Какие орудия труда использовались в основном в период палеолита?
Syllabus
Дисциплина __История Казахстана__ ( _3_ кредит )
Специальность_____Юриспруденция_____
Курс____1___
Академическая группа____________
Студент ____________________________
Преподаватель ____Ли И.К._____
Учебный год
Актюбинский государственный университет имени К. Жубанова
Syllabus
Дисциплина ____История Казахстана____ ( _3_ кредит )
место проведения занятий | ауд. время | дни недели | преподаватель | конт. тел email |
Юридический факультет | 8-30 – 9-20 | Понедельник | Ли И.К. | [email protected] |
Юридический факультет | 9-30 – 10-20 | Понедельник | Ли И.К. | [email protected] |
Юридический факультет | 9-30 – 10-20 | Среда | Ли И.К. | [email protected] |
Юридический факультет | 10-30 – 11-20 | Среда | Ли И.К. | [email protected] |
Время СРСП
Среда
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА:
Изучение исторического становления и развития государства – Республики Казахстан, начиная с древнего периода до настоящих дней. Так как без изучения истории сложно понять сущность происходящих в настоящее время явлений и в развитии государства.
ЦЕЛИ КУРСА:
- Дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейшей эпохи до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа;
-ознакомить студентов с историческими событиями, в которых участвовали народы и племена обитавшие на территории Казахстана;
- исследовать экономическое, культурное и этническое развитие народов с древнейших времен;
-изучение источников и краткой историографии;
- показать взаимоотношения кочевников и оседлого населения, взаимовлияние культур.
ПРЕРЕКВИЗИТЫ КУРСА:История Казахстана (база общего среднего образования)
ПОСТРЕКВИЗИТЫ КУРСА:Социология, Политология, История государства и права РК
учений
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Этот курс будет преподаваться с использованием традиционного метода обсуждения лекций. Студентам предлагается активное участие в обсуждениях в аудиторий так, чтобы они могли учиться друг у друга и извлекать выгоду из взаимодействия группы.
Аудиторное время включает лекции, обсуждение материала, выполнение различных заданий и упражнений. К каждому занятию студент должен готовиться по основной и дополнительной литературе.
На каждой лекции будут представлены и объяснены основные понятия и определения. Посещение занятий и запись этих понятий обязательна для каждого студента. В случае отсутствия материал необходимо переписать у другого студента, т.к. преподаватель не будет предоставлять лекционный материал каждому отдельному студенту.
На семинарских (лабораторных) занятиях студентам будут предлагаться для обсуждения вопросы по определенным темам. Сдача индивидуальных заданий, заданий по самостоятельному изучению тем, а также задания промежуточного контроля осуществляется на СРСП.
Если студенту что-либо не понятно, необходимо обратиться за разъяснениями к преподавателю.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ:
Контрольная работа: проводится в письменной форме и представляет собой ответы на предложенные вопросы по пройденным темам. Максимально работа оценивается, если студенты в своих ответах показали знание исторического материала, при этом ответы являются содержательными и изложены с соблюдением хронологической последовательности.
Семинарские занятия:максимально работа на семинарских занятиях оценивается в случаях, когда студенты участвуют в обсуждении всех вопросов семинарского занятия, индивидуально отвечают и дополняют ответы других, участвуют в выполнении заданий по темам семинара.
Тестовый опрос на лекциях:состоят из 10 вопросов с пятью вариантами ответов по темам лекционных занятий, и каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов
Домашние задания: в течении семестра студенты сдают домашние задания, которые максимально оцениваются в случаях когда полностью соблюдены указания по выполнению заданий и задания сданы в установленные сроки.
Коллоквиум: проводится в устной форме и представляет собой ответы студентов на поставленные вопросы по указанным источникам. Максимально оценивается он, если ответы студентов соответствуют источниковой базе, и они даны с первого раза, при повторной сдаче коллоквиума оценка снижается на 10 баллов
Реферат: задается по определенной теме, является небольшой творческой работой. При оценке учитывается раскрытие темы, использование научных источников, стиль изложения, наглядность. Срок сдачи реферата сообщается предварительно, после установленного срока работа не принимается и не оценивается.
