Учебная программа по курсу «Актуальные проблемы теории государства и права (см.: файл «АПТГП»)
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Объем дисциплины в часах и виды учебной работы (очная)…...........................4
3. Объем дисциплины в часах и виды учебной работы (заочная)...........................5
4. Программные разделы курса……………………………………………………………6
1) Содержание теоретических занятий (очная форма обучения)……………………………………………………………………………………..7
2) Содержание теоретических занятий (заочная форма обучения)……………………………………………………………………………………...8
5. Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями………………………9
6. Тематика курса………………………………………………………….........................10
7. Темы курсовых работ и методические указания ………………………...............27
8. Темы контрольных работ (для заочного отделения)……………………………..28
9. Экзаменационные вопросы……………………………………………………………31
10. Самостоятельная работа студентов и методические указания……………............33
1) Темы для самостоятельной подготовки……………………………………..33
2) Тесты (См.: Приложение 1. – в электронном варианте)……………. …….34
3) Источники и литература для самостоятельной работы………………….. 36
11. Образец титульного листа для курсовой работы……………………………………38
12. Общие методические рекомендации преподавателю теории государства и права……………………………………………………………………….39
13. Методические рекомендации и задания по проведению промежуточного (рубежного) рейтинга.
Учебная программа по курсу «Актуальные проблемы теории государства и права (см.: файл «АПТГП»)
Программа государственного экзамена по теории государства и права (см.: файл «ГОС программа»
Краткий курс теории государства и права (см.: файл «Краткий курс теории государства и права»)
Введение
Рабочая программа дисциплины разработана на основе ГОС специальности и примерной программы, утвержденных Минобразования РФ.
Требования к подготовке по специальности 021100 (по ОКСО 030501) – «Юриспруденция» соответствуют Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования от 27 марта 2000 года. Назначение курса «Теория государства и права» состоит в привитии студентам комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения ими своих служебных обязанностей.
Цель курса состоит в изучении основных и общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права в целом, в их единстве и взаимосвязи.
В ходе изучения курса ставятся задачи:
- дать учащимся знания, имеющие значение для фундаментальной
подготовки юриста широкого профиля, содействовать усвоению ими общих правовых понятий, необходимых для эффективного изучения других юридических дисциплин;
- способствовать формированию цельного юридического мировоззрения и правовой культуры учащихся;
-обучить методике анализа и толкования правовых норм, систематизации нормативно-правовых актов;
-привить первичные навыки самостоятельной работы с правовыми документами.
- содействовать подготовке квалифицированных специалистов, подготовленных к организационно-управленческой, правотворческой, правоприменительной, а также конкретно-исследовательской деятельности в сфере юриспруденции, владеющих требуемым объемом теоретических знаний и уметь квалифицированно применять их на практике.
Курс теории государства и права нацелен на выработку следующих навыков:
-анализировать конкретную юридическую практику и делать заключение на основе анализа;
- владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании мировой правовой мысли, истории и теории отечественной государственности и правовой системы;
- свободно ориентироваться и владеть навыками работы с нормативным материалом, системой законодательства и подзаконными актами;
- грамотно оперировать частно-правовой методологией в целях познания конкретного предмета, выявления сущности конкретно-правовой ситуации;
- объективно оценивать характер (правомерный, неправомерный) той или иной ситуации, деяния; определять степень общественной опасности правонарушения.
Объем дисциплины в часах и виды учебной работы
Предмет
Теория государства и права
Направление (специальность) Юриспруденция
Форма обучения
Очная
Виды учебной работы | Всего | Часов по семестрам | |
I | II | ||
Аудиторные занятия: | |||
лекции | |||
семинары | |||
практические занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
- курсовой проект - контрольная работа | 247.2 | 247.2 | |
- самостоятельное изучение | |||
источников | |||
Всего | |||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | 98.9 | 47.8 | 51.1 |
Объем дисциплины в часах и виды учебной работы
Предмет
Теория государства и права
Направление (специальность)Юриспруденция
Форма обучения
Заочная
Виды учебной работы | Всего | Часов по семестрам | |
I | II | ||
Аудиторные занятия: | |||
лекции | |||
семинары | |||
практические занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
- курсовой проект - контрольная работа | 69.6 | 69.6 | |
- самостоятельное изучение | |||
источников | |||
Всего | |||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | 27.9 | 13.5 | 14.4 |
Программные разделы курса
Содержание дисциплины
Форма обучения - очная.
Форма обучения - заочная.
1.Введение. Предмет, методология и функции теории государства и права как науки. (Лекции 1ч.)
