Политология в системе гуманитарных знаний, функции.
Формы и структура политической власти.
Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие. В политологии их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государст- венный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные. Это — объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности,
В каждом конкретном обществе могут использоваться разные формы осуществления и организации власти. Основными формами осуществления и организации власти являются деспотизм и демократия.
Деспотизм является одним из древнейших способов властвования. Истории известны его разные обличья: тирания, олигархия, диктатура, тоталитаризм, авторитаризм и т.п. Но в каком бы виде не существовал деспотизм, он всегда подчиняет управление (власть) целям только каких-либо отдельных элементов общественной системы. При этом деспотическая власть строится исключительно на принуждении всех, используя, как правило, насильственные средства.
Другим, тоже достаточно давно известным истории, способом осуществления власти является демократия. Термином "демократия" (от греческих слов "демос" - народ и "кратос" - власть) обычно обозначается народовластие в обществе. Сегодня редко кто говорит о демократии вообще. Политологи предпочитают обычно говорить о непосредственных, конкретных формах ее проявления: народной, элитарной, американской, европейской, японской демократиях.
Демократия (греч. ?????????? — «власть народа», от ????? — «народ» и ?????? — «власть») — вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства[1](представительная демократия). В современной политической науке термин «демократия» употребляется как для обозначения теоретической идеальной модели (нормативный подход), так и для описания реально существующих государственных систем в странах, где политический процесс относительно полно отвечает требованиям, предъявляемым к демократии как идеалу (эмпирический подход)
Формы власти
Что же заставляет индивидов признавать власть законной? М. Вебер в свое время предложил классическую теорию, объясняющую социокультурные основания легитимности власти.
Традиционная власть.
Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М. Вебер характеризует как традиционную власть. Здесь действует авторитет «вечно вчерашнего», освященный историей. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было».
Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода, является естественной реакцией на политический порядок, оно считается в порядке вещей и схоже по своим психологическим механизмам с простым подражанием.
Харизматическая власть
Авторитет носителя харизматической власти — это авторитет какого-то необычного личного дара — харизмы. М. Вебер отмечает, что харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как бы посланной богом. Носители харизматического авторитета всегда предстают в ауре пророка, излучающего благодатный свет божественной истины и указывающего людям единственно верный путь. В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и д.р. Харизматическое господство носит ярко выраженный личностный характер. Оно всегда связано с личностью харизматического лидера и в этом отношении существенно отличается от традиционной власти. В случае традиционной власти законность во многих случаях связана не столько с отдельными лицами, сколько с определенными политическими институтами. Личность носителя харизматического авторитета заслоняет стоящие за его спиной политические функции и институты. Аура харизматического пророка и вождя не зависит от того факта, что он является президентом, лидером партии и т. д. Каждый из них — это единственная и неповторимая фигура, а не один из многих заместителей какой-либо позиции в политической организации общества.
От традиционной власти харизматическая отличается также своей внеисторичностью. Для законности власти харизматического лидера безразлично, что было раньше, Харизматический авторитет обращается не к традиционному автоматизму политического поведения. Наоборот, он как бы встряхивает людей, заставляет их отказаться от прежних стереотипов в восприятии власти, взглянуть на нее по-новому. Он рассчитывает на искреннее, эмоциональное отношение. Харизматический лидер — это всегда в той или иной степени «отец народов». Харизматический авторитет возобновляется в каждый текущий момент времени и его законность рушится, когда вера в избранность его носителя тускнеет.
Оторванность харизматического господства от обычного хода вещей проявляется в том, что оно, как правило, чуждается экономики. Носители чисто харизматической формы власти обычно воодушевлены идеальным образцом общественного устройства, в осуществлении которого преобладает утопическое экспериментаторство, а не внимание к практическим нуждам экономической жизни. Кроме того, они не склонны к рутинным способам получения доходов, например, таким, как налоги, а предпочитают конфискацию, экспроприацию и т. п., придавая им более или менее законный вид.
Рационально-правовая власть
Источник ее законности состоит в том, что она опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконенной процедуры. Например, в результате выборов. Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка.
Следует иметь в виду, что в реальной политических жизни едва ли можно найти какие-то «чистые» типы, связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной из форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями. Кроме того, в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности в восприятии системы рационально-правовой власти.
Политология в системе гуманитарных знаний, функции.
Политическая философия - отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.
Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле - это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
Политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок.
Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.
