Политическая элита и политическое лидерство
Политическая элита – это немногочисленная общественная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, непосредственно
участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с государственной властью или воздействием на нее.
Одним из первых привлек внимание к данной теме Г. Моска. Изучая как историю, так и современное ему общество, он пришел к выводу, что власть в обществе осуществляется особым организованным меньшинством.
Практически в это же время над теорией элит работал другой итальянский ученый – В. Парето, который отмечал, что политическое руководство должно осуществляться немногочисленным общественным слоем, представители которого обладают выдающимися психическими и интеллектуальными качествами. В. Парето выделил следующие особенности политической элиты.
1. Правящий слой делится на элиту и контрэлиту. Элита осуществляет непосредственное управление политической жизнью общества. Контрэлита состоит из людей, которые обладают необходимым потенциалом для вхождения в правящий класс, но в силу особенностей социальной структуры и прочих препятствий не имеют возможности сделать это.
2. Главным двигателем политического развития общества является циркуляция (круговорот) двух типов элит: «лис» и «львов». Первый тип состоит из политиков, отличающихся гибкостью в своих действиях, склонных к компромиссу и мирному решению противоречий. Второй тип – это решительные и опирающиеся на силовое решение политики. “Лисы” задействованы в стабильные и мирные периоды общественного развития, однако в моменты крупных социальных потрясений власть, как правило, переходит ко “львам”.
Существенный вклад в исследование социальных механизмов, которые приводят общество к выделению слоя людей, осуществляющих политическое руководство, внес Р. Михельс, сформулировавший “железный закон олигархии”. Анализируя социальные отношения, он пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Следствием этого является делегирование от масс отдельных членов в специальные органы для выражения и защиты их интересов. С появлением представительных органов власти, политических партий происходит отрыв элиты от масс (олигархизация) и превращение ее в замкнутую касту. Выделившаяся элита постепенно начинает стремиться к удовлетворению в первую очередь своих узких интересов и сохранению приобретенных привилегий. В то же время основная идея слишком некомпетентна в вопросах управления, политически пассивна, и поэтому не в состоянии существенно повлиять на ситуацию.
Рекрутирование политической элиты имеет большое значение в плане ее социальной представительности, эффективности действий, общественного авторитета и т.д.
Система рекрутирования элиты – это механизм отбора в правящую элиту, на руководящие должности в партии или государстве.
Феномен лидерства интересовал человеческое общество с древнейших времен, что объясняется огромной ролью, которую лидер, вождь, герой играл в процессе развития общественной жизни.
В современной политологии существует несколько подходов к определению политического лидерства:
1) лидерство – постоянное, приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу;
2) лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений;
3) политическое лидерство – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и способы их реализации на руководящие должности;
4) политический лидер – это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций. К ним относится:
- определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция);
- процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция);
- мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей в обществе (мобилизационных функций);
- интеграция общества, объединение масс, обеспечение национального единства (интегративная функция);
- коммуникация власти и масс, убеждение общественности в правильности принимаемых властных решений, легитимизация власти.
Политический лидер способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов. Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества. Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т.е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.
Затруднительность в объяснении феномена политического лидерства вызывает к жизни несколько вариантов выделения типов лидеров. Многие исследователи опираются на типологию М. Вебера. Он выделил три типа лидерства:
- традиционное – основывается на освященной веками традиции подчинения; подчиненные привычно считают существующий тип руководителя (монарх, вождь) правильным;
- харизматическое лидерство – основано на личных способностях, которыми обладает лидер. Эти качества могут быть как действительными, так и приписываемыми;
- легальное лидерство – предполагает избрание лидера демократическим путем, когда он набирает большинство голосов и таким образом легитимность его власти рационально обосновывается. Сам Вебер считал, что только лидер-харизматик является двигателем основных политических процессов, он политик по призванию.
Другую типологию дал М. Херманн, он различает четыре типа лидера:
Тип лидера | Его характеристика | Примеры лидеров |
Лидер-знаменосец | Имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования | Основатель партии большевиков и Советского государства В.И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М.К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг |
Лидер-служитель | Наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели | Генеральные секретари ЦК КПСС Л.И. Брежнев, К.У. Черненко |
Тип лидера | Его характеристика | Примеры лидеров |
Лидер-торговец | Обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить | Президенты США Г.Трумэн, Р. Рейган |
Лидер-пожарный | Обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения | Большинство лидеров в современных обществах |
Не всегда политическое участие граждан является активным. В обществе иногда наблюдается абсентеизм (лат. absens — отсутствующий) - форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.