Особенности становления государственно-правовой организации в древневосточных странах
Особенности становления государственно-правовой организации в древневосточных странах
Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места.
Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации.
Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над. рядовыми общинниками. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого население, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами или некие переходные категории свободных. Главной отличительной черты древневосточных обществ — их традиционность. Н-р, специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варны, с присущей ему особой общинной организацией.
Специфические черты политической организации древневосточных. Концепция “восточная деспотия” (деспотичная форма государства) характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.
Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.
Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств, следует различать понятие “восточная деспотия” в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.
Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников.
Римское право: источники, кодификация. Основные этапы развития
Источники
В царский период источником римского права были правовые обычаи, связанные с религиозной традицией Привилегией толкования права владели жрецы - коллегия понтификов Довольно рано произошел распределение религиозных н норм - божественных предписаний, не подлежащие обсуждению, и правовых норм (идо) - установленных людьми для общественной пользы. Со временем основным источником римского права становятся законы - письменно зафиксированы общеобязательные нормы, поддержанные государственным принуждением Первыми писанными римскими законами стали Законы XII таблиц, пи идготовлени специальной комиссией децемвиров (\"десяти мужей\") и одобрены римским народом. В республиканский период источником римского права выступали также постановления магистратов Последние наделялись полномочиями толковать право, издавать общеобязательные постановления и правовые запреты и и тем самым создавать новые нормы права, поэтому наряду с квиритскому правом начинают действовать новые правовые системы - преторское право и право народов, которые стали следствием правотворчества преторов.
Кодификация.
Попытки кодификации предпринимались еще Помпеем и Цезарем, но первые (неофициальные) кодексы были заключены в III веке при императоре Диоклетиане (кодексы Грегориана и Гермогениана).
А с императора Юстиниана (483-565 годы) в 528-534 годах была начата под руководством выдающегося юриста Трибониана широкую кодификация римского права. Ее результатом стал свод - Corpusjuriscivilis Он состоял из четырех частистин.
1 Кодекс Юстиниана - переработаны нормы действующего римского права, отраженные в императорских конституциях (12 книг)
2 Дигесты, или Пандекты Ульпиана и Павла - сборник высказываний юристов по вопросам гражданского, преторского права и комментарии из юридической практики. Этот сборник получил силу закона. (50 книг).
3 Институции - краткое руководство по юриспруденции, систематический свод римско-византийского права Фактически представляли собой элементарный учебник, получивший силу закона (4 книги)
4 Новеллы - новые законы, изданные Юстинианом с 534 по 565 годы, заполняли отдельные пробелы в области гражданского права (\"50 решений\", которые содержались в 8 книгах).
Периодизация римского права - выделение в развитии римского права опред этапов. 1. Период древнего права (8-3 в до нэ)-период формирования римского права, право сущ в рамках патриархальной общины, неразрывно связанно с юридической практикой жрецов-понтификов, в этот период формиросн институты права. В 5 в до нэ-первая кодификация римского права-Законы12 табл. Система права-примитивна и не всегда выделяла осн институты. Римское право-привелиг право-цивильное право-предназнач только для римских граждан. 2. Период предклассический (2-1в до нэ)-хар-тсясоцунификац римской общины, стирание границ между патрициями и плебеями, сохраняется цивильное права - наряду формирпреторское право. Развитие институтов:наследственное право, серветуты, деликты. Процесс преобраз в формулярный (требование истца-возражение ответчика-приказ претора-судьи) претор- рук-тель и наставник судьи. 3. Классический период(1в до нэ-3в нэ) формир принципов публичного права, склад уголовного права с самост объектами прав охраны и принципами применения, сформулир общ прав стат свободного гражданина, основной источник -конституции, ответы юристов, сенатусконсульт, появлен экстраординарного процесса, расцвет римского права (связ с деятЦицирона). 4. Постклассический (4-5 в нэ)-развитие императорского законодательства, преобладание закона, судебный процесс неразрывно связан с гос админ. Кодификация права-кодификация им Юстиниана.
Оформление конституционной монархии в Англии и ее развитие в XVIII-XIX вв.