Промежуточные контрольные тесты: тесты, содержащие 20 и более заданий, по пройденному материалу. Баллы, полученные на контрольных тестах, являются аттестационными. Тесты проводятся два раза в семестр на 7-й и 14-й неделях .
Итоговый экзамен:
Итоговый экзамен по Истории Казахстана – Государственный, который принимается Государственной экзаменационной комиссией. Дата экзамена устанавливается учебным отделом университета и будет представлена расписанием деканата. Экзамен будет проводиться в форме тестирования. Тесты включают задания по всем разделам программы курса. На экзамене запрещено пользоваться конспектами лекций, книгами, любыми записями. Каких-либо дополнительных заданий для повышения оценки, если она будет низкой, не будет. Студент, не соблюдающий политику проведения экзамена, будет отстранен от сдачи экзамена и считаться не сдавшим экзамен.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КУРСА:
№ | Вид контроля | Итого баллов | ||||||||||||||||
Посещаемость | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||
Семинарские занятия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||
Тестовый опрос на лекциях | * | * | ||||||||||||||||
Домашние задания | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||
Контрольная работа | * | * | ||||||||||||||||
Коллоквиум | * | * | ||||||||||||||||
Реферат | * | |||||||||||||||||
Промежуточные контрольные тесты | * | * | ||||||||||||||||
Итоговый экзамен | * | |||||||||||||||||
Всего |
ШКАЛА ОЦЕНОК:
оценка | коэффициент | % |
А | 4,0 | 95-100% |
А- | 3,67 | 90-94% |
В+ | 3,33 | 85-89% |
В | 3,0 | 80-84% |
В- | 2,67 | 75-79% |
С+ | 2,33 | 70-74% |
С | 2,00 | 65-69% |
С- | 1,67 | 60-64% |
Д+ | 1,33 | 55-59% |
Д | 1,0 | 50-54% |
F | 0-49% |
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В АУДИТОРИИ:
Обязанность студентов посещать все занятия и приходить в аудиторию вовремя. Посещение будет проверяться в течение семестра. Освоение пропущенного материала является обязанностью студента.
Студенты своим несоответствующим поведением не должны мешать преподавателю вести занятие или студентам усваивать учебную программу. Любое поведение, которое мешает выполнению нормальных академических функций, считается неуместным. Примером могут служить: постоянное выражение несогласия, постоянное прерывание других студентов, устные высказывания и другие, которые отвлекает аудиторию от предмета, запугивания, физические угрозы, изнуряющее поведение, использование портативных телефонов, персональные оскорбления, отказ выполнять задания курса.
· На занятия студенты должны являться вовремя. В случае опоздания студента более чем на 10 минут, преподаватель имеет право не допускать его к занятию.
· Сотовые телефоны и другие электронные устройства, которые отвлекают и создают помехи в работе аудиторий, должны быть выключены при входе в аудиторию.
