Политическая элита « политическое лидерство 169


ситуациях. Go стабилизацией социальной системы оно трансформи­
руется в традиционное или бюрократическое; происходит «рутини*-
зация харизмы». ■ ■ - . ■ ■-;".:..• ■■ "

Авторитет традиционного лидера, согласно М. Веберуопирав ется на многолетнийобычай.Человек обладает «правом на лидерст­во» благодаря происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества.

Бюрократическое лидерство присуще индустриальному об­
ществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в
силу каких-то особых качеств личности {хотя лидер должен проде­
монстрировать определенный уровень компетентности), а с помо­
щью законных бюрократических структур. Бюрократическое ли­
дерство обезличено. ;

Среди отмеченных типов лидерства наиболее большой инте­рес вызывает харизматический. Понятие «харизма» означаем «бо-жия благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделен­ным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительны­ми способностями. Они рассматриваются как исходящие из боже­ства и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа ли­дерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как свя­тотатство. В этом М. Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного.

В конце XX века стало очевидным, что и Запад, и Восток в по­
следнее время столкнулись с процессом «харйзматизации» полити­
ческого лидерства/Кризисные явления создают в большинстве
стран острую, неустойчивую обстановку, которая порождает в по­
литическом сознании надежды на некое чудо, способное разом ре-
пйеть все вопросы бытия: знание й обоснованные ориентации начи­
нают заменяться верой. Кризис административно-командной моде­
ли социализма в конце 80-х годов вызвал к жизни целую плеяду
лидеров этого типа. ■ .

Порой харизматический лидер способен не только своими по-ступккми, но и одной лишь силой морального воздействия, самим фактом своего существования преодолеть разобщенность общест­ва. Но нельзя не' видеть и негативных аспектов этого процесса, ког­да харизматический лидер с легкостью окружается ореолом неза­менимого.

По стилю Деятельности типы лидера выделяются как автори­тарный и демократический.

Авторитарный — это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы сведены на нет и проходят под контро­лем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие — «железная требовательность», угроза наказания.

170.

Демократические же лидеры инициируют максималытое уча­стие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответствен­ность, а стараются распределить ее среди членов группы^ создают атмосферу сотрудничества.

По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:

1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качества
лидера;

2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определен­
ной ситуации.

По содержанию типы лидерства выделяются как:

а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий
программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной
программы;

в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и орга­
низатором. ': -■■■■■ ■ ■.•:■ ■:.:■-;■■- ■■■ ■ . ■ .■...'■ ■■■'■;-..

-'Но видам деятельности различают «формальное» и «нефор*
мальное» лидерство. ,

Форма льный л и Дер связан с установленными правилами на-
значения руководителя и подразумевает функциональные отно-
- шения. ;..-.- .. . '. ' . ■. . ■ ,■ ■ , ; г■■,.,. , ..V.

■■, Неформальный лидер возникает на основе личных отношений. участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочета­ются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство -^
лидер и его последователи и коллективное лидерство т— элита и
массы. . . ■ ... : . ■■ v , ■ . . . . .....

Политическое лидерство приписывается обычно одному чело­веку, но его многочисленные роли выполняют другие люди, прежде всего ближайший штаб. Решения подготавливаются коллективами людей, профессионалами. В демократических обществах политиче­ские институты обладают высокой степенью автономии и управлент ческая машина работает независимо от смены лидеров. Например, в Италии с 1945 года сменилось более 50 глав правительств, но ста­бильность общества сохранилась.

ЛИТЕРАТУРА

Политическая элита « политическое лидерство 169 - student2.ru Ашия Г. Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль //Общественные науки и

современность. 1993. №2.

Бенние У, Почему лидеры не могут руководить //США: Экономика, политика, идео-

Разумов А. Политики кривые зеркала //Свободная мысль. 1995. № 1. Харнавн М. Г. Составные части лидерстве //Мир политики. Суждения и оценки за-падвык политологов- М.; 1991

Что такое политическое лидерство? //Политология в вопроса* и ответах (Консульта­
ции политолога/Под рел-А. Ануфриева. М^ 1S94. .