1. восстановление конституционной монархии и ее законодательное оформление
2. развитие конституционной монархии в Англии в 18 веке
1.В 1660г. парламент восстанавливает королевское звание, палату лордов и призывает на трон Карла 2, который перед этим подписал Бредскую декларацию: король обещал сохранить за буржуазией и дворянами их завоевания и не преследовать участников революции (обещания были нарушены). Карл 2 пытался восстановить старые порядки.
В эти годы возникают 2 политические партии: тори – будущая консервативная партия, приверженцы короля, и виги – представляли интересы буржуазии и среднего дворянства (оппозиция короля), в будущем либеральная партия. Длительное время господствовали тори в парламенте, виги преследовались и пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. В 1679г. парламент принимает Habeoscorpusact (акт для лучшего обеспечения свобод поданных и предупреждения заточений за морями, т.е. в колониях) – основа конституции. Суть акта: устанавливается ответственность должностных лиц, содержаться принципы демократического правосудия, таким образом созданы гарантии неприкосновенности личности.
13 февраля 1689г. был подписан «Билль о правах», который установил верховенство парламента в области законодательства, провел границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король с парламентом участвовали в законодательной деятельности. За королем закрепляется право вето на акты парламента, также за ним сохраняются исполнительная и судебная власть. Законы и налоги исходят от парламента.
В 1701г. – акт об устранении (закон о престолонаследии), который определял порядок престолонаследия, права и обязанности короля (представитель англиканской церкви и т.д.). Таким образом перечисленные акты закончили процесс законодательного оформления конституционной монархии. Основой неписаной конституции стало оформление принципа разделения властей, верховенство парламента в области законодательной власти.
2.Особеностью английской конституции является то, что она не представляет единого законодательного акта. 3 акта составляют писаную часть английской конституции, но в течение 18 века формируется неписаные правила, так называемые конституционные прецеденты, которые утверждались в практике как результат соперничества 2-х партий. Главное направление эволюции британской модели парламентаризма в 18 веке является ограничение власти короля и установление нового принципа взаимоотношений исполнительной и законодательной властей. В 18в. создается новый орган – кабинет министров. С 20 годов 18в. король, который не знал английского языка, перестает посещать заседание кабинета министров. Ограничивается право короля назначать и увольнять государственных должностных лиц. С 1707г. королевская власть перестала использовать право вето, передав всю законодательную власть парламенту, таким образом в к.18в. парламент становится полноправным хозяином в стране. Отличительной чертой конституционной монархии стало наличие ответственности правительства, которое формировалось из лидеров победившей партии. Установление коллегиальной ответственности кабинета министров перед парламентом.
Образование США. Декларация независимости 1776 г.
Первая английская колония была основана на атлантическом побережье Северной Америки в начале XVII в. В последующее время (XVII -XVIII вв.) было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побережья Северной Америки. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко использовалось на плантациях сахарного тростника, хлопка, табака южной группы колоний. Иной характер приобрела экономика северной группы колоний, так называемой "Новой Англии", где начали развиваться фермерские хозяйства, мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между "севером" и "югом" в социально-экономическом плане заняли промежуточное положение. Неодинаковым было и управление в колониях. Некоторые из них считались частным владением. Были колонии с "народным управлением", а также "королевские колонии", управлявшиеся губернатором, назначавшимися правительством метрополии. Правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии, рынок сбыта английских товаров. Проводилась политика ограбления колоний, сдерживания в них промышленного развития. Противоречия между метрополией и ее американскими колониями стали неизбежны. Они достигли особой остроты к середине XVIII века. Начались открытые массовые антиправительственные выступления американцев. Для координации борьбы создаются специальные органы - "комитеты корреспонденции, безопасности, наблюдения". В 1774 г. в городе Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил "Декларацию прав", в которой был выражен протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Одновременно составлена петиция к королю. В ответ английское правительство открыло военные действия. Тогда в мае 1775 г. собрался 2-ой Континентальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Признание им прав и свобод человека прирожденными и неотъемлемыми, вытекающими из самой "природы" и потому неотчуждаемыми давало теоретическую базу для утверждения о том, что государство не может их нарушать, более того, оно обязано было их защитить. В противном случае, оправданной признавалась борьба с государственной властью, попирающей права человека. Эти идеи легли в основу важнейших программных документов американской революции так же, как Декларация прав штата Виржиния и особенно принятой 4 июля 1776 г. вновь созванным Континентальным конгрессом и соответственно общей для всей страны Декларации независимости. В этом документе объявлялось об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образования независимых Соединенных штатов Америки. На основании естественно-правовой теории провозглашался принцип национального суверенитета, т.е. полновластие нации, включая обладание ею реальной возможностью отделения и образования самостоятельного государства. И, что не менее важно, при наличии вышеназванных обстоятельств за народом признавалось право на революцию. Под давлением плантаторов - южан из проекта Декларации был исключен пункт, осуждавший рабство. "Декларация независимости" стимулировала законодательный процесс в штатах, включая принятие ими республиканских конституций, в качестве вводной части имевших Декларацию или Билль о правах и свободах граждан.