· Некоторые материалы для чтения будут даваться в течение лекций. Дополнительно студенты, как ожидается, будут использовать книги из библиотечного фонда.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Асфендияров С. История Казахстана. Алма-Ата, 1993
- Артыкбаев Материалы к истории правящего дома казахов. Алматы, 2001
- Ашимбаев Т.Е. Экономика Казахстана на пути к рынку. Алматы, 1994
- Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40-е годы XIX века. Алма-Ата, 1992
- Гумилев Л.Н. древние тюрки. М., 1993
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы 1993
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. Т.1, Алматы, 1996
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. Т.2, Алматы, 1998
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-х томах. Т.3, Алматы, 2000
- История Казахстана: народы и культура. Алматы, 2001
- Из истории казахов/Сост. Е. Аккошкаров. -Алматы, 1997
- История Казахстана и Центральной Азии / Абусеитова М.Х. и др. Алматы, 2001
- Из истории казахов. Сборник. Алматы, 1999
- История Казахстана. Белые пятна. Сб.ст./Сост. Ж. К. Абылхожин. Алма-Ата, 1991
- Историки спорят. М., 1988
- История России XX век. М., 1997
- Козыбаев М.М. Историография Казахстана – уроки истории. Алма-Ата, 1990
- Касымбаев Ж. Государственные деятели казахских ханств (XVIII в.). Алматы, 1999
- Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992
- Казахи (историко-этнографическое исследование). Алматы, 1995
- Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996
- Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алматы,1992
- Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. М., 1997
- Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы, 1999
- Тынышпаев М. История казахского народа. Алма-Ата, 1993
- О прошлом – для будущего. Алма-Ата, 1990
- Шеретов Новейшая история Республики Казахстан (1991-2003 гг.) Алматы, 2004
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Алимжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана, Алма-Ата, 1989
2. Андреев М.Г. Oписание Средней Орды киргиз-кайсаков. Алматы, 1998
3. Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1994
4. Аджи М. Полынь половецкого поля. М., 1994
5. Алдамжаров З.А. Победа Великой октябрьской социалистической революции в Казахстане. Алма-Ата, 193
6. Алма-Ата.1986. Декабрь. Книга-хроника. Алма-Ата, 1991
7. Баишев С.Б. Социально-экономическое развитие советского Казахстана. Алма-Ата, 1979
8. Валиханов Ч. Собрание сочинений в 5-ти томах. Алма-Ата, 1984
9. Герои Советского Союза - казахстанцы. Ки.1,2 – Алма-Ата, 1967
10. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993
11. Еркин А. История государства и права Республики Казахстан (с древнейших времен до 1992 года). Астана. 2001
12. Касымбаев Ж. Кенесары-хан. Алматы, 1993
13. Магауин М. Азбука казахской истории. Алматы, 1997
14. Материалы по казахскому обычному праву. Алматы, 1996
15. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Алматы, 1997
16. Реабилитация. Политические процессы 30-х – 50-х годов. М., 1991
17. Новейшая история Отечества. XX век. т.1, М., 1998
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ:
Неделя | Темы | Объем в часах | ||
лекции | семинарские | СРС | ||
ВВЕДЕНИЕ В «ИСТОРИЮ КАЗАХСТАНА» ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА. | ||||
РАННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Саки (VIII-III вв. до н.э.) Усуни и Кангюй | ||||
РАННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Гунны ГОСУДАРСТВА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VI - X вв.) | ||||
ГОСУДАРСТВА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ГОСУДАРСТВА РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ XI-XIII вв. | ||||
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ТУРКЕСТАНА (VI-XIII вв.) КАЗАХСТАН В ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ. | ||||
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА В XIV-XV вв. ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ. ЭТНОНИМ «КАЗАК» (КАЗАХ). КАЗАХСКИЕ ЖУЗЫ | ||||
КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XV-XVI вв. КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XVII-XVIII вв. | ||||
КУЛЬТУРА КАЗАХОВ В XVI-XVIII вв. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА В XVI-XVIII вв.КАЗАХСТАН В НОВОЕ ВРЕМЯ XVIII – начало XX века. | ||||
НАЧАЛО ЭПОХИ КОЛОНИАЛИЗМА В КАЗАХСТАНЕ. УТРАТА КАЗАХСТАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ. ВОССТАНИЯ И ВОЙНЫ ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В XIX - нач. XX вв. | ||||
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА (XVIII – нач. XX вв.) КАЗАХСТАН В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ | ||||
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НЭП В КАЗАХСТАНЕ | ||||
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг. | ||||
КАЗАХСТАН В ГОДЫ «ХРУЩЕВСКОЙ ДЕКАДЫ» (1953-1964 гг) КАЗАХСТАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980 –х гг. | ||||
ПОЛИТИКА «ПЕРЕСТРОЙКИ» В КАЗАХСТАНЕ (1985-1991 гг.) ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА. СОЗДАНИЕ СНГ | ||||
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСТАН В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
Контрольная работа
Вариант 1
1.Политическая история Тюркского каганата
2. Социальная структура Западно-Тюркского каганата
3. Политическая история Кимекского каганата
4. Огузское государство
5. Политическая история государства Караханидов
Вариант 2
1. Политическая история Западно-Тюркского каганата
2. Феодальные отношения в государстве Караханидов
3. Политическая история Карлукского каганата
4. Политическая история Кыпчакского ханства
5. Политическая история Тюргешского каганата
Тестовые задания
Вариант 1.
