Корректирование огня ночью

Для корректирования огня ночью и целеуказания применяются патроны с трассирующими пулями. Наиболее высокие результаты достигаются с прицелами ночного видения и прицелом ПСО-1. Они не только позволяют видеть цель, но и повышают точность прицеливания и поражения цели.

При стрельбе с ночными прицелами и трассирующими пулями необходимо чаще менять место стрельбы и реже включать инфракрасную подсвечивающую аппаратуру. Прицеливаться на дистанции 300 метров с прицелом "3" под цель (схема 87); на больших дистанциях - 450 метров (с тем же прицелом "3") - в верхнюю часть цели.

Внимание! Ночной снайперский огонь по неподсвеченным малоочевидным целям на дистанциях свыше 450 метров малоэффективен. Вышеуказанные значения прицелов "3" и "4" применяются с расчетом поражения цели по высоте в условиях ее неочевидности и малой видимости (справляться по таблице превышения средних траекторий).

Внимание! Ночью не следует смотреть в приборы (прицелы) ночного видения непрерывно. Непрерывное наблюдение в прибор (прицел) ночного видения на протяжении 2-3 минут резко и надолго снижает остроту зрения При необходимости делать это надо 30-40 с, не больше, с интервалом в 1-2 минуты.

Внимание! При работе с ночньм прицелом (прибором) прежде чем оторвать его от глаза, прицел (прибор) нужно выключить. Если так не делать, внутренний свет прибора осветит лицо стрелка желто-зеленым светом, причем в темноте это будет выглядеть очень ярко и наглядно для вражеского снайпера с сопредельной стороны. Этот момент погубил уже не одного военнослужащего. На прицелах ночного видения последних моделей специально для этого предусмотрены резиновые наглазники, которые при нажатии на них глазницей "открываются", а при удалении глазницы (отжатии) - "закрываются".

При хорошем, остром и тренированном ночном зрении цели отчетливо видны в обычные оптические прицелы в глубоких сумерках и даже в темноте. Особенно для этого хорош прицел ПСО-1 с просветленной оптикой и подсвеченной прицельной сеткой. Стрельба по подсвеченным целям - горящим сигаретам, фарам, огням фонарей и т. д. - очень хорошо и несложно получается в тех случаях, когда днем четко известны и промерены расстояния до основных ориентиров, вблизи которых эти цели могут появиться ночью: блиндажи, гнезда дежурных пулеметчиков, "косые" ходы сообщения и т. д.

СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОЧКИ ОГНЯ

Снайперские таблицы для своего личного оружия снайпер должен по возможности запомнить. Помнить надо также и способы вычислений. Их надо уметь делать в уме и очень быстро, не отрывая взгляда от цели. Цель не будет ждать, пока снайпер произведет все необходимые вычисления, внесет поправки в прицел, установит прицельные маховики и тщательно прицелится. Цель сделает свое дело и скроется.

Поэтому снайпер должен выходить на позицию с заранее подготовленным выстрелом.

Это значит, что еще до выхода на позицию снайпер обязан глубоко продумать сценарий предстоящей снайперской работы и возможные варианты развития событий, определить и знать следующее:

  • расстояние от своих позиций (основных, запасных и позиций "подскока" до основных ориентиров на стороне противника и расстояния между этими ориентирами);
  • рельеф местности по карте в сравнении его с визуальным восприятием;
  • направление и скорость преобладающего в этой местности ветра;
  • места возможного появления целей и дистанции до них;
  • возможные направления и скорости движения предполагаемых целей;
  • деривацию на различных дистанциях с привязкой к любым видимым ориентирам конкретной местности;
  • угол места целей;
  • метеоусловия (температуру воздуха, высоту над уровнем моря и т. д.);
  • если предполагается вести огонь вскоре по окончании подготовки данных, поправки на влияние бокового ветра включать в исходные установки шкалы маховика боковых поправок, записывая в карточке огня эти установки с внесенными в них поправками на существующую силу и направленность ветра;
  • если время открытия огня неизвестно, то в карточку занести исходные поправки в установки маховика боковых поправок на боковой умеренный ветер (4 м/с), дующий под углом 90° к направлению стрельбы, чтобы иметь возможность быстро использовать их при внесении поправок на ветер любой силы и направления при внезапно появляющейся и быстро исчезающей цели (данные по умеренному ветру можно быстро умножить или разделить на 2);
  • исходные поправки прицела записывать с внесенными поправками на температуру, а в горах - и на плотность воздуха и углы места цели;
  • огонь по цели, движущейся в плоскости стрельбы, вести с установкой прицела, соответствующей не тому расстоянию, на котором цель обнаружена, а тому, на котором цель может оказаться в момент открытия огня (сразу брать упреждение по дальности). Для этого при ведении огня по пешей цели боковой прицел устанавливается меньше (больше) на 1-2 деления, а при ведении огня по мотоцели - на 2- 3 деления, в зависимости от скорости ее движения. По мере продвижения цели установка прицела исправляется в соответствии с изменением расстояния до цели.

Все необходимые расчеты по выявленным и предполагаемым целям производятся до выхода на позиции. Это позволяет при резких изменениях обстановки боя и внезапном появлении целей вблизи известных и уже просчитанных ориентиров быстро вводить поправки по ходу стрельбы.

Всю эту обстановку снайпер должен грубо и примитивно нарисовать на листке бумаги (а еще лучше картона - он не мнется) (схема 92). Это называется - составить карточку огня. На этой карточке рядом с промерами дистанций до целей и ориентиров снайпер сразу же проставляет цифры установки прицелов - результат уже готовых вычислений. При возникновении необходимости стрелять по той или иной цели снайпер устанавливает прицел по этим цифрам, заранее просчитанным. Это экономит время на поле боя.