Для ведения общих дел Соединенных штатов учреждался Конгресс, комплектуемый из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате в количестве 2-7 человек. При этом каждый штат при решении вопросов в Конгрессе должен был иметь один голос. В период между сессиями Конгресса, которые не могли превышать 6 месяцев, выполнение некоторых из его правомочий возлагалось на Комитет штатов, составленный из делегатов (по одному от каждого штата). Был созданы аппарат государственной власти и управления на принципе разделения властей.
Образование Германской империи. Конституция 1871 г.
Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению велико германской республики. Но он не удался. Развитие пошло по другому пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение. Еще в сентябре 1862 г. на пост канцлера был назначен Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель. В 1867 г. была принята Конституция Северогерманского союза, согласно которой президенту Союза - прусскому королю - передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. В 1871 г. Германская империя получила конституцию. Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии й 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Верхней палатой Империи являлся Союзный совет - бундесрат. Конституция предоставляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Председателем Союзного совета был по положению канцлер Империи - прусский министр, назначаемый прусским королем. Рейхстаг - нижняя палата парламента. Он обладал меньшими полномочиями, чем бундесрат. Избирался рейхстаг сначала на три, а затем (с 1887 г.) на пять лет. Императорское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка, главы Правительства. Кабинета министров не существовало.
Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г.
Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Важно заметить, что однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в кᴏᴛᴏᴩых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».
С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах (в 1901 г. прошло 120 стачек), в 1903 г. проводится всеобщая забастовка.
Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В феврале 1903 г. издается Манифест, в кᴏᴛᴏᴩом обещается отменить круговую поруку в деревне.
Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается «эпоха доверия». Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и поражение в войне с Японией углубили революционный кризис.
Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть кᴏᴛᴏᴩых объединилась в «Союз Союзов», выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания.
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских ϲʙᴏбод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.
С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происходит его реорганизация — Совет министров становится постоянно действующим органом.
Система местного управления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения.
С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.
Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы, монархия из самодержавной превращалась в монархию буржуазную.
17-го октября 1905 г. был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.
Вот содержание «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.: выражая свою скорбь по поводу «смут и волнений», охвативших государство, государь признает необходимым «Объединить деятельность высшего правительства», на обязанность которого он возлагает «выполнение непреклонной нашей воли:
1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, собраний и союзов;
2) не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начало развития общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и
3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от нас властей.»
Образование ФРГ. Конституция 1949 г.
В течение 1945 – 1948 гг. западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем военных властей возрождены местные представительные органы – ландтаги и земельные правительства. Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон.1 июля 1948 г. военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства (согласно особой инструкции в адрес группы по подготовке конституции, начавшей работу в августе 1948 г., западное государство должно было стать федеральным). В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной западногерманской конституции. На очередной сессии Совета министров иностранных дел государств-победителей (май-июнь 1949 г.) раскол стал как бы официально признанным.
