Английский либерализм и вклад И. Бентама
Английский либерализм формировался в основном в рамках осмысления процесса становления Англии в последней трети XVIII в. как ведущей капиталистической державы мира. Анализируя предпосылки этого процесса, мыслители-либералы пришли к следующим выводам:
- частная собственность играет благоприятную роль для активности индивида, его свободы;
- необходимы гарантии неприкосновенности частной собственности и личной жизни людей;
- поступками частного собственника двигают не столько спонтанные импульсы, сколько преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы;
- расчет имеет широкий диапазон: от удовлетворения сугубо эгоистического интереса до разумного сочетания личных интересов с позицией других.
Английский либерализм имел своеобразную окраску в учении И. Бентама. Иеремия Бентам (1748-1832) – родоначальник теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов Гельвеция, Гольбаха. Его политико-юридические взгляды изложены в трудах «Принципы законодательства», «Деонтология, или Наука о морали» и др. Своеобразие утилитаризма выражается в четырех постулатах: 1) смысл человеческой деятельности – удовольствия и исключение страдания; 2) самый значимый критерий: действие должно быть средством решения задачи (польза); 3) нравственность формируется обществом и ориентирует на обретение полного счастья наибольшего количества людей; 4) цель развития человечества – максимизация общей пользы путем установления гармонии частных и общественных интересов.
Либерализм Бентама необычен. Философ не принял понятие «свобода», считая его продуктом умозрения и фактическим действием, не отличавшимся от своеволия. Он выделяет понятия пользы, интереса и безопасности личности. Человек сам заботится о своем благополучии, определяет, в чем его интерес. Именно последовательно проводимый принцип личной пользы (а не свободы), неизбежно приводит индивида к интеграции на основе общего интереса. Идеи Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки. Соотнесение законодательства с балансом интересов послужило становлению социологической школы права. Обоснование преобладания закона над естественным правом предвосхитило юридический позитивизм.
Вопросы нравственности и свободы в либерализме Милля
Взгляды Джона Стюарта Милля (1806-1873) изложены в трудах «О свободе», «Представительное правление», «Основы политической экономии». Ученик Бентама, он отходит от его утилитаризма, разрабатывая постулаты своего учения.
Расширение оснований нравственности. Нравственность нельзя базировать целиком, как у Бентама, на личной экономической выгоде индивида и на вере в то, что удовлетворение корыстного интереса каждого человека автоматически приведет к благополучию всех. Принцип достижения личного счастья (удовольствия) должен быть органически связан с идеей согласования интересов индивидов и общества.
Конструирование «нравственных» моделей общества: «выбор политических учреждений скорее с моральной и воспитательной точек зрения, чем с точки зрения материальных интересов». Высшее проявление нравственности (добродетели) – идеальное благородство, проявляющееся в подвижничестве ради счастья других.
Свободный человек. Все вышеперечисленное может быть уделом только свободного человека. Свобода индивида, понимаемая нравственно, определяет все политические проблемы. Это – независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого, в границах этой сферы он действует согласно своему собственному разуму.
Свобода – абсолютно необходимое условие. Индивидуальная свобода в жизни – необходимое условие самоосуществления индивида и защиты от посягательств извне на его автономию (свободу мысли и мнения выражаемого вовне, свободу действовать сообща с другими, свободу выбора и достижения своих целей, самостоятельное устроение личной судьбы).
Опасность тирании общественного мнения. Автономии индивида угрожает не только государство, но и «тирания господствующего в обществе мнения», выражающего взгляды большинства. Его деспотизм проявляется в «массовой демократии», чреват подавлением индивидуальности.
Качества индивидов и политические институты. Свобода граждан первична по отношению к государству, т.к. оно зависит от воли и умения людей налаживать нормальное общежитие. Государство не является по определению угнетателем добродетельного общества, необходимо и самосовершенствование людей.
Реализация свободы и конфликты. Индивидуальная свобода – постоянный генератор прогресса общества и определяет пределы насилию. Социальные конфликты неизбежны, если навязываются насильно. Они разрешаются конструктивными усилиями индивида в соединении с усилиями других свободных индивидов.