Эволюция государственной власти и у правления в XIX- начале XX в.

К началу XIX в. система государственного управления России находилась в состоянии развала. Коллегиальная форма центрального управления, учрежденная Петром, явно себя не оправдывала, оборачиваясь круговой безответственностью.

На первых порах Александр I (1801 — 1825 гг.) надеялся навести порядок б управлении путем введения министерской системы, основанной на принципе единоначалия. (Кстати, автором проекта замены коллегий министерствами был еще Павел I, 32

верно угадавший основную тенденцию развития системы государственного управления.) Вместо прежних 12 коллегий в 1802 г. было учреждено восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Высшим административным органом стал Комитет министров, рассматривавший дела, которые не могли быть решены из-за отсутствия законов, атакже связанные с надзором за государственным аппаратом.

Дальнейшие реформы связаны с именем М.М. Сперанского, директора департамента Министерства внутренних дел, статс-секретаря и государственного секретаря. Им был разработан план реформ, предусматривавший введение конституции и создание системы органов государственной власти, основанной на разделении властей (более подробно об этом см. гл. 4). План этот осуществился лишь в незначительной степени: был создан Государственный Совет (L810 г.), ставший высшим законосовещательным органом. Члены его назначались императором. Государственный Совет рассматривал законы и передавал их на утверждение императору. Формально ни один закон не мог быть представлен императору, минуя Государственный Совет (хотя это положение нередко нарушалось). Вопросы обсуждались общим собранием, а готовились в департаментах и комиссиях. Существовали департаменты законов, военных дел, государственной экономии и пр. Под руководством М.М. Сперанского в 1811 г. была завершена и министерская реформа.

Наконец, еще одним центральным ведомством, игравшим важную роль в системе государственного управления, наряду с Сенатом, Государственным Советом и Комитетом министров, была Собственная Его Императорского Величества (Е. И. В.) канцелярия. Создана она была еще при Александре I, но наибольшее значение приобрела при Николае I (1825—1855 гг.). В первой половине XIX века она включала в свой состав 6 отделений, подчинявшихся лично императору.Первое отделение ведало службой государственных чиновников. Второе — кодификацией законов. Наиболее одиозным было Третье отделение, ведавшее политическим сыском и следствием. Исполнительным органом Третьего отделения был Корпус жандармов. Четвертое отделение ведало благотворительными учреждениями, Пятое — реформой государственных

крестьян, Шестое разрабатывало административную реформу на Кавказе.

Созданная в первой четверти XIX в. система государственного управления сохранялась в своих основных и важнейших чертах до начала XX в. Следует при этом отметить, что царствование Николая I характеризовалось небывалым разрастанием бюрократического аппарата. Централизм перерастал все разумные пределы. Новые министерства и ведомства стремились создать свои органы на местах

но при этом почти все дела решались в центре. Это порождало громадную переписку, часто носившую формальный характер. Быстро увеличивалась и чис1 ленность чиновничества.

Реформы I860—1870-х гг. мало изменили структуру центральных органов государственной власти. Посвященные в основном решению крестьянского вопроса, совершенствованию местного и городского самоуправления, суда и военной службы, они тем не менее способствовали децентрализации аппарата государственного управления, повышению его динамичности и эффективности.

Так, для рассмотрения всех вопросов предстоящих реформ, а также для координации деятельности министерств, ведомств и других государственных учреждений был создан высший совещательный орган — Совет министров (1861 —1882 гг.). Эффективность его работы определялась не только тем, что в нем председательствовал император, в его составе были министры, председатель Госсовета и ряд высших чиновников, но и тем, что в функциональные обязанности этого органа входило рассмотрение практически любых вопросов, имеющих отношение к деятельности высших органов власти и управления. Динамичность особенно характеризует те органы государственного управления, что проводили реформы по упорядочению бюджетной, налоговой, кредитной и банковской систем (министерства финансов и путей сообщения).

Важной составной частью реформ 1860—1870-х гг. были судебная и военная реформы. Новые судебные уставы 1864 г., уставы гражданского и уголовного судопроизводства сделал и суд бессословным, открытым, гласным и основанным на принципе состязательности. Центральным органом нового судебного устройства был окружной суде 12 присяжными заседателями, назначавшимися по жребию из представителей всех сословий.

Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник (адвокат). Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности, на основании чегосуд формулировал приговор. Разбороммелкихдел занимался мировой суд, а высшей кассационной инстанцией был правительствующий Сенат. Независимость и несменяемость судей вкупе с гласностью судебных заседании сделали судебную систему одной изнаиболеелиберализованныхструктуруправления, что побудило правительство изъять все дела, касающиеся государственных преступлений, у окружных судов и передать их Осо-бому присутствию Сената и военнымсудам. Что касается военной реформы 1874 г., то ее основной целью было изменение системы комплектования войск. Замена рекрутчины всеобщей воинской повинностью, демократизация и профессионализация офицерского корпуса отвечали интересам капиталистического развития страны. Н о Россия оставалась абсолютной монархией, и возможности совершенствования работы государственного аппарата был и ограничены.

Наши рекомендации