ФРГ охватила примерно 3/4 прежней территории страны. Суверенитет ее был ограниченным. Согласно принятому в апреле 1949 г. Оккупационному статуту правительства США, Великобритании и Франции в лице своих губернаторов сохраняли контроль за соблюдением конституционного строя, внешней торговлей, внешними сношениями и международными соглашениями Германии, осуществлением демилитаризации, включая вмешательство в этих целях во все сферы хозяйственной и научной жизни; оккупационные войска обладали хозяйственной и правовой экстерриториальностью. Впоследствии Статут был несколько пересмотрен в пользу самостоятельности ФРГ.
Конституция ФРГ 1949 г.
146 статей, названная также Боннской, утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. Конституция провозгласила ФРГ «демократическим, социальным и правовым государством». Понятие «демократического» подразумевало, что «вся государственная власть исходит от народа» и осуществляется через выборы и голосования. Понятия «социального» и «правового» строя означали, что интересы общества, закрепленные в праве и законе, первенствуют и перед задачами собственно государственной деятельности и перед интересами частных лиц.
Конституция поставила во главу государственного строя основные права граждан (разд. I). За гражданами закреплялись свободы совести и вероисповедания, мнений, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и выбора профессии. Гарантировалась свобода и неприкосновенность собственности. Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. Законодательная власть осуществлялась парламентом. Национальное представительство – бундестаг – избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял бундесрат, – представительство федеративных земель, члены которого определялись правительствами земель пропорционально количеству населения. Бундестаг и бундесрат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий определяющим было решение бундестага.
Главой государства федерации считался президент. Он избирался особым федеральным собранием на 5 лет. Однако сравнительно с Ваймарской конституцией полномочия президента были небольшими: он представлял ФРГ в международных отношениях, назначал и увольнял федеральных служащих и судей, вносил предложения о замещении поста федерального канцлера. Основной фигурой правительственной власти стал федеральный канцлер. Его избирал бундестаг, следуя партийному большинству. Важным новым институтом власти стал Конституционный суд.
Объединительный процесс
18 марта 1990 года были проведены первые демократические выборы в ГДР. В них приняли участие 24 партии и объединения. Особенностью выборов было то, что отсутствовал процентный барьер, который помешал бы партиям, не набравшим определенного количества голосов, попасть в Народную палату.
13 февраля 1990 года в Бонне премьер - министр ГДР Ганс Модров и канцлер ФРГ Гельмунт Коль договорились о создании совместной комиссии по подготовки экономического и валютного союза. ГДР выдвинуло требование о предоставлении ей кредита в размере 15 миллиардов марок, но это требование было отклонено ФРГ.
18 мая 1990 года в Бонне был подписан государственный договор о создании Экономического, Социального и Валютного союза с ФРГ. Экономический, Социальный и Валютный союз вступил в силу 1 июля 1990 года.
Уже 2 декабря 1990 года 6ыли назначены первые общие германские выборы, которые и стали началом объединения. Особенностью выборов стало то, что 5% барьер был установлен раздельно для территории ФРГ и бывшей ГДР. Любая партия, преодолевшая 5% рубеж автоматически попадала в общегерманский бундестаг.
В 1990 году истекал срок полномочий Германского бундестага в ФРГ, созданный валютный, экономический и социальный союз, а также принятые на территории ГДР законы ФРГ послужили фактором для скорого объединения.
Были открыты границы для торговли и путешествий, вытеснив восточногерманские товары западной продукцией.
1 июля 1990 по требованию населения немецкая марка была введена в качестве общей денежной единицы на территории Западной и Восточной Германии. Введение западногерманской марки в Восточной Германии имело большое значение для отношений между двумя Германиями.
В декабре 1989 года канцлер, Г. Коль предложил десятиступенчатую программу объединения, которая была рассчитана на пять лет, но она не нашла поддержки у населения. Жители Восточной Германии стремились достичь политических свобод и западного уровня экономики как можно скорее.
Стало ясно, что если Восточная Германия в кратчайшие сроки не будет интегрирована в ФРГ, то она буквально лишится своего населения. Если бы западная система не пришла на восток, то все жители Восточной Германии переселились бы на запад.
В июле 1990 года во время переговоров Г.Коля и М.С.Горбачева в АртызеГ.Колем были сформулированы 8 пунктов, по которым было достигнуто соглашение:
1. Единая Германия - это ФРГ, ГДР и Берлин, не меньше и не больше.