I I тема 12

1 ]тлжшческая культура

Политическая элита « политическое лидерство 169 - student2.ru 1, Политическая культура: понятие и структура

2 .Типология политических культур

3. Политическое сознание: общая характеристика.

Роль и функции политического сознания

4. Уровни политического сознания

5. Политическая социализация: суцр+остъ, этапы и факторы

6. Политическая символика как элемент политической культуры

7. Политическая коммуникация

'-"■■ 1. . j

Политическая культура: понятие и структура .

Политизация современной жизни—факт очевидный. Нередко бесе­да, дискуссия по любой теме — желаем мы того или нет г— приобре­тают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в от­сутствии политической культуры.

Политическую культуру часто отождествляют с образован­ностью. Считается, что политическая культура может быть толь­ко у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру путают с политическим поведением.

Термин «политическая культура» впервые употреблен немец­ким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в. Возникнове­ние же первых концепций политической культуры относится к сере­дине XX в. На западе весомый вклад в разработку теории политичес­кой культуры внесли X. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье.

1 Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев).

Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры.

а) это культура личности, социальной общности, объединяю­
щая в себе политическую образованность, политическую сознатель­
ность и общественно-политическую деятельность;

б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя
те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими ин­
ститутами и политическими процессами;

в) это совокупность стереотипов политического сознания и по­
ведения, присущих конкретной социальной общности или конкрет­
ной личности;

г) это реализация политических знаний, ценностных ориен­тации, образцов поведения социального субъекта (личности, клас­са, общества) в исторически определенной системе политических отношений. ; ■■;..,-.!

Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.

Политическая культура — это культура политического мы­шления и политической деятельности, а также степень цивилизо­ванности характера и способов функционирования политических институтов, организации вееЙ политической жизни в обществе.

Как очевидно из приведенных определений, основными ха­рактерными чертами политической культуры являются:

- «предписыванием во взаимоотношениях властей и граждан
определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть
оформлена законодательно, а другая часть утверждается в общест­
ве в форме традиций, обрядов, обычаев;

- обеспечение целостности и интегрированности политической
сферы. Такое обеспечение происходит через присущие политичес­
кой культуре принципы политического поведения, политические
идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию поли­
тических институтов и организаций общества;

- координация политическими методами жизнедеятельности
общества в целом. Сочетание интересов различных социальных
групп, интересов государства и его.граждан.

Политическая культура имеет особую структуру. В ней выде­ляются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.

Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.

Нравственно-оценочный элемент состоит из политических
чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных
целей. . ■ . .

Поведенческий элемент содержит в себе политические уста-новки.типы, формы, стили, образцы общественно-политической де­ятельности* политическое поведение.

Соответственно знание и понимание гражданами: а) политиче­ских интересов—личных, коллективных, государственных общест­венных, региональных, глобальных; б) конституции и других зако­нов страны; в) программных положений крупных политических пар­тий и других общественно-политических сил; г) сложившихся в стране политических отношений; д) происходящих политических событий и явлений; е) сущности, функций и структуры государст­венных, партийных и общественно-политических органов и органи­заций; ж) основных политических норм и процедур; з) форм и спосо­бов участия граждан в общественно-политической жизни, в управ-

Политическвя культура 173

лении обществом и государством; и) особенностей политических
процессов международной жизни — тесно связаны с познаватель­
ным элементом политической культу рьь -ч

Осознанное участие граждан: 1) в обсуждении проектов госу-дарственных документов в ходе референдумов; 2) в выборах субъек­тов законодательной, исполнительной и судебной власти; 3) в работе различных государственных и общественных организаций; 4) в по­литических кампаниях и мероприятиях; 5) в деятельности полити­ческих партий и общественно-политических организаций — связа­но с поведенческим элементом политической культуры.

Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический,

МировоззренческиЙуровень является базовым. На этом уров­
не происходит самоопределение человека в мире политики, рыбор
им тех или иных политических ориентации и норм политического по­
ведения. ' . .'■' ■■ '■>■■■■ ■" . " .' ■ . ■ -. ■>.-■ ■ .

Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценнос­тей; от признания им норм западной или вострчной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п.

Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро* политической культуры. Данный уровень характеризует отноше­ние людей к власти как к публичному центру господства и при­нуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо всту­пая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти че­ловек определяется в отношении своих гражданских прав и обя­занностей.

Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в при­оритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.

Политический уровень. На данном уровне складываются цен­ностные отношения человека к собственно политическим явлениям; от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотно­шения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политичес­кое (либо аполитичное) поведение.

Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в по* литичесКую жизнь общества, или сознательно устраняются от поли­тики/При этом определенная часть людей занимает и позицию «на­блюдателей*. Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.

..ъ; к г Типология политических культур

Основные модели политической культуры—тоталитарно-автори­тарная и Либерально-демократическая.

Тоталитарно-авторитарна я модель политической культу ры
характеризуется приоритетностью коллективистских качест»
гражданина над его индивидуальными качествами; Этой модели
присущи следующие 'характерные черты: - ' ' '

' - политическое сознание и ценности общества фбрмйруются
централизованно, государством. В соответствий с ними государст­
венные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных
групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, пб-
литическое доверие, цоддержка государственной поАищики, еди-
щя идеология, политическое единство; . Г -..

- политическое информирование общества дозировано и одно-
канально, монопольно регулируется властями. Активно практику­
ется политическая цензура;

- политический язык стандартизирован и скуден. Ему прису­
щи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность. Со­
ответствующая символика маловариантна, однообразна и редкооб-
новляема; ■ ■..-. •■ . ■■;.-,-., ' - ,.- .' <_

- политическая культура общества формируется «сверху» на
безальтернативной основе;

- уровень политической культуры большей части общества
невысок. Политико-культурный прогресс малодинамичен.

Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самбизолярованностью» от внешнего мира, «замкнуто­стью» политико-культурного пространства. В пределах этого прост­ранства доминирует насилие, в том числе й прямое.

В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем воспри­имчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.

Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авто­ритарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего обще­ства могут присутствовать отдельные либерально-демократичес­кие элементы.

Либерально-демократическая модель политической культу* ры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности об­щества исключительно через правовое регулирование.

Политическая культура 175

Этой модели присущи следующие характерные черты:

- политические сознанием ценности общества формируются
децентрализованно (многоканально), из многообразных источников.
Согласно им уровень приоритетности государственных интересов
зависит от степени их совпадения с интересами общества, его соци­
альных групп, граждан.

Основные ценности: права человека, свобода, плюрализм (т. е, многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, пра­вопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собст­венности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;

- политическое информирование общества многоканально иаль-
тернативно. Прямая политическая цензура минимальна, применяется
в основном к информации радикального, экстремистского толка; ?

существует свобода слова и печати, однако уровень этой сво­боды различен. Он зависит от финансовых возможностей источни­ков политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;

- политический язык обширен и нестандартен. Непрерывно
совершенствуется и обогащается. Политическая символика много-
вариантна, развивается в режиме модернизации;

• политическое поведение многообразно;

- политическая культура общества находится на достаточном
уровне. Ей присущ политико-культурный прогресс, подкрепляю­
щийся технико-технологическим прогрессом.

Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают вы­сокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Поли­тическая стабильность при этом поддерживается оперативным по­литическим реформированием, политической корректировкой.

Либерально-демократическая модель политической культу­ры отличается «открытостью» перед внешним политико-культур­ным пространством. Эта модель обладает способностью к расшире­нию сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное по­литическое насилие.

В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т. а) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вме­шательства в жизнедеятельность общества, ограничения политичес­ких прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т. п.

Наряду с уровнями и моделями в политической культуре вы­деляются и типы. Они различаются по особенностям взаимодейст­вия с внешней политико-культурной средой, по специфике контак­тирования с другими политико-культурными образованиями, а так­же по своему внутреннему содержанию.

Охарактеризуем основные типы политической культуры:

1. «Закрытый» тип. Отличается политической замкнутостью.
Сориентирован на собственные политические ценности и нормы.
Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко при­
вержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологичес­
ким) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к дру­
гим системам политических норм и ориентации.

Данному типу свойственны ограничение и регулирование по­литических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.

2. «Открытый» тип. Восприимчив к «некультурному опыту.
Имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответ­
ствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоян­
ного самореформирования. Отличается высокодинамичной полити­
ческой жизнью, многообразием политического процесса и высоким
уровнем социально-политической мобильности.

Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либераль-нб^демократической модели политической культуры.

3. Патриархальная политическая культура. Данный тип при­
сущ неразвитой культуре, существующей в обществе, в котором
идет процесс становления политической системы.

У людей — носителей этого культурного типа отсутствует по­литическая активность и разборчивость. Распространена политиче­ская наивность. Политические взгляды людей «растворены» в рели­гиозных и социальных стереотипах и традициях.

Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к по­литическим ценностям, нормам и институтам.

4. Подданическая политическая культура. Носители этого ти­
па предпочитают подчиняться властям. Не пытаются оказывать воз­
действие на власти политическими методами, имеющимися в их рас­
поряжении.

Представителям данного типа свойственны отсутствие актив­ной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой.

5. Активистская политическая культура. Отличительной чер­
той этого типа является отчетливая ориентация гражданина на дей­
ственную личную роль в политической жизни общества, на обрете­
ние достаточного личного статуса в политической системе.

Третий, четвертый и пятый типы политической культуры от­
носятся к категории «чистых», — т. е. достаточно ярко выраженных.
Наряду с ними существуют и «смешанные» типы политической
культуры: .

Политическая культура 177

12 ■ Политология

б.Патриархалыю-подданическая политическая культура. . 7. Подданическо-активистскаяиалитич«скан культура.

8. Патриарэсальао-активистская политическая культура..

, Дело в том, что в реальной политической жизни различные по­
литико-культурные типы взаимодействуют между собой и взаимо­
влияют друг на друга. В результате этого и образуются «смешанные»
типы политической культуры. .

9. «Культура гражданина» (относится к числу «смешанных» ти­
пов). Данный тип наиболее характерен для буржуазно-демократичес­
ких политических систем. Он наиболее эффективно сочетает элементы
других типов политической стабильности. Способствует конструктивт
ному функционированию соответствующих политических режимов.

10. Фрагментарная политическая культура. Наиболее отчет­
ливо этот тип наблюдается а обществе, вошедшем в полосу неста­
бильности, переживающем переходный период и социально-эконо­
мическую «ломку». ■..:;■.■■: -. . Ч. ■<.

В данном политико-культурном типе отражаются раскол об­щества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества.

Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, цолитической агрессивностью и нетерпимрстью. Ей свойственна и харизматичность,—то есть ориентация не на полити­ческие объединения и их программы, а на конкретных политиков, об­ладающих в глазах общества (социальной групп, отдельных граж­дан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями».

г Данный тип может характеризоваться также политическим нигилизмом и растерянностью. Он может усиливать в обществе чув^ етво изолированности и разногласия между социальными группами, нарушать политическое равновесие и гражданское согласие,

1 П. Интегрированный тип политической культуры. Отличает­ся наличием сравнительно высокой степени общественно-политиче­ского согласия по основополагающим вопросам политического уст­ройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании спо­ров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни.

Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры.

■■■■■ Речь идет о специфических «подкультурах» («суб» в данном случае в переводе с латинского означает «под»).

Политические, субкультуры характерны для конкретных
субъектов политики. Они отличаются своеобразными взглядами,
предпочтениями и поведением соответствующих грулп людей в
сфере политики. *

. К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относят-сяследующие:

а) политическяя«убкультура Запада. Ориентирована на либе-
рально-демократичеекие ценности и нормы. Отличаемся широким
диапазоном политического выбора и политических пристрастий.

Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах от­носительно высок. Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентации, отличается многообразием.

Эта политическая субкультура является базовой основой ли­берально демократической модели политической культуры;

б) политическая субкультура Востока. Ориентирована на ис-
. торико-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограни­
ченного политического выбора. Харизматична. -

В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и
молодежи изолированы от политической жизни.» Эта субкультура
отличается отчетливой политической субординацией. Характери­
зуется превосходством административной власти над представи­
тельной и судебной. s •■-.-

г Распространена передача власти по наследству и ее эли­
тарность} '■ •'...■■■:■■-■■■- ..-/ч '.,.-■ ■■ ■ ..,,..... .,.;■■ .-;■,■ ..■ :. . .....

