Политическое развитие Англии в конце XII—XIII вв.
Предпринимая различные меры по укреплению центральной власти, английские короли, как и континентальные монархи в аналогичных ситуациях, сталкивались с сопротивлением магнатов. Этого не мог избежать и Генрих П. В 1173 г. против короля восстали трое его старших сыновей — Генрих, Ричард и Жоффруа — номинальные сеньоры в английских континентальных владениях, на деле полностью зависевшие от воли отца. Поскольку Анжу, Мен, Турень, Пуату, Нормандия и Аквитания находились в вассальной зависимости от короля Франции, Людовик VII поддержал присягнувших ему на верность принцев. Лишь через два года Генрих II подчинил мятежных сыновей своей воле. В 1188 г. Ричард, ставший к тому времени старшим из оставшихся в живых принцев, снова восстал против отца в союзе с новым королем Франции Филиппом II Августом. Развязкой этого мятежа стали смерть Генриха и последовавшая за ней коронация Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199).
Воспитанный в Аквитании и одержимый идеей организации Крестового похода, Ричард воспринимал Англию прежде всего как источник средств. Не довольствуясь богатой казной, оставленной ему бережливым отцом, Ричард объявил о сборе специального налога — «саладиновой десятины» со всех своих подданных. Король развернул широкую торговлю должностями, хартиями, титулами, землями, феодальными привилегиями, он даже продал английский суверенитет над Шотландией ее королю Вильгельму Льву.
Лихорадка, вызванная подготовкой к походу против врагов христианства, охватившая все слои общества, вылилась в массовые еврейские погромы по всей Англии. Новые экстраординарные поборы были проведены в 1193 г., когда понадобилось собрать огромную сумму в 150 тысяч кёльнских марок для выкупа короля из плена. За все время своего правления Ричард не провел в Англии и года, что способствовало идеализации его образа в народе, приписывавшем бесконечные поборы и притеснения произволу наместников и должностных лиц. В народных балладах о благородном разбойнике из Шервудского леса Робине Гуде Ричард Львиное Сердце предстает справедливым и мудрым государем, неустанно заботящимся о благе своих подданных.
После смерти Ричарда на английский престол взошел его брат Иоанн Безземельный (1199—1216). Прозвище «Безземельный» дал своему младшему сыну Генрих II, когда оставил его без удела во время раздела между сыновьями континентальных владений английской короны. В правление Иоанна сопротивление подданных королевской тирании достигло своего апогея. В отличие от предшествующих столкновений королей с вассалами против Иоанна сплотились не только бароны, но фактически все слои свободного населения Англии. Сластолюбивый, жадный и вспыльчивый, король попирал права своих вассалов, по своей воле облагая их налогами и поборами, порой нанося им оскорбления и унижая достоинство рыцарей и клириков. Катализатором раздражения стала неудачная война с королем Франции Филиппом II Августом. Регулярные поражения войск Иоанна не оправдывали взимания частых экстраординарных субсидий и «щитовых денег» (нередко обложению подлежали не только миряне, но и духовенство). Протесты подданных против королевского произвола приводили к изгнаниям, арестам, казням и конфискациям. Больше всех пострадали феодалы, имевшие держания и в Англии, и на континенте. В войне 1202—204 гг. английская корона утратила целый ряд обширных континентальных владений: Нормандию, Анжу, Мэн, Турень, часть Пуату. Поражение Иоанна в битвах при Ларош-о-Муане и Бувине (1214) положило конец его попыткам отвоевать эти земли. Во избежание двойного подданства Иоанн приказал своим вассалам, желавшим сохранить земли в Англии, отказаться от владений на континенте.
Недовольство подданных усугублялось конфликтом короля с папой Иннокентием III. Начало конфликта было положено в 1207 г., когда Иоанн отказался признать назначенного папой архиепископа Кентерберийского. Король и папа поочередно наносили друг другу удары: в ответ на наложенный на Англию интердикт и отлучение самого Иоанна от церкви король объявил о конфискации всех церковных владений в своем королевстве.
В 1211 г. папа пригрозил королю освободить его подданных от принесенной ими клятвы верности и поручить исполнение этого решения французскому королю. Страшась вторжения французов и мятежа в Англии, Иоанн был вынужден любой ценой добиваться прощения папы: король передал папскому престолу свое королевство и получил его обратно в качестве лена, за который он и его потомки обязались ежегодно выплачивать ренту в 1000 марок серебром. Осознавая слабость короля, бароны воспользовались удобным моментом для восстановления своих прав и привилегий.
Весной 1215 г. бароны и рыцари собрали свои войска и двинули их на столицу. Союзные с восставшими горожане Лондона открыли ворота. 15 июня 1215 г. король Иоанн был вынужден подписать составленную баронами Великую хартию вольностей (Magna Carta Libertatum).
Великая хартия вольностей.
Большинство статей Великой хартии вольностей отражало интересы тех, кто являлся главной силой восстания против короля — светских и духовных феодалов. Король обещал блюсти свободу церковных выборов, не нарушать права своих держателей, не повышать установленные обычаем феодальные поборы и службы и т.д. Все вольности и права, обещанные королем своим непосредственным держателям, те также должны были соблюдать по отношению к своим субвассалам. Государь соглашался не взимать «щитовых денег» и других экстраординарных налогов без согласия Великого Совета королевства, в который должны были входить все крупнейшие держатели короны.
Самые знаменитые статьи хартии касались осуществления правосудия. Ни один свободный человек не мог быть отныне арестован, лишен имущества, отправлен в изгнание или объявлен вне закона иначе как по приговору пэров (т.е. равных себе по статусу) и закону королевства. Например, бароны были подсудны суду баронов, а горожане — городскому суду. Эти положения хартии явились краеугольным камнем развития английского обычного права. Королевские судьи бдительно следили за тем, чтобы ни один подданный короны не был задержан иначе как по приговору суда. В противном случае нарушителю высылалось предписание предоставить «удерживаемое им тело» в распоряжение суда.
В 1679 г. эти принципы были окончательно подтверждены актом Habeas Corpus. Хартия отменяла введенное Генрихом II право переносить некоторые дела, связанные с земельными исками, из сеньориальных судов в королевскую курию. Это положение свидетельствовало о стремлении баронов ограничить все расширяющуюся юрисдикцию королевского суда.
Поддержавшие восставших против Иоанна феодалов горожане (главным образом лондонцы) получили подтверждение всех своих старинных вольностей и обычаев. Хартия ограничивала полномочия королевских должностных лиц по вопросам, связанным с принудительной покупкой хлеба и других продуктов и предметов, необходимых для нужд королевского двора и администрации. Целый ряд мер был направлен на развитие торговли: разрешался свободный въезд в Англию иностранных купцов, устанавливалось единство мер и весов.
Все статьи Хартии вольностей касались исключительно свободных подданных короны, не распространяясь на вилланов и другие категории зависимого населения. Для гарантии соблюдения королем провозглашенных в Хартии прав и вольностей бароны избирали из своей среды комитет из 25 человек. В случае нарушения королем или его чиновниками Хартии бароны предоставляли королю сорокадневный срок для искоренения злоупотреблений, по истечении которого они имели право на вооруженное сопротивление королевской тирании. Сама формулировка данного положения была представлена как королевский приказ всем подданным присягнуть баронам-гарантам Хартии и следовать за ними против самого короля, принуждая его к восстановлению порядка и справедливости. Таким образом, Великая хартия вольностей узаконивала восстание как средство правозащиты.
Помощь Иоанну пришла со стороны его «сеньора» — папы Иннокентия III, который признал действия баронов противоправными, отлучил их от церкви, объявил Хартию недействительной и освободил короля от принесенной им клятвы соблюдать ее. Разразившаяся война между королем и баронами могла привести к весьма серьезным последствиям, поскольку бароны предложили английскую корону сыну французского короля Филиппа II Августа Людовику. Французский принц высадился с войском на английском побережье. Внезапная смерть Иоанна в октябре 1216 г. расставила все по своим местам: бароны присягнули на верность девятилетнему сыну Иоанна Генриху III (1216—1272), Людовик отказался от всех претензий на английскую корону в обмен на 10 тыс. марок.