Статья 6. Гласность при подготовке референдума

В ходе подготовки проведения референдума обеспечивается широкая гласность, участие общественности.

Политические партии, профсоюзы, другие общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке, государственные и общественные органы, участвующие в организации и проведении референдума, осуществляет свою деятельность открыто и гласно, с соблюдением действующего законодательства Республики Таджикистан.

Политическим партиям, профессиональным союзам, другим общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации за или против вопроса, выносимого на референдум.

В день голосования агитация запрещена.

Постановления, связанные с референдумом, и вопросы, вносимые на референдум, подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в течение десяти дней после их принятия Президентом Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

Комиссии референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

Национальные и международные наблюдатели, представители средств массовой информации вправе присутствовать в день референдума на заседаниях комиссий референдума при подсчете голосов и определении результатов референдума с предъявлением уполномочивающего документа. Политические партии, профсоюзы общественные объединения, зарегистрированные согласно законодательству Республики Таджикистан, вправе в установленном порядке назначать в день референдума по одному наблюдателю в каждом участке по проведению референдума для осуществления наблюдения (ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

Политические партии, профсоюзы, другие общественные объединения сообщают в письменной форме соответствующим комиссиям референдума о своих представителях не позднее чем за пять дней до референдума.

С целью обеспечения открытости и прозрачности проведения референдума приглашаются международные наблюдатели.

Деятельность международных наблюдателей регулируется в соответствии с настоящим Конституционным законом, другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.

Международные наблюдатели получают разрешение в установленном порядке и аккредитируются в Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан при наличии приглашения. Приглашение высылается соответствующим органом Республики Таджикистан после официального опубликования решения о назначении даты референдума.

Национальные и международные наблюдатели обязаны соблюдать Конституцию Республики Таджикистан, законы Республики Таджикистан, международные правовые акты, признанные Таджикистаном, и составлять свои заключения на основании очевидных наблюдений и материалов.

Центральная комиссия по выборам и референдумам Pecпублики Таджикистан выдает международным наблюдателям удостоверения установленного образца об их аккредитации. Данное удостоверение дает право международному наблюдателю осуществлять наблюдение в период подготовки и проведения референдума. Междунapoдныенаблюдатели на территории Республики Таджикистан находятся под защитой государства.

Международные наблюдатели осуществляют свою деятельность самостоятельно и свободно. Материальное и финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет направившей их стороны или за их личный счёт.

Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистананнулируетаккредитациюмеждународных наблюдателей в случае нарушения ими законов Республики Таджикистан, принципов и общепризнанных международных правовых норм.

Национальные и международные наблюдатели имеют право:

- ознакомиться со списком граждан, участвующих в референдуме;

- находиться в помещении для голосования с начала работы участковой комиссии и до ее завершения;

- наблюдать за выдачей бюллетеней для голосования:

- наблюдать за подсчетом голосов участников референдума в условиях, обеспечивающих наблюдение за процессом подсчета бюллетеней для голосования:

- ознакомиться с протоколами участковых комиссии по результатам голосования и окружных комиссий по итогам голосования;

- доводить до сведения представителей комиссий по референдуму свои наблюдения без вмешательства в их работу;

Наши рекомендации