в) региональные политические субкультуры. Выделяются по
регионально-государственным признакам. ;

По этим признакам наблюдаются различия в стилях поли­
тического мышления и поведения, например, граждан США, и
России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западное­
вропейских государств, африканских и латиноамериканских
странйт. п. '■■■■■- ■■" ■ ■■-■■ ■■■•■■■■■ ■■ : . „■■ ' ■■■■■..

Так, политической культуре граждан США свойственны: ин­
дивидуализм; высокое гражданское самосознание; склонность к по­
литической состязательности; относительная толерантность (тер­
пимость) к иным политическим позициям; приверженность к леги­
тимным (законным) формам политическою поведения; ориентация
на общественное мнение; взыскательность электората (избирате­
лей) к политикам и властям. .;.

Политической же культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской морали; идеологизированность; склон­ность к политическому радикализму, политическим крайностям; ог­раниченность личных притязаний на власть; политическая лояль­ность и подданническое отношение к государству; правовой .ниги­лизм; предрасположенность к политическому конформизму (т. е* приспособление к конкретному политическому режиму); политичес­кая наивность, доверчивость и др.

Отметим также, что многообразие региональных политичес­ких субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных респуб­лик-субъектов РФ, а также центрально-чернозёмного, южного, ура­ло-сибирского и дальневосточного регионов.

Политическая культура 179

С учетом регионального фактора возможно также различать городскую и сельскую политические субкультуры;

г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тес­
ным переплетением религиозной и политической сфер обществен­
ной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на по­
литические ориентации и поведение субъектов политики.

Например, такие субкультуры в пределах Российской Феде­рации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Та­тарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.

Носителями религиозно-политических субкультур могут вы­ступать и определенные возрастные категории граждан;

д) этно-политические субкультуры. Характерны для госу­
дарств, имеющих неоднородный национальный состав. .

В этом плане наиболее распространены политические суб­культуры национальных меньшинств. Носителями таких субкуль­тур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, ба­ски в Испании, индейцы и отчасти негры в США, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие.

Политические субкультуры национальных меньшинств име­ют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется;

е) молодежная политическая-субкультура. Ее основными но­
сителями является учащаяся (ив первую очередь студенческая)
молодежь.

Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие по­литической жизни общества; противоречивое многообразие полити­ческих интересов и поведения.

Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчи­вость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность,—т.е. меха­ническое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений.

Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе.

Именно молодежная субкультура выступает в качестве прин­ципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно моло­дежь потенциально является одной из наиболее инициативных и ак­тивных общественно-политических сил.

Немаловажно ито, что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.

Возникает вопрос: а существует ли общечеловеческая поли­тическая культура? Ведь человечество представляет собой чрезвы­чайно пеструю социально-политическую общность. В наше время

более чем 6 миллиардов землян разделены примерно на 1 тысячу на­родов, говорящих на более чем 5 тысячах языках и проживающих а государствах, общее количество которых приближается к 200. Соот­ветственно «Среда жизни» людей «разрезана» многими тысячами километров государственных границ. На пути к политико-культур­ному единству человечества имеются и другие серьезные препятст­вия: 1) политические режимы; 2) военно-политические и экономиче­ские международные блоки; 3) расовые, религиозные и территори­альные противоречия и др.

Не преодолено и главное, наиболее серьезное противоречие со­временности — разрыв в уровнях жизни и технико-экономического развития между «элитными» государствами планеты (североамери­канскими, западноевропейскими, Японией и некоторыми другими) и «остальным миром». В первой половине 1990-х годов на долю 20 % наиболее богатой части населения планеты приходилось 83 % миро­вого дохода, а на долю остальных 80 9Ь; землян —17;:%, причем на до­лю 20 % беднейшей части населения мира -—■ всего 1,4%. При этом раз­рыв между 20 % наиболее богатых и 20 % наиболее бедных на нашей планете растет: в 1960 г. он составлял 30:1, а в 1990 г.—уже 60:1.

Й все же общечеловеческая политическая культура медлен­но, но неуклонно становится реальностью

Эта культура просматривается через целую группу политиче­ских универсалий (в буквальном переводе с латинского «универса-

лис» означает «всеобщий»).

