также считался с мнением совета знати (сабха), его должность из выборной превратилась в наследственную.
Специфика общественного строя Древней Индии состоит в разделении людей 110 варнам, замкнутым группам. Социальная стратификация имелась и в Древнем Египте.
О происхождении варн существует много точек зрения. Большинство ученых связывают их возникновение с брахманской религией. Верхушка ариев постепенно присвоила себе исключительное право на религиозную, политическую и военную деятельность. Термин «варна» означает «разряд» людей, «вид», «цвет», «качество», «заслуга». Вся общественная жизнь древнего индуса определялась его принадлежностью к варне; профессия, должность, размер получаемого наследства, процент по договору, займу и даже тяжесть наказания. Варна определяла имя человека, одежду, порядок принятия пищи. Принадлежность к той или иной варне устанавливалась рождением, переход из одной вар-иы в другую в принципе был невозможен.
Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником.
Первая варна, самая привилегированная, — брахманы. Они якобы произошли из уст, самой «чистой» части тела Брахмы.
Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником.
Первая варна, самая привилегированная,— брахманы. Они якобы произошли из уст, самой «чистой» части тела Брахмы.
Третья варна — вайшьи, созданы якобы из бедра бога. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, но пользовались покровительством правителей. Вайшьи — это угнетаемое сословие, из него формировалось ополчение, от него поступала за счет эксплуатации основная масса податей, налогов. За счет эксплуатации вайшьев содержался господствующий класс — жрецы. Только отдельные вайшьи имели богатство, высокое положение в обществе.
Четвертая варна — шудры. Сотворены они не то из ступней, не то из плевка бога. Они не проходили обряда посвящения, инициации. Их основная обязанность — служить.
Существование варн было позднее закреплено в знаменитом памятнике права Древней Индии — законах Ману (II в. до н. э.). Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э. Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок. Структура Законов Many. Глава I Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце. Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности "того священного Закона, которому следуют люди, изучившие Веды, и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей" (II, 1). Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку. Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни. Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и "защите всех творений''; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.
Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд. Глава IX повествует о "вечном законе для мужа и жены" в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.
Глава Х содержит правила, общие для трех дваждырожденныхварн. Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).
Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников.