Методические указаниями по изучению дисциплины для курсантов и слушателей
Вопрос 1.
Понятие «власть» является одним из центральных в политологии. Поэтому переходя к данной теме необходимо сразу же подчеркнуть значимость этой категории для курса в целом.
Власть следует рассматривать как одну из форм социального регулирования. В самом общем плане социальное регулирование выступает как определенное воздействие на людей с целью ориентации их деятельности в соответствующем направлении. Регуляцию социальными процессами можно разделить на два вида: социально - объективную и социально-субъективную. Под первой следует понимать регулятивное воздействие со стороны факторов, не зависящих от воли и сознания человека. Такими регуляторами могут быть рыночные отношения, конкурентная борьба, социальный антагонизм в обществе, другие обстоятельства. Социально-субъективная регуляция — сознательно осуществляемое регулирование социальными процессами. Последнее может носить научно обоснованный или научно необоснованный характер. Примером научно обоснованной регуляции могут служить волюнтаристские методы руководства.
Власть есть во всяком человеческом общежитии. Как социальное явление она обладает рядом признаков: власть представляет определенное отношение зависимости между людьми; носит характер волевого взаимодействия; осуществляется с помощью особых властных методов. Рассмотрим каждый из указанных признаков в отдельности.
Понятие «зависимость», применительно к процессам, происходящим в обществе, включает взаимодействие, взаимовлияние или взаимоотношение людей. Зависимость представляет определенный вид связи, направленный в одну сторону процесс воздействия. Данное обстоятельство подчеркивает неравное положение между людьми. Властная зависимость может носить непосредственный или опосредственный характер, быть простой или сложной. Каждый из указанных видов властной зависимости проявляется в соответствующей обстановке специфически присущим ему способом.
Волевой характер власти вытекает из самой природы данного явления как особой формы взаимодействия между субъектом и объектом, осуществляемой с помощью различных методов с целью ориентации деятельности объекта в нужном для субъекта направлении. Это взаимодействие носит опосредственный (через определенные потребности, интересы) характер.
Власть использует различные методы волевого воздействия, которые могут носить физический, морально - психологический, идеологический характер и осуществляться с помощью экономических и политических средств. Основными властными методами являются насилие, принуждение, убеждение, поощрение. Как правило, субъект властных отношений использует все эти методы в различном соотношении одновременно. Однако в зависимости от условий преимущество может быть отдано какому-то одному.
На основании сказанного можно сформулировать следующее определение власти. Власть в социологическом плане это одна из форм социальной зависимости в обществе, которая носит характер волевого взаимодействия, осуществляемого с помощью особых властных методов с целью регулирования поведения и деятельности людей.
Наряду с этим, особенно в зарубежной политологической литературе, существует множество других определений власти: бихевиоральные; реляционистские, функциональные, инструментальные, телеологические, структуралистические и др. Каждый из указанных подходов акцентирует внимание на одном и, по мнению соответствующего автора, наиболее важном, признаке власти. В целом данные подходы не противоречат общесоциологическому, более того они позволяют всесторонне исследовать такой сложный феномен, каким является власть, занимают большое место в прикладных политологических исследованиях.
Наряду с понятием «власть» широкое распространение в научной литературе получило понятие «властные отношения», предполагающие наличие соответствующего механизма, основу которого составляют три элемента: субъект властных отношений, их объект и властное взаимодействие между ними.
Вопрос 2
Основные формы власти— экономическая и политическая. В рабовладельческом, феодальном обществах они существуют во относительно взаимосвязанном виде, так как отношение к собственности определяет политическую значимость человека. В условиях формирования и развития капиталистических отношений между ними происходит дифференциация на относительно самостоятельные сферы деятельности.
Структуру экономической власти при капитализме составляет власть денежного капитала, власть товарного капитала и власть производительного капитала. Указанные формы сохраняют свое значение и при неокапитализме. Особенностью развития последнего является возрастание роли транснационального капитала, а также интеграционных процессов, направляемых на межгосударственное регулирование экономических форм взаимодействия. Во внутригосударственном плане ввиду наличия плюрализма собственности, относительной независимости экономики от государства экономическая власть начинает распространяться на более широкие слои населения, которое привлекается к акционерным и другим формам участия в управлении производством.
Несколько сложней обстоит дело с пониманием сущности экономической власти в нашем обществе. Государственный монополизм, на собственность обусловил ее своеобразие. В настоящее время идет процесс разгосударствления экономики, создания новых форм, экономического взаимодействия, новых форм собственности.
Политическая власть — это форма организации публичной власти в классовом обществе, призванная регулировать или влиять на ход социальных процессов через механизм государственной власти или другие общественно-политические структуры. Политическая власть не совпадает по объему, с государственной властью, так как функции первой могут осуществлять и другие носители: партии, оппозиционные организации и т. д. Политическая власть внутренне противоречива, характер ее во многом зависит от существующего политического режима. Взаимодействие между экономической и политической властью носит сложный диалектический характер, который изменяется с развитием общества. Политическая власть, хотя и обусловлена экономическими отношениями, обладает относительной самостоятельностью, может активным образом влиять на развитие экономики.
Вопрос 3
Важное место в данной теме занимает вопрос о принципах властного взаимодействия: централизме, демократическом централизме, самоуправлении. Централизм - это способ одностороннего субординационного воздействия субъекта властных отношений на объект. Централизованное воздействие на объект может носить ограниченный или неограниченный характер. Мера ограничения определяется фактором обратного воздействия со стороны объекта. Организация централизма зависит от общества, политического режима, государственного устройства, конкретно-исторических условий.