Под политическими универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного большинства государств пла­неты и известных политических субкультур.

К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политико-культурных универсалий относятся следующие:

1. Общечеловеческие политические ценности и принципы.
Они признаются как минимум декларативно в масштабах всего меж­
дународного сообщества. К ним относятся, например, мир, свобода,
правопорядок, демократия, суверенитет, права человека, равно­
правие в междупароднь1хотношечг1ях и многое другое.

2. Международный политический язык. Внем отражены об­
щечеловеческие политические ценности и их содержание, а также
наиболее значимые для всего человечества направления глобально­
го политического процесса.

Ключевыми словами международного политического языка являются, например, ассоциация, парламент, паритет, гарантия, гу­манизм, партия, экология, референдум, конверсия, конституция, бюрократия, тоталитаризм и др.

3. Международная политическая символика.Она тесно связа­
на с политическим языком. Но эта универсалия обладает настолько
ощутимым эмоционально-психологическим воздействием, что есть
все основания для ее выделения.

Политическая культура 181

В международной политической жизни такая символика представлена; «апример, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимаетсявсемй людьми.

Так, изображение земного шара символизирует единство че­
ловечества и утпиталъность, хрупкость мира, в котором мы живем.
Изображение голубя символизирует миролюбие, жизнь без войн и
насилия. '-.■■. ;■■-.., -■■ ■■.. :..:■■■■,..-. ..:. ,■-■, ■. ■ ■.. ■ . ■.■■■'■.■

■ • Определенной символичностью в мире политики обладают и
некоторые цвета. Голубой цвет — символ миротворчества, защи­
ты. Белый цвет — символ помощи, чистоты помыслов и действий.
Зеленый цвет — символ жизни, экологии, общности человека и
природы. >

4. Существование и функционирование международных по­
литических организаций. Их деятельность во многом способствует
утверждению общечеловеческой политической культуры, коорди­
нации глобальной политической жизни. .

5. Международное право. Оно во многом регулирует отноше­
ния между государствами и другими объектами международных от­
ношений, «облагораживает» их, опираясь на достижения политиче­
ской культуры и исторический опыт политических взаимоотноше­
ний;- ■ " ■■■:■ ■■.■■.' • ■ . . , - ■-. . . ■.. . . . ..■.-.-- -.- ■

: 6. Глобальная политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции. Вызвана обострением глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь при усло­вии объединенных усилий всего человечества.

■ 7, Глобальнаяраспространенность государства как полити­ческого института. Этот институт представляет собой политико-ор­ганизационный «фундамент» человеческой цивилизации.

8. Политический абсентеизм (негативная универсалия), —
те. политическая пассивность, аполитичность, политическое рав­
нодушие. .■:..-■■ /■ .! * ■ -.■■.-.-.,■■■:. • ,■■-': . ■-.■ ■■

г В современной политической жизни активно участвует лишь 35-50% взрослого населения планеты.

9. Политический регионализм (негативная универсалия).
Он существует как бы «параллельно» глобальной политической ин­
теграции. Дело в том, что современный мир еще весьма противоре­
чив. Он состоит-из множества государств. А их внешняя политика
строится с первоочередным учетом интересов своих граждан («на­
циональных», «жизненных»). Несовпадение интересов массы совре­
менных государств побуждает их искать и объединяться с потенци­
альными союзниками. : '..■;■ . : ■■

Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют множе­
ство регионально-политических (Европейский Парламент, Органи­
зация Американских государств, Лига Арабских государств, Орга­
низация Африканского Единства и др.) и военно-политических (НА­
ТО и др.) организаций и блоков. :

10. Политическое насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности человечества на протяжении всей его истории. Его питательной средой является столкновение не­совпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере косвенное по* литическое насилие,т— в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязыва­ния определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции; политически корыстного законотворчества, -*- будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несо-^ впадение политических интересов людей.

Даже представленные универсалии (а их гораздо больше), та­
ким образом, позволяют констатуфовать реальность общечеловече-
ской политической культуры, ее развития по определенным параме-
трам, в определенном русле. [ :

. Политическое сознание: общая характеристика.

Наши рекомендации