Общественно-политическая мысль в России
XIX- начала XX вв.
Идеология русского консерватизма сформировалась при Николае I, выдвинутая министром просвещения С. С. Уваровым в виде триады «православие, самодержавие, народность». Самодержавие объявлялось главным устоем, обеспечивающим мощь и величие России; православие считалось соответственно основой духовной жизни; народность истолковывалась как проявление многовековой традиции патриархального единения народа со своим царем. Эта триада получила название теории «официальной народности».
Либерализм. На рубеже 30-40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиямиславянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.
Начальным событием в разработке идей ранних славянофилов считается обмен в 1839 г. рефератами между Александром Степановичем Хомяковым (1804–1860)иИваном Васильевичем Киреевским (1806–1856)по вопросу об историческом опыте старой и новой России. Славянофилы выдвинули ряд новых идей и положений при оценке прошлого и современного опыта России, в частности о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и о соотношении закона и обычая в рамках их общей концепции народознания. Они были безусловными противниками и критиками крепостного права. Крепостное состояние, по мнению Хомякова, введено Петром. Фактическое рабство крестьян существовало до этого в обычае и не было признано в законе. Только в правление Петра «закон согласился принять на себя ответственность за мерзость рабства, введенного уже обычаем». Таким образом, закон «освятил и укоренил давно вкрадывавшееся злоупотребление аристократии».
Таким образом, двумя насущными и перспективными задачами в области внутренней политической жизни славянофилы считали отмену крепостного рабства и проведения нового разделения труда между государственной властью (самодержавием) и общественностью (народом).
Основной тезис другой программной задачи был сформулирован Константином Сергеевичем Аксаковым в записке «О внутреннем состоянии России», представленной императору Александру II в 1855 г. Современное состояние России характеризуется внутренним разладом, прикрываемым бессовестной ложью. Правительство и «верхние классы» чужды народу, их взаимные отношения не дружественные, они не доверяют друг другу: правительство постоянно опасается революции, народ склонен в каждом действии правительства видеть новое угнетение. Общий вывод автора гласил: «Царю – сила власти, народу – сила мнения». Народ русский не желает править, он ищет свободы не политической, а нравственной, общественной. Истинная же свобода народа возможна только при ограниченной монархии.
Общественно-политические взгляды западников сводились к идеализации исторического пути западных стран. Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), остро критиковавший в своих произведениях самодержавие и крепостничество, считал, что если правительство не отменит крепостное право, то этот вопрос «решится сам собою, другим образом, в 1000 раз более неприятным для русского дворянства».
Александр Иванович Герцен(1812–1870), создавший за рубежом вольную русскую прессу – журнал «Колокол», в своих произведениях разрабатывал идею «крестьянского социализма» в России, доказывал, что основной ячейкой, из которой вырастет социализм, станет крестьянская община. Его соратником по изданию журнала «Колокол» и единомышленником был Николай Платонович Огарев(1813–1877).
Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) в отличие от А.И. Герцена не идеализировал патриархальную крестьянскую общину, на базе которой вырастет русский социализм. Реализацию своих идей он связывал с победой крестьянской революции. По мнению Чернышевского, формой нового государства должна стать демократическая республика с местным самоуправлением. Чернышевский выступал за федеральную форму государственного устройства. Причину возникновения государства Чернышевский находит в изменении формы собственности – от общинной земельной собственности к личной поземельной. Объясняя возникновение права, он исходит из утверждения, что основной источник общественной жизни – необходимость удовлетворения потребностей. Стремясь получить средства удовлетворения своих потребностей, люди сталкиваются с аналогичными стремлениями других людей, а блага, предлагаемые природой для удовлетворения всех людей,
оказываются недостаточными. Столкновение интересов приводит к необходимости становления общих правил в разных сферах деятельности. Так возникают законы политические, гражданские и уголовные.
Видными представителями западников были К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые со временем эволюционировали в сторону либерализма и стали идейными предтечами конституционных демократов начала XX столетия.
Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) – либерал, активный сторонник введения Конституции в России и расширения гражданской самостоятельности. Право в его концепции – понятие собирательное, включающее субъективное и объективное право. Субъективное право – определенная законом свобода что-либо делать, а объективное – законы, которые устанавливают рамки свободы и учреждают права и обязанности. Оба значения права неразрывно связаны между собой, поскольку свобода только тогда становится правом, когда она «освящена» законом, закон, в свою очередь, направлен на определение и охрану свободы.
Положительное право – совокупность признанных в данном государстве, юридически защищенных начал свободы. Силу этому праву придает признание его государством. Чичерин считал, что естественное право не имеет принуждения. Это общее разумное начало, именуемое справедливостью или правдою. В естественном праве в тесной связи представлены два понятия: равенство и неравенство.
Радикализм. В 1870-х годах революционный демократизм выступил в форме революционного народничества. Весной и летом 1874 г. началось массовое «хождение в народ» революционной интеллигенции, которая ставила задачу поднять крестьянские массы на социалистическую революцию. «Хождение в народ» окончилось неудачей, а его участники были арестованы и осуждены.
С именем Михаила Александровича Бакунина (1814–1876)связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма – одного из движений ультрареволюционного социализма. Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими. Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. Свобода человека должна соизмеряться не с той свободой, которая пожалована и отмерена законами государства, а с той свободой, которая есть отражение «человечности» и «человеческого права» в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.
Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) – последний из плеяды всемирно известных русских пропагандистов анархизма (наряду с Бакуниным и Л.Н. Толстым). Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. Анархическая критика государственной организации властвования была направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп, как сверхбюрократизированного средоточия управления местной жизнью из одного центра, как формы «присвоения многих отправлений общественной жизни в руках немногих».
Петр Лаврович Лавров (1823–1900), основоположник пропагандистского направления в народничестве,основной и важнейшей задачей социалистов в России считал сближение с народом для «подготовления переворота, долженствующего осуществить лучшее будущее». В противоположность бакунистам Лавров особое значение придавал строгой и усиленной личной подготовке социалиста к полезной деятельности, его умению завоевать доверие народа, способности оказать помощь народу (в объяснении народных потребностей и в подготовлении народа к самостоятельной и сознательной деятельности).
Петр Никитич Ткачев (1844-1886) развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной. Создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции. Революция, по Ткачёву, сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности», которая в отличие от «революционно-разрушительной» осуществляется исключительно убеждением. Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали «заговорщическую» концепцию Ткачёва от идей М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова.
В конце XIX – начале XX вв. взгляды поздних славянофилов отмечены в целом патриотическим культурнационализмом и возросшей мерой недоверия к европейскому политическому опыту с его представительным правлением, идеей равенства и почтительным отношением к правам и свободам человека и гражданина.
Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885)в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1871) развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеивал идею «социального русского парламента», но в отличие от других неославянофилов высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом.
Питирим Александрович Сорокин (1889–1968), автор около 40 книг и 1000 статей на главных языках Европы и Азии. Классическими работами Сорокина стали «Современные социологические теории», «Социальная и культурная динамика». В области правоведения имя Сорокина связано с оформлением русской школы социологии, уголовного права и криминологии. Все правила поведения он разделяет на три группы: дозволенные; запрещенные; рекомендованные.
Социальная среда и социальное взаимодействие динамичны по своей природе. В силу неодинаковой эластичности старых шаблонов у различных индивидов и благодаря тому, что не все индивиды стоят в одинаковом отношении к новым условиям, приспособление к этим условиям шло и идет неодновременно у разных членов, а разновременно. В силу этой неодновременности возникает конфликт шаблонов и тем самым конфликт между различными частями группы. Группа либо распадается, либо ее единство устанавливается принудительно. Общий вывод Сорокина сводится к следующему: с усложнением и расширением социальных кругов процесс взаимодействия совершается все сильнее и сильнее, а окружающая каждого индивида социальная среда становится все сложнее и сложнее.