2. К моменту объединения Германии права и ответственность четырех держав утрачивает силу; Германия будет полностью суверенной страной с самого начала.
3. Единая Германия сама решит, будет ли она вступать в военные союзы.
4. Германия заключит с СССР двухсторонний договор о выводе советских войск, который будет осуществлен в течение четырех лет. Одновременно будет заключено соглашение о переходных мерах, регулирующих финансовую сторону пребывания советских войск в Германии в указанный период.
5. На время пребывания советских войск в Германии структуры НАТО не будут распространены на восточную часть страны.
6. На это время войска трех держав остаются в Берлине.
7. ФРГ примет на себя обязательство за 4 года сократить численность объединенного бундесвера до 370 человек.
8. Объединенная Германия откажется от производства, владения и распоряжения оружием массового уничтожения
Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на один срок. Он утверждает также важнейшие правительственные декреты.
Февральская революция
В 1914 году Россия вынуждена была вступить неподготовленной в Первую мировую войну. Ее бремя оказалось не под силу Российской империи. Все больше росла пропасть между простым народом и властью. И в этой сложной обстановке Николай II не сумел стать лидером нации, оказался бессильным остановить надвигавшуюся катастрофу. Февральская революция началась в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года со стихийных антивоенных демонстраций. Поводом к ним послужила нехватка продовольствия. В этой сложной ситуации власть действовала нерешительно. А простые солдаты и казаки, не понимая целей войны, отказывались разгонять демонстрации рабочих. 27 февраля восставшие рабочие и солдаты, к которым присоединились деятели революционных партий, заняли правительственные здания. Они создали Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет). Единственным органом, способным предотвратить кровопролитие при передаче власти, была Государственная Дума. 2 марта 1917 года делегация Думы добилась отречения Николая II от престола. Завершилась история династии Романовых, 300 лет правившей Россией. По соглашению Петросовета и Думы было создано Временное правительство.
Временное правительство
Временное правительств должно было править несколько месяцев до выборов Учредительного собрания. Народ ждал от него быстрого решения накопившихся за годы самодержавия проблем. Однако Временное правительство оказалось неспособно снизить цены, улучшить поставки хлеба, провести земельную реформу, а главное — заключить мир. Люди стали жить еще хуже, чем при царе. За 8 месяцев после февраля в результате кризисов сменилось четыре состава правительства. Доверия к нему не было ни у простых граждан, ни у лидеров общества.
Октябрьские переворот
Слабость власти давала шанс революционным партиям. Простой народ, уставший от войны, голода и преступности, был готов принять любую власть, которая сможет облегчить его положение, пусть и с помощью насилия. Самой энергичной революционной силой и оказалась партия большевиков, возглавляемая В. И. Лениным. Лозунги большевиков: «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим» и «Мир — народам» были понятны простым людям. Но больше всего их поддерживали люди, которые видели в революции возможность отомстить более богатым и удачливым — владельцам фабрик и заводов, купцам (их презрительно называли буржуями).
В ночь с 24 на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года отряды рабочих и солдат захватили Зимний дворец, где заседало Временное правительство. Власть Временного правительства пала. Эти события получили название Октябрьская революция (или Октябрьский переворот). В тот же день Съезд Советов объявил, что Временное правительство низложено, и принял важнейшие декреты о мире и земле. Через несколько месяцев Советская власть была установлена на значительной территории России. Многие считали власть большевиков незаконной, а их власть преступной. В скором времени раскол, порожденный Октябрьской революцией, привел к кровопролитной Гражданской войне.
Особенности становления государственно-правовой организации в древневосточных странах
Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места.
Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации.
Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над. рядовыми общинниками. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого население, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами или некие переходные категории свободных. Главной отличительной черты древневосточных обществ — их традиционность. Н-р, специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варны, с присущей ему особой общинной организацией.
Специфические черты политической организации древневосточных. Концепция “восточная деспотия” (деспотичная форма государства) характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.
Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.
Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств, следует различать понятие “восточная деспотия” в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.
Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников.