Старение населения как социальная проблема. Социальное обслуживание граждан пожилого и престарелого возраста.

Старение населения как глобальная проблема. Демографическое старение и его уровни. Особенности демографического старения в развитых странах и в России.

Старость как фаза развития человека. Хронологические границы старости.Медико-биологический и психологический аспекты старения.Место пожилого человека в современном обществе. Изменение социального статуса пожилого человека при выходе на пенсию.

Специфика потребностей и проблем граждан пожилого и престарелого возраста. Пути решения проблем пожилых людей: традиционные и инновационные. Социальное обслуживание как одно из направлений социальной защиты людей пожилого и престарелого возраста, его законодательная база.

Российский опыт социального обслуживания пожилых граждан. Основные типы учреждений стационарного обслуживания: проблемы и перспективы в работе. Центры социального обслуживания населения как ведущий тип учреждений, реализующий нестационарные формы социального обслуживания в отношении стареющих граждан. Специфика организации социального обслуживания пожилых граждан на дому. Учет возрастных особенностей в процессе социального обслуживания. Опыт деятельности хосписов. Роль специалистов по социальной работе в социальном обслуживании стареющих граждан.

53. Проблема насилия: причины и меры профилактики, реабилитация жертв насилия.

Насилие – как социальное явление: масштабы, виды, причины, следствия. Женщины, дети, старики как основные категории жертв насилия. Ведущие потребности жертв насилия.

Особенности внутрисемейного насилия. Стереотипы, существующие вокруг проблемы «домашнего насилия». Отношения правоохранительных органов к проблеме «домашнего насилия». Профилактика и пути преодоления проблемы внутрисемейного насилия. Роль территориальных служб помощи семье и детям, роль учреждений дошкольного и среднего общего образования в этом процессе. Содержание деятельности социальных гостиниц, кризисных центров для женщин-жертв насилия. Психологическая, правовая, экономическая реабилитация как основные направления работы.

Насилие в стационарных учреждениях социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого и престарелого возраста (игнорирование потребностей, изоляция, применение физической силы и др.). Случаи насилия в детских интернатных учреждениях системы госопеки. Профилактика и пути преодоления насилия в государственных учреждениях. Роль специалиста по социальной работе.

Проявления насилия в детских коллективах (учебных группах) и юношеских сообществах. Явление «дедовщины» в армии. Насилие на рабочем месте (сексэксплуатация женщин). Методы профилактики и решения этих проблем. Роль государственных социальных служб и общественных объединений.

54. Социальная работа в образовательных учреждениях и ее особенности.

Актуальность, цель, задачи, методы, законодательная база социальной работы в системе образования. Особенности социальной работы в системе образования (биологическая и социальная незрелость детей и молодежи, особый юридический статус несовершеннолетних, относительное постоянство клиентуры, возможность долговременного наблюдения и др.).

Содержание деятельности специалиста в учреждениях системы дошкольного образования. Выявление педагогической запущенности, вызванной социальным неблагополучием семьи, нарушения прав ребенка со стороны родителей или персонала (прежде всего – жестокое обращение).

Школа как базовое учреждение социального воспитания и социализации ребенка. Классное руководство – ведущее направление социальной работы в школе. Направления деятельности специалиста по социальной работе: организация летнего труда и отдыха детей, профилактика правонарушений, зависимостей, ранних беременностей, проституции, суицида, заболеваний, передающихся половым путем. Посещаемость и успеваемость как индикаторы социального благополучия учащихся.

Направления социальной работы в системе профессионального образования: решение жилищной проблемы учащихся, организация трудовой занятости во внеучебное время, поддержка молодых семей, инвалидов, сирот, учащихся, имеющих детей, поддержка ученических (студенческих) форм самоуправления.

55. Социальное обеспечение граждан пожилого и престарелого возраста.

Социальное обеспечение как одно из направлений социальной защиты населения. Цель социального обеспечения граждан пожилого и престарелого возраста, основные задачи, принципы.

Социальное обеспечение старости в советский период и в современной России: сравнительный анализ. Определение понятия «пенсия». Пенсионный возраст, виды пенсий. Основные пенсионные реформы (1956 года, 1990, 2001) – их особенности. Пенсионные технологии в современной России (схемы начисления, финансового обеспечения, выплаты пенсий). Значение принципа «солидарности» в российской пенсионной системе. Значение персонифицированного учета, индивидуальных лицевых счетов. Роль пенсионного фонда РФ. Негосударственные пенсионные фонды. Значение нестраховых форм социального обеспечения (выплаты за счет бюджетных фондов социальной поддержки населения).

Отличие отечественной пенсионной системы от пенсионного обеспечения за рубежом (уравнительность, минимализм, доминирование распределительной системы, бюджетное финансирование по остаточному принципу, низкий пенсионный возраст и др.). Основные проблемы пенсионного обеспечения. Пути оптимизации и рационализации пенсионного обеспечения. Роль специалиста по социальной работе в системе социального обеспечения старости.

Наши рекомендации