2. Общество, государство и право. Происхождение государства и права. Политическая система общества. ( Лекций 2 ч. СРС. 60 ч.)
3.Теория государства. Понятие и сущность государства. Государственный механизм. Функции государства. ( Лекций 7 ч. СРС. 74 ч.)
4.Теория права. Понятие и сущность права. Система права. Норма права, ее структура и виды. Российская правовая система. Понятие правонарушения. Правомерное поведение. Реализация права. Правосознание и правовая культура. ( Лекций 9 ч. СРС. 50 )
5.Мировой правопорядок. Национальные правовые системы. Формирование мирового правопорядка. (Лекций 1 ч . СРС. 30 )
Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями
Библиографическое описание издания | Вид занятия, в котором используется | Число часов, обеспечивае-мых изданием | Кол. экз. в библ. НовГУ | Примеча- ние |
Практикум по теории и истории государства и права: Учебно-методическое пособие / Под ред. МН.Петрова. - Новгород; НовГУ. 1998. - 95с. | Лекции срс | |||
Теория государства и права / Под ред. М.Н.Матузова, А.В.Малько. М. 2003. 771 с. | Лекции срс | |||
Общая теория государства и права / Под ред М.Н.Марченко. М. 2001. В 3-х т. | Лекции срс | |||
Комаров С.А. Теория государства и права. СПб. 2004. -348 с. | Лекции срс | |||
Теория государства и права / Под ред В.К.Бабаева, В.В.Баранова. М. 2003. – 591 с. | Лекции срс | |||
Сырых В.М. теория государства и права. М. 2005. – 703 с. | Лекции срс | |||
Венгеров М. Теория государства и права М. 2005. – 607 с. | Лекции срс | |||
Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. – Ярославль. 2005. – 547 с. | Лекции срс | |||
Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. / Авт. – сост. В.В.Лазарев, С.В. Липень – М. 2001. | Лекции срс | |||
Теория и история государства и права: пособие для самостоятельной работы студентов / Под ред. М.Н.Петрова. – В.Новгород. 2001. – 107 с. | Лекции срс | |||
Теория и история государства и права: пособие для самостоятельной работы студентов / Под ред. М.Н.Петрова. – В.Новгород. 2004. – 106 с. | Лекции срс |
ТЕМА V. ГОСУДАРСТВО И ЭТНОС
1. Два подхода к определению этноса.
2. Признаки и классификация этносов.
3. Соотношение государства и этноса на разных этапах развития.
4. Знания об этносах и развитие современного общества.
ЛИТЕРАТУРА
Бабурин С. Н. Естественные границы государств: возвращение политико-правовой аксиомы // Правоведение. 1999. № 1.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.,1983.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.
Дашин А.В. Особенности этнического правосознания в генезисе традиционной правовой культуры // История государства и права. 2005. № 9. С. 7-11.
Звонарева О.С. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: политико- правовые аспекты // Право и политика. 2005. № 5. С. 78-86.
Моисеев И. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. № 1.
Рогов Е. Н. Атлас истории культуры России. М., 1993.
Романовский Г. Демография и право // Законность. 2005. № 2. С. 39-43.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //Полис. 1994. № 1.
ТЕМА ХI. ФОРМА ГОСУДАРСТВА
1. Понятие и структура формы государства.
2. Форма правления.
3. Форма государственного устройства.
4. Политический режим.
5. Факторы, влияющие на форму государства.
ИСТОЧНИКИ
Аристотель. Политика //Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1988. Т. 4.
Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. СПб., 1995г. Т.2. Кн. 6.
Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.
Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1997.
ЛИТЕРАТУРА
Безулевская И.В. Федерация и федерализм: виды и модели // Право и политика. 2004. № 7. С. 45-49.
Громыко А. Л. Политический режим. М., 1994.
Дамдинов Б.Д. о понятии субъекта федерации: Теоретические аспекты // Сибирский юридический вестник. 2003. № 2
Кинг Г. Классификация федераций // Полис. 2000. № 5.
Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерий классификации и основные виды // Правоведение. 2002. № 1. С. 195-206.
Кудрявцев Ю.А. Правовой режим демократических государств и проблемы правопонимания. // История государства и права. 2005. № 2. С. 27-28.
Лобанов Г. Безналоговое государство // Юрист. 2000. № 3.
Рушайло В.Б. Понятие и содержание специального административно-правового режима // Следователь. 2003. № 7. С. 55-89.
Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
Силинов П. М. О некоторых принципах федерализма в зарубежной литературе // Государство и право. 2000. № 5.
Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права. 2000. № 1.
Устрялов Н.В. Элементы государства // Политическая наука. 2002. № 2.
ТЕМА ХVIII. НОРМА ПРАВА
1. Понятие нормы права.
2. Признаки нормы права.
3. Структура правовой нормы.
4. Классификация норм права.
5. Соотношение норм права и текста нормативного акта.
ЛИТЕРАТУРА
Берг о,В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. 2003. № 4. С. 19-26.
Бухрах Д. Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1993. № 7.
Глушаченко С.Б. К вопросу о логической структуре российской правовой нормы // История государства и права 2005. № 1. С. 10-12.
Сергеев А.А. Об особенностях применения дефинитивных правовых норм // Закон. 2003. № 11. С. 118-120.
Тихомиров Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права // Право и экономика. 2004. № 10. С. 3-9.
Тулинов Р. Содержание понятия «норма права» и виды правовых норм // Современное право. 2006. № 1. С. 87-91.
Эффективность правовых норм. М., 1980.
ТЕМА ХХI. СИСТЕМА ПРАВА
1. Понятие системы права.
2. Естественное и позитивное право.
3. Частное и публичное право.
4. Предмет и метод правового регулирования.
5. Правовой институт.
6. Отрасль права.
7. Соотношение системы права с системой законодательства.
ЛИТЕРАТУРА
Бобылев А. И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2.
Гальперина П.Л. Понятие правовой системы в контексте правового аутопойезиса // Правоведение. 2005. № 6. С. 160-180.
Гущина И.А. Система права и система законодательства: соотношение, перспективы развития // Правоведение. 2003. № 5. С. 198-205.
Козлихин И. Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства: теория и практика // Правоведение. 2006. № 2. С. 55-62.
Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995.
ТЕМА ХХII. ПРАВОТВОРЧЕСТВО
1. Понятие правотворчества.
2. Принципы правотворчества.
3. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.
4. Субъекты правотворчества.
5. Основные стадии законодательного процесса.
6. Технико-юридические приемы законодательной практики.
ИСТОЧНИКИ
Конституция Российской Федерации. М., 1997.
ЛИТЕРАТУРА
Власенко Н. А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.
Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. М., 1993.
Гошуляк В.В. Теоретико- правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М. 2000.
Давыдова М.Л. Правовые декларации в российском законодательстве // Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород. 2001. С. 273-284.
Дудко И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации. Саранск. 2004.
Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. М. 2001.
Малиновский А.А. Оценочные понятия в законодательстве // Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород. 2001. С. 268-273.
Манохин В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов. 2002.
Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993.
Перевалов С. В., Югов А. А. Проблемы теории и практики законотворческого процесса в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1993. № 2.
Тихомиров Ю. А. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право. 1997. № 1.
ТЕМА ХХIV. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
1. Понятие реализации права.
2. Классификация форм реализации права.
3. Применение права как особая форма реализации права.
4. Виды применения права.
5. Акт применения права.
ЛИТЕРАТУРА
Бро Ю. Применение права. Иркутск, 1980.
Григорьев Ф. А. Акты применения права. Саратов, 1995.
Завадская Л. Н. Механизм реализации права. Ярославль, 1990.
Карташов В. Н. Применение права. Ярославль, 1990.
Корецкий Д. Должное и сущее в юридической теории и правоприменительной практике // Законность. 2002. № 7. С. 2-6.
Мухина Ю.В. Проблемы юридических коллизий //Сибирский юридический вестник. 2003. № 2.
Некрасов С. И. Федеральные и региональные средства и способы преодоления юридических коллизий: публично-правовой характер // Государство и право. 2001. № 4.
Новиков Е.В. Функции механизма правоприменения // Правовед. Вып. 4. Великий Новгород. 2003. С. 3-8.
Попова Н.М. Пробелы в праве: основные проблемы судебной практики. СПб. 2002.
Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. М., 1994.
Темы курсовых работ
1. Профессиональное правосознание юриста
2. Правовой нигилизм и пути его преодоления
3. Понятие правопорядка и общественного порядка
4. Понятие и формы правомерного поведения.
5. Кодификация нормативно-правовых актов
6. Правотворчество и систематизация нормативных актов.
7. Судебное толкование нормативно-правовых актов и его виды.
8. Соотношение системы права и системы законодательства.
9. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты.
10. Местные нормативно-правовые акты.
11. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
12. Нормативные договоры как источник права.
13. Президентская республика как форма правления.
14. Парламентская республика как форма правления.
15. Взаимосвязь государственной власти и государственного управления
16. Юридический позитивизм.
17. Социальное государство
18. Юридическая процедура
19. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции.
20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
21. Предмет и методы правового регулирования.
22. Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.
