Особенности взаимодействия Президента РФ и Правительства РФ.

Конституция РФ исключила верховенство одной ветви государственной власти над другими, выведя, таким образом, Правительство РФ из своеобразного двойного подчинения. Вместе с тем Правительство РФ находится под непрерывным и сильным контролем Президента РФ. Правительство РФ самостоятельно в осуществлении закрепленных за ним полномочий; Президент РФ контролирует выполнение этих полномочий, дает новые поручения. Многие полномочия Президента РФ непосредственно касаются деятельности Правительства РФ, а также других органов единой системы исполнительной власти в РФ. Президент имеет мощные рычаги воздействия на Правительство РФ путем персональных назначений членов Правительства РФ и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти.

Правительство РФ не находится в прямом административном подчинении Президенту РФ; последний осуществляет координационные полномочия по отношению к государственным органам исполнительной власти. Президент РФ не должен произвольно вмешиваться в деятельность Правительства РФ; он обязан обеспечивать согласованную работу всех самостоятельных о относительно независимых друг от друга органов государственной власти, избегая прямого административного воздействия на них.

На практике и Правительство РФ, и Президент РФ, обладая весьма значительными полномочиями, представляют собой двух самостоятельных носителей государственной власти, которые взаимодействуют при выполнении возложенных на них функций.

В соответствии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ.

Для организации федеральной исполнительной власти характерно своеобразное разделение труда между Президентом РФ и Правительством РФ. Президент РФ сосредоточил в своих руках политическое руководство - определение основных направлений внутренней и внешней политики, утверждение военной доктрины, руководство внешней политикой. В то же время проведение мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Конституция РФ возлагает на Правительство РФ (ст.114). Ряд федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, выполняющих упомянутые функции, находятся одновременно в ведении Президента и Правительства РФ. Институт двойного подчинения отдельных органов управления, как показала практика, не всегда эффективен. Обычно федеральные органы исполнительной власти ориентируются в своей деятельности на такого субъекта управления, который обладает реальными рычагами властного воздействия. Другой же субъект тогда играет лишь «декоративную» роль в управлении.

Одной из главных задач Президента является осуществление его политической программы через Правительство РФ и возглавляемый им федеральные органы исполнительной власти. При возникновении между ними разногласий о путях и способах достижения целей последнее слово остается за Президентом РФ, который может принять решение об отставке Правительства РФ (ст.115 Конституции РФ), издать указ по вопросу, который относится к ведению Правительства РФ. В этом смысле все более актуализируется вопрос разграничения компетенции Президента РФ и Правительства РФ в сфере исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет необходимую координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидаций последствий стихийных бедствий.

Президент РФ может отменить постановление и распоряжения Правительства РФ если они противоречат Конституции РФ и иным законам. В предусмотренной Конституцией РФ случаях Председатель Правительства РФ может исполнять временно обязанности Президента РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.

В случае отставке или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Основаниями для отставки могут быть следующие:

1. Заявление Правительства РФ об уходе в отставку;

2. Инициатива Президента РФ в принятии решения об отставке Правительства РФ;

3. Выражение недоверия Правительству РФ Государственной Думой;

4. Постановка Правительством РФ перед Государственной Думой вопроса о доверии.

Наши рекомендации