1. Определите хронологические рамки неолита:
А) 10-5 тыс.лет до н.э. В) 3-1 тыс.лет до н.э. С) 2.7млн. -45 тыс.лет до н.э. Д) 5-3 тыс.лет до н.э. Е) 12-5 тыс.лет до н.э.
Что такое нуклеусы?
А) оружие, предназначенное для охоты В) орудия, предназначенные для обработки земли С) каменные ядрища, используемые для изготовления орудий труда Д) Д) одно из разновидностей оружия Е) обработанные с двух сторон каменные орудия труда
Вариант 2
Вариант 3
Что такое «Балбал» ?
A) мавзолей B) каменный колодец C) башня D) каменная скульптура
E) средневековый город
Темы реферата
1. Источники о древней истории Казахстана.
2. Источники о раннесредневековой истории Казахстана.
3. Труды русских исследователей 18-19 вв об истории Казахстана.
4. Место и роль казахской интеллигенции в изучении истории Казахстана.
5. Антропологическое развитие человечества.
6. Охота и собирательство в первобытном обществе.
7. Памятники Андроновской культуры.
8. Источники о саках.
9. Хозяйство и быт саков.
10. Памятники сарматов на территории Запанного Казахстана.
11. Хозяйство и быт уйсун
12. Канглы на территории Казахстана.
13. Савромато – сарматская культура.
14. Археологические памятники сакской культуры «Золотой человек».
15. Религиозные верования кочевников.
16. Завоевательные походы арабов и распространение ислама.
17. Центральная Азия в контексте мировой религии.
18. Развитие науки в Центральной Азии.
19. Развитие городской культуры в Южном Казахстане.
20. Абу Насыр Аль Фараби и его творчество.
21. Махмуд Кашгари и его труд.
22. Развитие науки и искусства.
23. Ходжа Ахмед Яссави проповедник суфийского направления.
24. Тенгрианство и вероисповедания тюрков.
25. Политическая история Золотой Орды в XIV – I полов. XV вв.
26. Развитие духовной культуры в XIII - XV вв.
27. Государство кочевых узбеков: этнический состав и политическая история.
28. Средневековые государства – предпосылки образования казахского ханства.
29. Распространение ислама среди кочевого населения.
30. Возрождения городов и поселений Южного Казахстана.
31. Мухаммед Хайдар Дулати и его творчество.
32. Казахское ханство в I половине XVI в.
33. Внешняя политика Казахского ханства во II половине XVI в.
34. Противоборство казахо – джунгарских отношений в XVII в.
35. Состояние казахского общества.
36. Развитие хозяйства и ремесла.
37. Развитие духовной культуры в казахском ханстве.
38. Народные обычаи, обряды и традиции.
39. Развитие охотничества
40. Религия ислам и шаманизм среди кочевого населения.
41. Присоединение Казахстана к России.
42. Освободительная борьба Казахского народа против джунгар в I половине XVIII в.
43. Абулхаир хан – политический портрет.
44. Казахские бии – Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
45. Абылай хан – политический портрет.
46. Строительство военной крепости в XVIII в.
47. Кабанбай батыр – исторический портрет.
48. Народный батыр – Тама Есет Кокулы.
49. Райымбек батыр – исторический портрет.
50. Образование Бокеевского ханства.
51. Социально – экономическое развитие казахов в XVIII в.
52.Исследования национально – освободительного движений на территорий
Казахстана в первой половине XIX в.
53.Махамбет Утемисов – поэт – воин яркий выразитель народных чаяний.
54.Развитие поэзии и жырау в XIX в.
55.Казахское общество в XIX в.
56.Развитие торгово – экономических отношений.
57.Развитие капиталистических отношений в Казахстане.
58.Переселенческая политика царского правительства в Казахстане.
59.Национально – освободительное восстание 1916года – казахская интеллигенция.
60.Национально – освободительное восстание 1916года.
61.Колониальная политика царизма.
62.Создание национальной автономии и газета «Казах».
63.Программа партии «Алаш».
