Перечень примерных контрольных заданий для самостоятельной работы

Предусмотрены такие виды самостоятельной работы, как проведение коллоквиумов по отдельным темам, проблемных “круглых столов”, обсуждений докладов и сообщений студентов, рецензирование учебных пособий, научных монографий и статей по отдельным вопросам, анализ конкретных текстов культуры по заданию преподавателя или выбору студентов. Подобные формы работы помогают изучению конкретного материала по курсу, дают возможность студенту наряду с теоретическими знаниями приобрести практические навыки исследовательской работы, научиться формулировать собственные суждения и делать выводы, овладеть культурой диалога и научной дискуссии.

ТЕМА. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

Контрольные вопросы:

1. Правительственный либерализм начала XIX в. и состояние высшего образования в стране.

2. Начала автономии: значение для высшей школы и культуры в целом.

3. Роль вузов в становлении отечественной науки.

4. Университетский устав 1835г. - «стремление сблизить наши университеты с коренными и спасительными началами русского управления».

5. Отечественная профессура о высшей школе и правительственной политике в середине XIX в.

6. Высшая школа в системе реформ 60-70-х гг. XIX в.

7. Традиции и новаторство в просвещении. Общество и проблемы образования. Роль реформы высшей школы в развитии образования, просвещения, науки и культуры.

8. Университетская контрреформа: политический и культурный аспекты.

ТЕМА. ИСТОКИ И СМЫСЛ РУССКОГО КОММУНИЗМА (ПО КНИГЕ Н.А.БЕРДЯЕВА).

Контрольные вопросы:

1. Как понимает менталитет русской культуры Н.Бердяев?

2. Какую метафизическую связь между природой и мировоззрением русского человека он обнаруживает?

3. В чем видит Бердяев “истоки русского коммунизма”?

4. Как понимает Бердяев “смысл русского коммунизма”? Что мешает этому смыслу развернуться в своих лучших потенциях в ХХ веке?

5. Какую связь между жизнью русской интеллигенции и “русским коммунизмом” обнаруживает Бердяев?

6. Восток и Запад в самосознании русской культуры.

ТЕМА. РОЛЬ СИМВОЛИЗМА В КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.

Контрольные вопросы:

1. Какова роль русского символизма в культуре Серебряного века?

2. Почему зарождение и становление символизма как универсального метода и мировоззрения сопровождалось кризисом реализма и позитивизма в русской культуре?

3. Как вы представляете символизм в театре, музыке, живописи, поэзии? Что общего и что особенного в символизме разных типов творчества?

4. Как проявлялся символизм в религиозном мировоззрении?

5.Что такое богоискательство и богостроительство? Как они связаны между собой и чем отличаются друг от друга?

ТЕМА . “ВЕХИ”: НЕУСЛЫШАННОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Контрольные вопросы:

1. Как связаны интеллигенция и революция в русской культуре?

2. Почему русская революция получает у “веховцев” религиозное осмысление и обоснование?

3. Почему сборник “Вехи” вызвал читательский “бум” среди русской интеллигенции Серебряного века и резкий “разброс” мнений и оценок?

4. Какие прогнозы в отношении перспектив русской революции высказывали авторы “Вех”?

ТЕМА. В.РОЗАНОВ: МЕЖДУ РАДИКАЛИЗМОМ И КОНСЕРВАТИЗМОМ.

Контрольные вопросы:

1. Какое место занимает В.Розанов в русской культуре Серебряного века?

2. Какова природа мировоззренческого плюрализма В.Розанова?

3. К какому культурному синтезу стремится В.Розанов?

4. Почему в творчестве Розанова преобладает тяготение к крайним тенденциям – радикализму, консерватизму? Почему он избегает “золотой середины”?

5. Каковы объективные истоки постмодернизма Розанова, коренящиеся в культурно-исторической ситуации кануна русской революции?

ТЕМА. РОЛЬ БОЛЬШЕВИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Контрольные вопросы:

1. Какие принципы и идеалы были заложены в большевистский проект культурной революции? Как видели культуру будущего большевики до и после Октябрьского переворота?

2. Какие из большевистских концепций культурной революции не имели перспективы и были изначально утопичны? Какие, напротив, были утилитарны и направлены на достижение конкретных политических целей?

3. Каковы цели и средства большевистской культурной революции? Как они соотносятся между собой на практике?

4. В чем Сталин продолжил идеи Ленина, Троцкого, Бухарина и в чем пошел дальше их всех в осуществлении социокультурного и идеологического монизма?

5. Что не удалось осуществить Сталину в ходе реализации своего тоталитарного культурного проекта?

ТЕМА. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ.

Контрольные вопросы:

1. Каковы традиции дооктябрьской культуры русского зарубежья? Что нового в русскую зарубежную культуру внесла послеоктябрьская эмиграция?

2. Что объединяло разнородные и идеологически пестрые течения послеоктябрьской эмиграции, разбросанные в далеко отстоящие друг от друга культурные центры русского зарубежья, в одно смысловое целое?

3. В чем состояло принципиальное и непримиримое различие между советской культурой и культурой русского зарубежья? Назовите ряд наиболее существенных смысловых расхождений между “двумя русскими культурами”?

4. Как складывалась критика советской культуры в лагере русской эмиграции? Что в советской культуре вызывало сочувствие и одобрение со стороны ее зарубежных оппонентов? Что вызывало возмущение?

5. Какие стороны советского политического строя и советской культуры стали предметом сатирического изображения?

6. Какую роль культура русского зарубежья объективно сыграла в ХХ веке? Какое место эмигрантская культура занимает в постсоветском культурном пространстве?

ТЕМА. РУССКИЙ ПОСТМОДЕРН: ИСТОКИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.

Контрольные вопросы:

1. Каковы идейно-мировоззренческие и эстетические предпосылки возникновения отечественного и западноевропейского постмодернизма?

2. Сходство и различие западного и русского постмодернизма.

3. Русское зарубежье или советский андеграунд? – проблемное поле русского постмодернизма.

4. Темы, сюжеты, образы, идеи русского постмодернизма.

5. “Соц-арт” как модель русского постмодерна на исходе тоталитаризма.

6. Маргинальные явления современной постсоветской культуры через призму постмодернизма.

Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы.

Тему курсовой работы или реферата выбирают обычно сами студенты после изучения значительной части курса. При выборе темы студент руководствуется программой и контрольными вопросами, помогающими сориентироваться в огромном количестве материала. Тема курсовой работы формулируется как проблема, которая должна быть решена путем анализа одного или нескольких первоисточников. Второй этап работы над курсовой работой предполагает ознакомление с литературой по данному вопросу с конспектированием наиболее важных работ. Очень желательно (хотя и необязательно) ознакомление с иностранной литературой. Рекомендуется продумать план работы, сформулировать ее основные идеи, может быть даже написать предварительные тезисы. Вступление и заключение пишутся после написания основной части работы. Вступление включает в себя постановку проблемы и ее историографию, в заключении формулируются выводы, к которым пришел автор в процессе работы. Очень важно с самого начала продумать систему ссылок на цитируемые или использованные работы, поэтому уже на этапе знакомства с литературой необходимо завести небольшую картотеку с указанием библиографических данных каждой книги. Во время коспектирования желательно выделять особенно важные мысли и тут же проставлять номера страниц, что значительно облегчает последующую работу. Список использованной литературы, приводимый в конце работы, должен соответствовать библиографическим правилам. Фамилии авторов выписываются в алфавитном порядке, после названия работы указывается место, год издания, число страниц в книге. Если же цитируется статья из сборника, то следует указать и название сборника.

Наши рекомендации