Понятие истины, ее критерии. Истина - соответствие знания своему предмету.
Истина - соответствие знания своему предмету.
Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.
Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.
Относительная истина - истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.
Абсолютная истина - полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.
Абсолютная истина практически недостижима, поскольку:
§ во-первых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные средства;
§ во-вторых, сам мир изменяется и развивается.
Основным критерием относительной истины выступает практика: включенность знания в практическую деятельность общества.
Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.
Критерий истины для философов-рационалистов - разум.
Критерий истины для философов-эмпириков - опыт.
Мышление и деятельность
Деятельность - форма активности, присущая исключительно человеку, характеризующаяся:
§ продуктивностью;
§ сознательностью;
§ орудийностью;
§ социальностью:
§ 1) приобретение форм деятельности через социализацию;
§ 2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.
Структура деятельности:
1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
2) Объект - то, на что направлена деятельность.
3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.
5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.
6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Деятельность складывается из действий (выраженный акт поведения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).
Виды деятельности.
I.
1) практическая:
а) материально-производственная - воздействующая на природные объекты;
б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:
а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся духовных ценностей;
б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:
а)познавательную;
б) прогностическую;
в) ценностно-ориентировочную.
II.
а) индивидуальная;
б) коллективная
III.
а) законная;
б) незаконная.
IV.
а) моральная;
б) аморальная.
V.
а) шаблонная (по образцу);
б) инновационная (творческая)
VI.
(по этапу жизни человека)
а) игра;
б) обучение;
в) труд
Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую остальным видам совместной деятельности.
Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Характеристики мышления:
§ социальный характер;
§ связь с языком;
§ опосредованный характер;
§ личностный характер.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
Потребности и интересы
Потребность - фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования
Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне
Интерес - направленность человека на условия доступности предмета потребности
Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.
Классификации потребностей:
I. Основная классификация:
1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)
2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд...)
3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания...)
II. Пирамида Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
Базовые
а) Естественные (еда, сон...)
б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)
Вторичные
а) социальные
б) престижные
в) духовные.
Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяющие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потребностей.
Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).
Талант - совокупность способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.
Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему применимо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.