64.Издание газеты «Казах»
65.Тынышпаев – общественно – политический деятель.
66.Мустафа Шокай – общественно – политический деятель.
67.Казахстан в годы гражданской войны.
68.Актюбинский фронт в годы гражданской войны.
69.Политика «Военного коммунизма» в Казахстане.
70.Казахстан накануне индустриализации: трудности и уроки.
71.Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане.
72.Казахстан в период ВОВ (1941-1945гг.)
73.Герои – Актюбинцы Советского Союза.
74.Трудовые подвиги казахского народа.
75.Алия Молдагулова – героический подвиг.
76.Народный герой – Бауыржан Момышулы.
77.Маншук Маметова – героический подвиг.
78.Сталинские репрессии в Казахстане в 1940-1905гг.
79.Насильственное переселение народов в 40-х годах.
80.Дело Бекмаханова.
81.Динмухамед Конаев – общественно – политический деятель.
82.Освоение целинных и залежных земель в Казахстане.
83.Обострение экологических проблем в Казахстане.
84.Роль Казахстана в разработке атомной бомбы.
85.Идеологические процессы в 50-60гг.
86.Экологические проблемы Аральского моря.
87.Формирование казахской диаспоры и его историческая судьба.
88.Декабрьские события 1986г в Казахстане; причины, последствия.
89.Этнодемографическое состояние Казахстана ?
90.Развитие и становление экономических связей Казахстана с зарубежными странами.
91.Возвращение казахов на историческую родину; время возвращения и проблемы.
92. Многопартийная система Казахстана.
Домашние задания
Задание «Текст с ошибками».
В тексте допущено 10 ошибок (даты, названия, имена, неточности по археологическим данным и т.д.), которые необходимо найти и исправить.
«Бронзовый век на территории Казахстана»
В бронзовом веке (нач.2 тыс.- нач.1 тыс.до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы. На рубеже первой-второй четверти 2 тыс.до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь кремния сделать металлические изделия прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре. Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с хронологией, определением временных рамок. Большинство исследователей делят время существования АНДРОНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ на три периода; ранний 17-16 вв.до н.э.,средний-15-12 вв. до н.э., поздний-11-нач. -6 вв. до н.э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памятников получили названия алексеевский, алакульский, замараевский. Считалось, что они отражают разные этапы андроновской культуры. Ранний этап характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремаций. Могильники, большие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных плит. Керамика представлена горшками, украшенными орнаментом, состоящим из украшений в «зверином стиле». Украшалась только верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. На следующем этапе наблюдается, широкое освоение территории. Резко возросли масштабы горных работ. Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Бесшатыр, Карасай, Ельшибек. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку. Поздний этап бронзы для него характерно, с одной стороны, наличие андроновских традиций, с другой - появление новых элементов. Большинство андроновских поселений располагалось на берегах маленьких степных рек или ручьев, стекавших с гор. При раскопках поселений были найдены горшки с остатками каши из риса. В Алексеевском поселении, в южном Казахстане, в жертвенных ямах найдены принесенные в жертву богам стебли и зерна пшеницы. Более существенную роль играло в жизни андроновцев кочевое скотоводство. Животные давали пищу, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей андроновцев было молоко. Из него изготовляли творог и сыр, о чем свидетельствует находки сосудов. Андроновцы разводили коней, овец, крупный рогатый скот, а также двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносились на скалы, в одном случае, на поселении Ушкаты была найдена глиняная статуэтка верблюда.
14. Заполнить таблицу:
Заполнить таблицу, расселения сакских племен.
№ | Наименование групп сакских племен | Места расселения |
15. Подготовить сообщение об археологических экспедициях.
Подготовить трехминутное сообщение об экспедициях, исследовавших сакские памятники на территории Казахстана
Тема 3: Усуни и Кангюи.
Задания:
1.Изобразить на карте территории Уйсун и Кангюй
На листе формата А4 обозначить места расселенияуйсунских и кангюйских племен.
Подготовить сообщение.
Выступить с трех минутным сообщением с подробным описаниемо обычаях, традициях и верованиях уйсунов.