Все гуманитарные науки в той или иной мере изучают различные аспекты политической жизни общества. Отсюда взаимодействие политологии с философией, социологией, экономическими, юридическими и другими науками. Здесь мы остановимся на связи политологии с социологией и юридическими науками.
Политология и социология. Они так тесно взаимодействуют, что иногда образуют своеобразную науку дуалистического характера — политическую социологию. По своему возрасту социология не намного старше политологии. Как самостоятельная наука она возникла лишь в XIX в. (термин "социология" введен в оборот О. Контом). Социология — это наука о закономерностях развития и функционирования общества. Она занимается проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем, изучает закономерности поведения людей, его мотивацию. Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, политическая наука может успешно решать проблемы эффективности функционирования политических институтов, деятельности политических лидеров и др.
Политология и юридические науки. Глубокая связь политологии с юриспруденцией не вызывает сомнений. Политическая наука взяла свое начало именно в юриспруденции. Юридические же науки подразделяются на три группы:
1) историко-теорегические науки — теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений;
2) отраслевые науки — конституционное, гражданское, административное право и др.;
3) прикладные юридические науки (например, криминалистика) с политологией почти не соприкасаются.
Политология и исторические учения о государстве и праве. В политологии наблюдается тенденция изучать в основном политические явления современности. Однако то, что современно сегодня, завтра станет достоянием прошлого, предметом исторической науки. Кроме того, невозможно понять глубинную сущность политических явлений и процессов без выяснения, как и почему они возникли, какой исторический путь развития прошли. Следовательно, политологии, как и другим гуманитарным наукам, необходим исторический подход ко всем изучаемым феноменам. История государства и права, история политических и правовых учений дают политологии богатый -материал о политических институтах, учреждениях, учениях той или иной страны в различные исторические периоды.
Историко-правовые науки изучают историческое развитие государства и права, политической и правовой мысли, концентрируя внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государственно-правовых явлений и их научных объяснений. Политология использует обобщенные данные и выводы исторических наук как опорные, базовые. В то же время обособление исторического материала, его углубленное изучение историческими науками освобождают от необходимости воспроизводить его в политической науке.
Политология и теория государства и права. Политология и учение о государстве и праве не только взаимосвязаны, но частично совпадают, как совпадают и предметы их изучения. Государство — это исторически первый и важнейший политический институт общества, а теория государства есть во многом теория государственной политики, составная часть учения о политике в целом. И политологию, и учение о государстве одинаково интересуют роль и место государства в политической системе общества, взаимодействие государства с негосударственными политическими институтами и движениями и др.
Право и правовые теории тесно взаимодействуют с политическими явлениями и политологией. Право регулирует и упорядочивает политические отношения, закрепляет правовой статус основных субъектов политики. Понятие "юридическое лицо" широко используется и общественно-политическими организациями, и политологами.
"Политология и отраслевые юридические пауки. Политология взаимосвязана не со всеми отраслевыми правовыми науками, а главным образом с наукой государственного (конституционного) права-и наукой административного права. Именно анализ конституционно-правовых норм, определяющих порядок образования, компетенцию, структуру, функции органов и учреждений государства, необходим и юристу-государствоведу, и политологу. Например, политолог не может изучать работу парламента какой-либо страны, не анализируя нормы, опосредствующие процедуру (регламент) парламентской деятельности. Но если юрист, рассматривая, к примеру, вопрос о парламентских фракциях, может ограничиться изучением правил их образования, то политолога кроме этого непременно заинтересовало бы, из депутатов каких партий формируются в данном парламенте крупнейшие фракции, каково в парламенте соотношение политических сил и как они отражают расстановку политических сил в обществе.
Политология заимствовала у юридических наук некоторые важные категории, преобразовала их по-своему, придала им новое содержание. Это, в частности, произошло с такой важной и для юриспруденции, и для политологии категорией, как "институт". Кстати говоря, юриспруденция тоже иногда поступает аналогичным образом по отношению к политологии, превращая в конституционные принципы идеи, разработанные политической наукой. Так, идея разделения властей, выдвинутая и обоснованная Локком и Монтескье, одинаково признается США, Францией, Германией в качестве политического принципа, но по-разному воплощена в каждой из этих стран как принцип конституционно-правовой.
Социальную роль политологии в общественной жизни и системе образования реализуют ее функции. Выделим 6 основных:
1. Познавательная - осуществляется в ходе познания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах.
2. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.
3. Практическая - представления о смысле и возможностях политики влияют на практическое управление, ход реализации поставленных в политике целей.