23. Нормативно-правовые и индивидуальные акты.
24. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
25. Территориальный признак государства.
26. Публичная власть как признак государства.
27. Правовое сознание и правовая культура современного российского общества.
28. Понятие и механизм эффективности права.
29. Гарантии законности и правопорядка.
30. Государственное устройство России: его специфика.
31. Роль государства в регулировании национальных отношений.
32. Соотношение объективного и субъективного в праве.
33. Соотношение частного и публичного права.
34. Основные тенденции в развитии государственной власти в современном мире.
35. Правовые презумпции и правовые фикции в правоприменительном процессе.
36. Неофициальное толкование права.
37. Социальная ценность и функции права.
38. правовая культура и юридический менталитет.
39. Презумпция невиновности.
40. Правоотношения в системе общественных отношений.
Образец титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Гуманитарный институт
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
по теории государства и права
В современной России»
Студент 1 курса группы …
______________________
Научный руководитель:
доцент кафедры теории и
истории государства и права
Митина С.И._____________
Великий Новгород
Общие методические рекомендации преподавателю теории
Государства и права.
Преподаватель теории государства и права должен учитывать фундаментальный характер науки, широкий диапазон ее связей не только с философскими, экономическими и политологическими учениями, но с отраслевыми юридическими науками. Теория государства и права как наука исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Особое внимание следует уделять анализу понятий и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности. Специального рассмотрения требуют проблемы взаимосвязи права и личности, правосознания и правовой культуры.
Преподаватель должен большое внимание уделять уяснению основных принципов права, усвоению студентами не только буквы, но и духа закона, умению его толковать и применять. В условиях демократизации российского общества важное значение приобретает формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства ответственности и справедливости. Приоритет в изучении курса отдается правовым идеям, однако подчеркивается их неразрывная связь с государством.
Оценка знаний учащихся осуществляется в ходе экзамена и промежуточного (рубежного) рейтинга. Цель экзамена – завершить курс обучения дисциплине, проверить сложившуюся у студентов систему понятий и отметить степень полученных знаний. Преподаватель должен помнить, что основные функции экзамена: обучающая, оценивающая и воспитательная. Обучающее значение экзамена состоит в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспекты лекций, учебники, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям студентов, так и в определенной степени всей работе по данному предмету. Экзамен, бесспорно, играет и большую воспитательную роль: стимулирует у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственность, развивает чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям.
Важным условием эффективного преподавания теории государства и права является учет регионального аспекта в ходе методической проработки материала и доведения такового до внимания студентов. В лекционном материале и на семинарских занятиях региональный аспект активно прорабатывается при освещении следующих тем:
1. Механизм государства (изучается структура и принципы работы областных органов власти);
2. Личности и государство (освещаются характерные для Новгородской области проблемы защиты прав личности и реализуемые, как органами государственной власти, так и общественными организациями, способы их законного разрешения);
3. Правотворчество (изучается правотворческий опыт работы Новгородской областной думы);
4. Реализация права (изучается опыт правореализационной деятельности правоприменительных органов Новгородской области).
В целом преподаватель теории государства и права должен владеть умением связывать теорию с практикой, логически и аргументировано излагать материал, грамотно комментировать приведенные примеры, владеть культурой речи.
Задания для самостоятельной работы студентов – см.: Приложение 1.
Краткий курс теории государства и права – см.: Приложение
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Объем дисциплины в часах и виды учебной работы (очная)…...........................4
3. Объем дисциплины в часах и виды учебной работы (заочная)...........................5
4. Программные разделы курса……………………………………………………………6
1) Содержание теоретических занятий (очная форма обучения)……………………………………………………………………………………..7
2) Содержание теоретических занятий (заочная форма обучения)……………………………………………………………………………………...8
5. Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями………………………9
6. Тематика курса………………………………………………………….........................10
7. Темы курсовых работ и методические указания ………………………...............27
8. Темы контрольных работ (для заочного отделения)……………………………..28
9. Экзаменационные вопросы……………………………………………………………31
10. Самостоятельная работа студентов и методические указания……………............33
1) Темы для самостоятельной подготовки……………………………………..33
2) Тесты (См.: Приложение 1. – в электронном варианте)……………. …….34
3) Источники и литература для самостоятельной работы………………….. 36
11. Образец титульного листа для курсовой работы……………………………………38
12. Общие методические рекомендации преподавателю теории государства и права……………………………………………………………………….39
13. Методические рекомендации и задания по проведению промежуточного (рубежного) рейтинга.
Учебная программа по курсу «Актуальные проблемы теории государства и права (см.: файл «АПТГП»)