Вопросы для самокотроля:
1. К какому времени относятся письменные источники об уйсунях?
2. Из чего древние уйсуны возводили стены своих жилищ?
3. Что изображали на глиняных сосудах уйсуны?
4. Какие источники имеются по истории кангюев? Что в них рассказывается?
5. Что узнали ученые, изучая городище Кок-Мардан?
Тема: 5 Гунны.
Задания:
Подготовить сообщение.
Выступить с трех минутным сообщением с подробным сравнением высказываний Сыма Цяня, Аммиана Марцеллина, Прииска о гуннах.
Составить глоссарий.
Дайте определения перечисленных понятий:
Моде, шаньюй, туменбасы, аланы, Атилла, полихромный стиль.
Вопросы для самоконтроля:
Как вы думаете, в чем причины войн гуннов с китайцами, поражения гуннов от них. Расскажите о последствиях войн.
В 209 г.до н.э. гуннов Центральной Азии возглавил шаньюй Модэ, а в 445 г. н.э. Аттила (Едиль) стал предводителем гуннов. Сколько лет прошло между этими двумя событиями?
В каком году произошла Каталаунская битва?
Как правитель гуннов руководил государством?
Укажите, из какого материала гунны не делали посуду?
Тема: 6 Государства раннего средневековья (VI-X вв).
Задания:
Составить глоссарий.
Дайте определения перечисленных понятий:
Каган, ябгу, шад, тарханы, беки, кара-будун, таты,нушиби, авары, желтые тюргеши, черные тюргеши.
4. Заполнить таблицу Казахстан в средневековье (VI-X вв):
Заполнить таблицу в тетради раннесредневековый Казахстан.
№ | Раннесредневековые государства | Территория |
5.Составить историографию
В тетради в хронологической последовательности запишите, кто из ученых занимался исследованием истории тюркских государств
Вопросы для самоконтроля:
1. Первоначальный район расселения тюркских племен?
2. Первоначальное значение этнонима «тюрк»?
3. В каком году Истеми каган направил тюркское посольство в Византию?
4. Хронологические рамки существования тюргешского каганата?
5. Основатель тюргешского каганата?
Составить глоссарий.
Дайте определения перечисленных понятий:
Булак, чигили, ташлык, эльтебер, джабгу, иналы, атабеки, сюбаши, бузуки, учуки, шад – татуки, жатаки.
4.Изобразить на карте территории Караханидов
На листе формата А4 нарисовать границы государства Караханидов, обозначив территорию западного и восточного крыла государства Караханидов
Задание «Текст с ошибками».
В тексте допущено 10 ошибок (даты, названия, имена, исторические неточности и т.д.), которые необходимо найти и исправить.
Тюргешский каганат
Тюргеши как народность сложились в 6 веке из объединенных племен арабов и мукри, образовавших племенной союз «черных» и «желтых» родов тюргешей, занимавших большую территорию в Чу-Илийском междуречье и контролировавших большую часть Семиречья. Ставка первого тюргешского кагана находилась в Суябе.
Вождь тюргешей Мукан (699-706) установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка. В городе Невакенте на реке Чу и в городе Сыгнаке на реке Или были учреждены «большая» и «малая» ставки. Территория состояла из 10 округов, каждый из которых выставлял по 7 тысяч воинов. Наследник Мукан-кагана Сакал - каган (706 – 711) столкнулся с враждебной частью вождей племен, поддерживающих устремления его младшего брата. В 717 году восточно-тюркское войско Капаган-кагана, вмешавшегося в междоусобицу, разбила тюргешей на реке Болугу в Джунгарии. Остатки тюргешей, собранные полководцем Чабыш-чор Сулуком, отступили за Сырдарью, и ушли в Тохарестан. Лишь в 715 году Сулук, провозгласивший себя Тюргеш – каганом смог восстановить Тюргешский каганат.
