Лекция 7. ►Гражданское общество и правовое государство
План
1. Развитие представлений о гражданском обществе.
2. Структура, основные характеристики и признаки гражданского общества.
3. Гражданское общество и государство.
4. Гражданское общество в России.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространенных категорий политологии. Еще Аристотель отмечал, что государство есть естественный продукт, так как оно отражает интересы полиса, общества, ибо суть личности как политического животного неразрывно связанно с гражданским обществом и государством. Согласно Аристотелю, гражданское общество есть совокупность политических граждан, а государство как политическое общение граждан.
Рождение концепции гражданского общества не без оснований связывают с именем Т. Гоббса, который формирование гражданского общества связал с переходом общества от природного (естественного) состояния- «войны всех против всех» - к упорядоченному, цивилизованному, культурному состоянию, граждане которого объединены властью государства, благодаря чему в стране существует мир и порядок. Дальнейшее уточнение понятия «гражданское общество» осуществил в своих трудах Дж. Локк, который не только как Т. Гоббс, активно использует категорию «гражданское общество», но, и, пожалуй, первый, кто по-настоящему, хотя и не явно провозглашал примат гражданского общества перед государством. Дж. Локк указывал, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая в отличие от Гоббса - священна и неприкосновенна. У Дж. Локка политическая власть трактуется, как право создавать законы для регулирования и сохранения частной собственности. Все должны подчиняться закону, который является правителем гражданского общества.
Впоследствии концепция гражданского общества разрабатывалась плеядой виднейших мыслителей Ж.Ж. Руссо, И. Кантом, и др. Они уже не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государственного правления, а исходили из теории договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея общественного договора. Сторонники теории договорного происхождения государства отождествляли гражданское общество и государство, если последнее, основанное на общественном договоре, выражает интересы граждан. Но они понимали, что в действительности государство, как правило, подавляет гражданское общество.
Принципиально новыми положениями обогащает рассмотрение проблем гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель. В его работах, а также в трудах Маркса, Грамши, Лукача сформулированы основополагающие концепции современного видения гражданского общества. Согласно Гегелю, гражданское общество выступает как система индивидов, с помощью труда удовлетворяющих собственные потребности к потребности других. Фундаментом гражданского общества является частная собственность, общность интересов и всеобщее формальное, оформленное законами, равенство граждан, защищенность человека от случайностей. Различив государство и гражданское общество, Г. Гегель при столкновении их интересов, считал, что интересы последнего должны уступить интересам государства. В свою очередь К. Маркс в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в. отверг тезис Г. Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу и рассматривал последнее фундаментом всего человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития.
Из приведенных выше воззрений на гражданское общество можно выделить ряд его основополагающих, характерных черт. Во-первых, развитие гражданского общества связывалось с преодолением жестких рамок сословно-феодального строя, с появлением капиталистических производственных отношений. Во-вторых, гражданское общество возникает в определенный период общественного развития и связано с исторически преходящими формами государства, является силой, постоянно находящейся с государством в противоречивом, диалектическом единстве. В-третьих, в рамках гражданского общества неизбежно возрастает значение личности человека, который превращается из подданного в гражданина.
В 80-е годы прошлого века появилась новая трактовка понятия "гражданское общество", связанное с именами таких европейских политических мыслителей, как В. Говел, Дж. Кин и др. Эти авторы ввели понятие "социалистическое гражданское общество". А. Арато, А. Уэйр и их единомышленники сегодня исходят из того, что гражданское общество — структура чрезвычайно сложная, фундамент демократической общественной организации.
В настоящее время данная проблема рассматривается в контексте обеспечения дальнейшего развития активности индивидов в обществе, возможностей расширения и углубления его демократизации и вместе с тем ограничения функций государства, усиления контроля за его деятельностью со стороны общества.
СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Гражданское общество неотработанная в политологии категория. Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле он включает ту структурную часть общества, которую не охватывает государство. Оно возникает и изменяется в ходе естественноисторического развития как автономная, не зависимая от государства общественная сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократическим режимом, но и авторитаризмом. Лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. В узком понимании гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Оно представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных граждан в условиях рынка и демократической правовой государственности.
Гражданское общество имеет сложную структуру, включая всю совокупность межличностных отношений, а также разветвлённую систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самоорганизации индивидов. Структуру гражданского общества можно выразить следующим образом: 1-й уровень - производственные отношения, которые обеспечивают базовые потребности человека (в пище, одежде, жилье, среде обитания). Это частные предприятия, акционерные общества, потребительские ассоциации, профессиональные объединения; 2-ой уровень - социокультурные отношения, которые обеспечивают потребности человека в здоровье, творчестве, общении, сексе, информации. Институтами, реализующими перечисленные потребности, являются семья, СМИ, церковь, творческие союзу, учреждения культуры; 3-й уровень - политико-культурные отношения, обеспечивающие потребности индивидуума в политическом участии, гражданской позиции. Эти отношения представлены партиями, движениями, лоббистскими группами.