4. Идеологическая - определяет стратегию политического поведения, служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности.
5. Культурная - эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремится.
6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.
2 Политологическое знание, его структура и содержание.
Политологическое знание - (Вот тут должно быть определение!)
Знание (предмета) — уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.
Политология (греч. ????????? — принадлежащий гражданам, гражданский, от греч. ??????? — гражданин, далее от греч. ????? — город; др.-греч. ????? — мысль, причина), или политическая наука — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Обыденное (создается фоновый облик политики, обыденное сознание, рисует естественную картину политики на основе индивидуального опыта и традиций, сложившихся идей, традиций, обычаев и стереотипов)
Теоритическое (рационально критическое осмысление политической действительности. Создание такой картины политики, которая бы объясняла данное явление в целом)
3 История политологии как науки: периодизация науки.
I Этап - Возникновение политической науки (с I тыс.до н.э. – XVIв. н.э.).
(предыстория политичексой науки)
Хаммурапи Конфуций Гераклит Пифагор Платон Аристотель
II Этап - Политические учения Средневековья.
Фома Аквинский Августин Блаженный
Эпоха Возрождения. Вторая половина XV в. до начала XVI в.
Томас Мор Томмазо Компанелло
III Этап - Политические идеи в Западной Европе и США в XVII – XIX в.в.
Идеи просветителей.
Жан Жак Руссо Томас Гоббс Джон Локк Шарль Мотескье Иеримия Бентам Алексис Токквиль
Конституции США (принята 17 сентября 1787 года) на Конституционном Конвенте в Филадельфии : Джэм Медисон, Томас Джефферсон, Александр Гамильтон (1757 – 1804)
В XIXв. политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве са-мостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.
IV Этап. XX век
Вильфредо Парето Гаэтано Моска
4 Предистория политической науки от Античности до Нового времени.
5 Развитие политических учений с начала Нового времени до середины XIX века.
6 Институционализация и утверждение политологии как самостоятельной дисциплины (80-е - 90-е годы XIX века и первые десятилетия XX века).
С середины I тыс. до н.э. – начался процесс формирования политических теорий в рамках филосо-фии: труды (Конфуция, Платона, Аристотеля и др.)
Государства Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), Древней Греции и Древнего Рима.
Политические идеи отражали идеи сохранения и усиления неограниченной власти верховного пра-вителя. Теологическое обоснование власти, отражающееся в государственных законах. Законы вави-лонского царя Хаммурапи (ок. 1793 — 1750 гг. до н. э.): идеи защиты интересов рабовладельцев, неог-раниченная власть царя.
Древняя Индия.
Буддизм, отражающий духовное равенство людей, любовь к ближнему (XI – X в. до н.э.). Учение сосредоточенно на личности, её отрешении от духовных страстей и интересов. Буддизм за прочность власти, предохраняющей моральные устои от расшатывания. Проповедует покорность и не сопротивле-ние власти.
Древний Китай (II тысячелетие до н.э.).
Борьба богатых и бедных, рабовладельцев и рабов.
Интересы правящих кругов защищал Конфуций (551 – 479 г.г. до н.э.). Книга «Лунь Юй» (Сужде-ние и беседа).
Он проповедовал культ предков, сохранение государства на основе ритуалов и обрядов. Народ не смел, обсуждать государственные дела; беспрекословное подчинение аристократии и мудрецам; за ра-зумное устройство государства через принципы добродетели: управляющие верхи должны быть пред-ставлены совершенными людьми; повсеместное человеколюбие: попечение родителей о детях, почти-тельность к старшим, уважительность к остальным. Главный принцип «не делать другим того, чего не желаешь себе». Государство – это семья, царь – отец. Призвание царя – накормить народ, обогатить и обучить его. Воспитание подданных - важнейшее государственное дело, оно осуществляется через доб-родетель и ритуалы. Народ должен быть почтительным к правителям, беспрекословно им повиноваться. (Это идея патерналистского государства).
Древняя Греция (VIII – VI в.в. до н.э.).
Зарождаются первые государства, а, следовательно, философская и политическая мысль. Борьба между демократическими и аристократическими группами населения.
Демократические свободы населения - избавление от произвола аристократии, старой знати.
Аристократическая группа – за архаические порядки, сохранение привилегий.
На стороне аристократии выступал философ-материалист Гераклит (544—483 гг. до н. э): за защи-ту государственных, неписанных законов, фатализм (вера в предопределённость бытия), диалектиче-ский материализм ( «всё течёт, всё меняется»). Его работа: «О природе».