В годы своего правления Сулук-каган (715 – 738) был вынужден вести борьбу в двух направлениях. С востока ему угрожали джунгарские войска, поддержавшие претендентов на престол из династии западно-тюркских каганов. С запада угрожали арабские армии, в 714-715 гг. не раз переходившие Сырдарью. Это заставило Сулука включиться в борьбу за независимость государств Средней Азии. В 728 – 729 году Сулук поддержал восстание жителей Тараза и Бухары и изгнал арабов из Согда. Лишь в конце 732 года арабский наместник одержал победу над тюргешами под Таварисоми вошел в Бухару. В 737 году тюргеши разбили арабов в Тохаристане, но затем Сулук был убит. Гибель Сулука положила начало борьбе за власть между «желтыми» и «черными» тюргешами. Междоусобица привела к вторжению в Семиречье войск иньского наместника, в 748 году взявших штурмом Суяб, но в 749 году китайцы были разбиты арабами под Таласом. К этому времени власть в Тюргешском каганате захватили сары-тюргеши, которые не смогли прекратить междоусобицы. Враждующие между собой тюргешские вожди были уничтожены кыпчаками, вытесненными в Семиречье в 746 – 747году из Монголии и Алтая уйгурами. Карлукский ягбу создал здесь свое государство.
Задание «Текст с ошибками».
В тексте допущено 10 ошибок (даты, названия, имена, исторические неточности и т.д.), которые необходимо найти и исправить.
Государство Караханидов (942 – 1210гг)
Родоначальником династии Караханидов принято считать Сулук Богра-хана (915-955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942г Сулук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого началась история собственно государства Караханидов.
В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена кимекской конфедерации, чигили и ягма.
В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В течение двух последующих веков владения Караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.
Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Политическая жизнь характеризовалось распрями и междоусобной борьбой.
В конце 30-х годов XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: южное ханство с центром в Бухаре, включавшие Мавераннахр вплоть до Ходжента, и северное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей северного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов.
В 1056 году сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. После этого в Восточном каганате в течении пятнадцати лет (1059 – 1074) правили сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье.
В начале второй четверти XII в. многочисленный народ ногаи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном. В 1141 г. власть над обеими ханствами государства Караханидов перешла к киданям. В 1210 г. в борьбе с кыпчаками пресеклась восточная караханидская династия. А 1212 г. Хорезм-шах Мухамбет убил западного последнего кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов.
Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военноленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получения с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название "тамга".
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI-XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.
6.Составить глоссарий
Дайте определения перечисленных понятий:
Каганат, ябгу, тутукство, тамга. икта, вакф, тарханные земли, Согд, военно-ленная система, мильк
Вопросы для самоконтроля:
1. Титул правителей государства огузов?
2. В каком году проходила Таласская битва?
3. Как первоначально назвали кимаков в исторических источниках?
4. В долине, какой реки располагалась ставка кимаков?
5. Кем был разгромлен Уйгурский каганат в 840 году?
Тема: 8 Государства развитого средневековья (XI-XIII вв).
Задания:
Составить глоссарий.
Дайте определения перечисленных понятий:
Чигили, ягма, икта,гурхан, найман, герби, «Дешт – и- Кыпчак», кыпчак, хан, рабы
3. Заполнить таблицу Казахстан в средневековье (XI-XIII вв).
Заполнить таблицу в тетради в период развитого средневековья
№ | средневековые государства | Хронологические рамки | Территория |
Составить глоссарий.
Дайте определения перечисленных понятий:
Ислам, Буддизм, Христианство, манихейство,зороастризм, Саманиды, мускус, Отрарский оазис, дирхемы, фельсы.
Описать личность Тимура.
В тетрадь написать небольшой доклад о жизни и деятельности Тимура (Тамерлана) и выступить. (3 мин).
Текст с ошибками»
В тетради запишите недостающие слова в последовательности по тексту и представьте для проверки
Тема:11 Образование Казахской народности. Этноним «казак» (казах). Казахские жузы.
Задания:
Задание «Текст с ошибками»
В тетради запишите недостающие слова в последовательности по тексту и представьте для проверки
Составить глоссарий.
Дайте определения перечисленных понятий:
Хисар, ташнау, левират, суфизм, сабантой, кымызмурындык, сауын, военная повинность, ак суйек, кара суйек,.
Заполнить cхему.
Направления, по которым Россия проводила колонизацию Старшего жуза |
< |