Суть демократического централизма состоит в том, что он включает три этапа (фазы) деятельности. Первый состоит в совместной выработке решения субъектом и объектом. Второй — это централизованное регулирование сверху, направленное на реализацию выработанного демократическим путем решения. Содержание третьего этапа составляет фактор обратного влияния низших звеньев на высшие, объекта на субъект.
Демократический централизм может функционировать только на демократической основе, он предполагает наличие соответствующей организационной структуры, позволяющей реализовать этот принцип, чего нашей стране не было. Вместе с тем следует помнить, что принцип демократического централизма сложен и внутренне противоречив. Эффект его положительного действия зависит от уровня компетентности субъекта и объекта. Как большинство, так и меньшинство способно ошибаться при принятии соответствующего решения. Принимаемое решение будет безошибочным, если имеет под собой всестороннее, достаточно надежное научное обоснование.
Властные отношения в самоуправляемой системе носят характер само регуляции общественным- образованием своей жизнедеятельности. При самоуправлении происходит определеннее организационной совпадение субъекта властных отношений с объектом, в качестве таковых выступает самоуправляемая система. Диалектические взаимосвязанное единство субъектно-объектных властных функций следует понимать не как тождество, а как целостность, совмещающую в своей деятельности двоякого рода функции: функцию властвования и функцию подчинения.
Практическая жизнь много сложней, чем представленная схема принципов, ибо эти принципы находятся в тесном взаимодействии, например, демократический централизм и самоуправление. В одном отношении объект может быть управляемым извне, в другом, в пределах собственной компетенции и свободы, быть самоуправляемым.
Когда речь идет о власти, ее отчуждении от личности, то следует помнить, что правильно организованная демократия направлена на то, чтобы преодолеть это отчуждение. В этой связи один из основных недостатков командно-административной системы — игнорирование интересов личности. Над всем довлеет примат общественного, понимаемый в гипертрофированной форме как цель, которой должна быть подчинена деятельность каждого человека. Абсолютизация верхним эшелоном власти своей роли в регулировании социальных процессов в ущерб участию в нем народа приводит к отчуждению власти. Отчуждение характеризует отношение между людьми, в результате которых личность, в силу тех или иных обстоятельств, поставлена в такие условия, когда вынуждена отказываться от реализации своих возможностей, интересов, стремлений, факторов, приносящих удовлетворение материальных, политических, духовных и социальных потребностей. Отчуждение, которое осуществляется через воздействие на человека извне, переходит в само отчуждение, отражается на самом человеке, его действиях в отношении к другим людям, природе, себе. Другими словами, отчуждение ведет к деформации личности, ущербному ее бытию, не позволяет ей использовать свои способности, таланты. Сказанное в полной мере относится и к случаю отчуждения от власти. Преодоление отчуждения возможно только через развитие демократии, демократических институтов в обществе.
Понятие «демократия» в отечественной литературе употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле оно означает совокупность конституционно закрепленных прав, свобод и обязанностей, которыми обладают граждане, общественно политические объединения, политические институты. В узком смысле под демократией понимается определенный способ функционирования властных отношений, позволяющий гражданам принимать активное участие в государственной, общественной и производственной жизни страны.
В зависимости от сферы своего проявления демократию подразделяют на внутригосударственную, внутрипартийную, внутриколлективную и т. д. Правильного организованная демократия должна, с одной стороны, способствовать развитию всего позитивного, полезного для общества, стимулировать активное участие человека в политических процессах; с другой препятствовать антиобщественным формам поведения, всему что мешает нормальному функционированию общества.
Демократия должна носить организационно оформленный характер Назначение ее — регулировать взаимоотношения людей на основе предоставленной им возможности для свободного участия в политических процессах, иных формах общественной жизни. Раз ставится вопрос о регуляции, то, естественно, последняя предполагает целенаправленность. Поэтому демократия, законность, правопорядок не исключают друг друга, а взаимополагают. Демократизм общества зиждется на демократическом законодательстве, общество является демократическим постольку, поскольку оно имеет такое законодательство и руководствуется им в своей деятельности.
Темы рефератов
· Назначение власти и ее роль в общественной жизни.
· Основные направления разработки властных проблем за рубежом.
· Роль науки в конструировании властных систем.
· Власть - демократия - самоуправление.
· Структура и основное назначение политической власти в обществе.
· Власть и прогнозирование социальных процессов.
· Особенности организации власти при тоталитаризме.
· Власть и свобода
· Легитимность и власть.
· Особенности властного взаимодействия в обществе на современном
этапе развития России.
· Власть как волевое отношение между людьми.
· Роль власти в организации общественной жизни.
· Проблемы совершенствования властных; отношений в России.
Вопросы для самопроверки (самоконтроля)
1. Дайте определение политической власти.
2. Докажите необходимость государственной власти в современном обществе.
3. Что такое легитимность власти?
4. В чем заключается демонополизация власти и разделение властей?
5. В чем сущность бюрократизма и каковы пути борьбы с ним в нашей стране в
современных условиях?
6. Дайте определение политической власти.
7. Назовите основные компоненты политической власти.
10. Объясните, в чем заключается различие между источниками (основаниями)
власти и какое, с вашей точки зрения, это имеет значение для формирования отношения
общества к существующей политической власти.
11. Какова роль ресурсов власти?
12. Почему, с вашей точки зрения, для современности характерна тенденция к демократизации отношений между властными структурами и обществом в целом?
13. Назовите современные тенденции в развитии политической власти.
14. Назовите основные признаки ослабления легитимности власти.
15.Какими средствами и методами политическая власть добивается сохранения легитимности?
16.Расскажите о содержании и основных выводах бихевиористских концепций власти.
17. Назовите основные положения релятивистских концепций власти.
Рекомендованная литература
а) основная литература:
1. Бельский В.Ю, Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.
2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.
3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.
4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.
б) дополнительная литература:
1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.
2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.