корректирование огня ночью - student2.ru
Схема 92. Примерная карточка огня.
Условные обозначения: 1 - основная позиция снайпера на нейтральной полосе; 2, 3 - запасные позиции; 4 - позиция для отхода- 5 -возможные позиции снайперов противника; 6 - линейные постановки противника
ВНИМАНИЕ! За своей спиной, на своей территории проставлять любые обозначения запрещается!

Немецкие снайперы составляли аналогичные карточки огня, но с более точной привязкой к дистанциям стрельбы (схема 93).

корректирование огня ночью - student2.ru
Схема 93. Карточка огня немецкого снайпера с нанесенными на ней кругами расстояний до предполагаемых целей и ориентиров

Нейтральная полоса, а также передний край противника - Зона интересов снайпера, его рабочее хозяйство, и он обязан знать, где и какой "гвоздь" здесь "забит". Настоящий снайпер использует любую возможность, чтобы еще до боя определить дистанции до возможных целей и произвести необходимые расчеты. При подготовке исходных данных для стрельбы снайпер обязательно консультируется с наблюдателями, разведчиками и непосредственным командиром, обязательно сообщая им результаты своих собственных наблюдений и тактических выводов. Процесс необходимо сверять по карте. Но даже при имеющейся карточке огня без расчетов в снайперской практике все равно не обойтись. Они производятся на каждый конкретный случай, по разным таблицам, зачастую накладываясь друг на Друга.

Зачем и почему все это нужно, очень четко и доходчиво изложил писатель В. Кожевников в рассказе "Высшее стрелковое образование" (приводится сокращенно).

"...Хотелось курить, но спичек не было. Остановившись возле солдата, при свете луны озабоченно перебиравшего ружейные патроны, попросил огня.

- Что это вы с патронами делаете?

- Сортирую, - сказал боец и, поднеся кулак с зажатым патроном к своему уху, он потряс им. Отложил патрон в сторону.

- А это что, испорченный?

- Есть такое подозрение. Я человек привередливый, чуть вмятинка или пуля слабо сидит, принять не могу...

- Ну а сами почему не отдыхаете?

- Спокойствия нету. Я ведь в штурме по своей специальности первый раз буду. Раньше все из засады бил, с ассистентом.

- С каким ассистентом?

- С учеником. Он наблюдение вел. А я в это время глазами отдыхал. Раньше я один работал, так глазное утомление к концу вахты наступало, хоть и морковку ел. В ней, в морковке, витамин для глаз полезный есть. На себе испытал.

- Вы снайпер?

- Именно. Боец с высшим стрелковым образованием. Другие думают так: прицелился, надавил на спусковой крючок - и готов фашист. Нет, тут культурный подход требуется. Извините, вы на восемьсот метров фашиста между глаз снять можете? Науку для этого представляете себе? Так я вам скажу. Первое - сумей определить, что он от тебя на восемьсот метров находится, а не на шестьсот или семьсот пятьдесят. Для этого отточенный глазомер требуется. По углам дальность вычислить - геометрия нужна.

Пуля, когда летит, вращается слева направо и дает отклонение вправо. На шестьсот метров она на 12 сантиметров отклоняется, а на восемьсот - уже на 29. Зная эту цифру, и держи в соответствии мушку. А если сильный боковой ветер, тут как? Выноси точку прицеливания на две фигуры. Но ведь разные обстоятельства могут быть. И ветер, и фриц бежит - да еще в разные стороны... Тут такое сложение и вычитание - голова вспухнет. А времени тебе отпущено всего три секунды. Профессор, и тот вспотеет.

Вы в дивизионной газете читали, как я со знаменитым немецким снайпером поединок вел? Как в туше конской сидел и как ассистент одновременно со мной по немцу бил, чтобы на себя огонь привлечь? А главное не сказано, почему я фашиста свалил.

А свалил я потому, что культурнее его оказался, в секундной арифметике его превзошел, хоть он в Берлине особую школу кончил с отличием.

На Миусе я в засаде сидел. Через реку за фрицами охотился. И не охота это была, а срам: за три дня ни одного не снизил, Позор! Уж я, знаете, и винтовку заново пристреливал, и моркови по полкилограмма кушал, и к капитану за консультацией обращался. Все напрасно - недолет! Ночью нагишом через реку с веревочкой плавал, чтоб удостовериться в расстоянии. Не помогло. Тогда я снайперу Чекулаеву письмо написал. И что вы думаете? Телеграмма: "Через водную преграду нужно брать больший угол возвышения, так как холодный воздух и влажность снижают траекторию".

"...спасибо говорю снайперу, который нас сопровождал. Полз я к доту с толом. А впереди меня траншеи с немецкими пулеметчиками. Пригнули головы и ведут огонь. Слепой огонь мне не препятствие. Вот если кто из них голову вскинет да взглянет, тогда мне, конечно, конец.

И вот приподнялся один, автомат поднял, прямо в глаза взглянул и бац - сел замертво. Дальше ползу. Еще один вскочил, но и у него из головы брызнуло. И стало мне понятно, как Кондратюк (снайпер) меня своей меткой пулей сберег. Потом Кондратюка другим подрывникам одалживали. Прямо ангел-хранитель, а не человек. Но мы его тоже без присмотра не оставляли. Автоматчик за ним следовал, как за генералом. И пулеметчикам наказ был - в случае чего прикрыть".

"...он на горе остался. Объяснял нам, что в горах воздух особенный, прозрачный. Говорят, когда через ущелье огонь ведешь, обман в расстоянии до точки прицеливания происходит. Он сейчас проверяет, как прицел устанавливал: правильно или нет. Ему цифры нужны. Ребят снайперскому делу учит. На все объяснение требуется. Вот он для умственного отчета и обследует".

Наши рекомендации