Основными признаками гражданского общества принято считать следующие: наличие прав и свобод человека, гражданина; самоуправляемость общества; конкуренция образующих его структур; цивилизованные рыночные отношения; плюрализм мнений; определённый уровень гражданской культуры. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность, свобода организации и деятельности средств массовой информации.
В рамках выполнения основной функции гражданского общества (наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов) оно выполняет ряд важных социальных функций: а) на основе законности обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государств и других политических структур; б) на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления; в) является одним из важнейших рычагов в системе «сдержек и противоречий», тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государственной власти; д) обеспечивает реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах; е) осуществляет социальный контроль по отношению к своим членам; ж) институты и организации гражданского общества информируют государство о конкретных интересах граждан; з) создаёт прочные структуры общественной жизни, тем самым, выполняя стабилизационную функцию.
ГРАЖДАСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Без тесного взаимодействия государственной власти и гражданского общества цивилизованное состояние социальных отношений вряд ли достижимо. Можно сказать, что гражданское общество - это общество, в котором есть ответственность власти и народа по выполнению взаимных обязательств поддерживать закон и порядок, соблюдать при обоюдном согласии сторон права государства и граждан и их объединений. Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультации, финансирование), создание благоприятных условий для их функционирования. Представители организаций гражданского общества входят в различные советы и комиссии, работающие при парламентах и правительствах.
Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского общества с государством позволяет сделать ряд следующих выводов: гражданское общество нуждается в государственной поддержке; гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество становится мощной силой, поддерживающее государство; гражданское общество нуждается в контроле со стороны государства в его развитии, так как автономный характер и независимость его организаций не исключает непредсказуемость их действий. В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и социально-экономической стабильности.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ
Усилия по созданию гражданского общества в России, сопровождаемые соответствующими декларациями, предпринимались в стране и зарубежными, и местными деятелями и организациями с конца 1980-х годов. Заметно активизировалась гражданская деятельность в 1990-х годах, когда В. Путин объявил развитие гражданского общества одной из приоритетных задач при проведении реформ. Усилия властей по созданию формальной структуры для осуществления гражданской деятельности привели сначала к созыву в 2001 году «Гражданского форума», а в настоящее время к созданию Общественной палаты в качестве дополнительной возможности для развития гражданского общества в стране. В ноябре 2004 года был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а в марте 2005 года – «экологический форум» на федеральном уровне. Чтобы повысить активность граждан и привлечь на свою сторону общественное мнение, власть поддерживает развитие гражданского молодёжного движения, а также приступило к осуществлению реформ местного самоуправления. В то же время российские власти тщательно проверяют гражданские организации на предмет финансирования их «влиятельными зарубежными фондами» или отстаивания ими «сомнительных групповых и коммерческих интересов». При этом внутренних источников финансирования мало. Мало стимулов для финансирования добровольных гражданских инициатив у крупных компаний. Видя неудачи в своих стратегиях и просто растраченные гранты, многие иностранные доноры склоняются к тому, чтобы уйти из России. Недостаточной является помощь государства. Другие недавние события заставляют вспомнить об истоках формирования гражданского общества, которое происходи снизу вверх. Например, увеличиваются масштабы уличных протестов и массовой мобилизации, затронувшие интересы, различных слоев населения (пенсионеров, студентов, наёмных рабочих). Активизируется деятельность на региональном и местном уровне (проводятся референдумы, «круглые столы»), обеспечивающая систематическое сотрудничество при решении практических проблем. Организуются форумы на федеральном уровне, объединяющие руководителей проектов и экспертов из разных регионов России. Растёт число конференций по проблемам корпоративного гражданства, где обсуждается роль российского и иностранного бизнеса в области социальных инвестиций и общественного развития. Но пока эти инициативы по большей части пребывают в зачаточном состоянии, и в качестве первых шагов их участники пытаются решать для себя фундаментальные вопросы определения общих целей, координаций и позициирования.
Если учесть эти и другие обстоятельства и тенденции, вряд ли с можно утверждать, что российское гражданское общество является фрагментированным или вообще отсутствует. В то же время невозможно указать на то, что оно существует в рамках неких устойчивых традиций. Оно развивается и в процессе этого вырабатывает сложный комплекс оригинальных механизмов, с помощью которых адаптируется к конкретным российским условиям.
Контрольные вопросы
1. Развитие представлений о гражданском обществе.
2. Сущность и черты гражданского общества.
3. Отношения гражданского общества и государства.
4. Проблемы и перспективы развития гражданского общества в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ворожейкнна Т. и др. Гражданское общество и религия// МЭи МО, 1997. - №7-8.
2. Всеобщая декларация прав человека - Век XX и мир, №4, 19.
3. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования перспективы развития// Вести. МГУ, 1998. - сер.12, - №4.
4. Вайнштейн Г. Формирование гражданского общества в России: надежды и реальность// МЭ и МО, 1998. - №5.
5. Гаджиев К.С. Введение в политологию. – Просвещение, 1994.