Пифагор (570—490 гг. до н. э)
Идеи: равенства («справедливость есть воздаяние равным за равное»); хорошее государство и его законы; справедливость - государственный закон; закону нужно повиноваться, а с противозаконием воевать; общественная солидарность, принцип содружества и мира как основное начало не только ми-ровоззрения, но и социальной жизни.
(Пифагорейцы - первые представители теории солидаризма).
Демокрит (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) – представитель рабовладельческой демократии, ве-рил в движение человечества по восходящей линии: «Золотой век» не позади, а в будущем. Государство это итого длительной борьбы людей, которые объединялись в государства, чтобы жить сообща, бороть-ся с бесправием и нищетой. Полис гарантирует достижение общего блага и справедливости для всех граждан. Противник роскоши и сторонник относительного равенства имущества. За правление «муд-рых», ибо «глупцам лучше повиноваться, чем повелевать». Нормальным является деление на рабовла-дельцев и рабов.
Сократ (469-399 до н.э):
? «Мудрый - есть истинно добродетельный человек».
? Править должны знающие компетентные люди, как следствие получается справедли-вое и позитивное право.
? Человек живет в обществе, и он не может быть справедливым в несправедливом обще-стве.
Геродот (484 до н. э. – 425 до н. э.).
Автор «Истории».
? Путешествуя, видел различия в формах правления.
? Описал монархический, олигархический, демократический режимы.
Платон (V-IV вв. до н.э.).
Демократия в Афинах приходит в упадок.
Написал трактаты - диалоги «Государство», «Политика».
? В работе «Государство»: философы – правителями, воины – оберегают государство («не вмешиваются в управлении»), ремесленники, земледельцы.
? Идеальное государство – аристократическая республика, в которой верхушка господ-ствующего класса диктаторски правит населением. Афинскую демократию он называл «театрократия».
? Идеи: власть должна быть иерархизирована; в период упадка могут появиться режимы: тимократия (….), олигархия, демократия, тирания.
? Монархия - справедливое управление, аристократия - правление лучших, тимократия – амбиции и любовь к почестям, олигархия - богатые командуют, а бедные не участвуют во власти, демократия – «когда бедняки, одержав победу, некоторых противников уничтожают, иных изгоняют, а остальных уравнивают в правах».
? Демократия ведет государство через ад к тирании и рабству. Тиран – ставленник наро-да.
Аристотель (IV в. до н.э.).
Книги «Политика», «Афинская полития».
При дворе Македонского царя Филиппа II воспитывал его сына Александра.
? Считал, что государство образовалось исторически, естественным путем.
? За строгое соблюдение законов, перед которыми все должны быть равны (так он пони-мал справедливость).
? Защищал частную собственность, в том числе сельское хозяйство.
? Географические факторы влияют на политическую жизнь общества.
? «Человек по свое природе существо политическое». Он признаёт разнообразие, плюра-лизм в обществе. Основа общества – семья и собственность.
? Политика нацелена на обеспечение счастья граждан, а, следовательно, на достижение высшего блага.
? Порядок основывается на законе и конституции.
? Считал, что политика это не теоретическая, а политическая наука.
? Политические режимы (из Платона) – монархия, аристократия и демократия.
? Полития – управляет большинство.
? От монархии – тирания выгоды одного человека; от аристократии – олигархия (выгоды богатых); от политии – демократия (выгоды неимущих). В полити главная роль маги-стратам, а не народным собраниям, дожжен быть сильным средний класс. Считал, что демократия – это неправильный режим наряду олигархией и тиранией. Выделяет 3 ви-да демократии: 1) все граждане учувствуют в осуществлении верховной власти; 2) пра-во занимать выборные должности по имущественному цензу; 3) народ правит не опи-раясь на законы (по мнению Аристотеля это худший вид демократии).
Аристотель сторонник циклического, а не линейного развития истории.
Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до н. э.) – римский поэт и философ, идеолог рабовладельческой де-мократии.
? Государство как исторический процесс.
? Говорил о переходящем характере власти.
Марк Тулий Цицерон (3 января 106 до н. э. — 7 декабря 43 до н. э )– сторонник «строгого обще-ственного порядка» (за аристократическую республику).
? Он выделял демократическую, аристократическую и монархическую формы государ-ства.
? Противник демократии и олигархии.
II Этап - Политические учения Средневековья.
Характеризуется застоем общественной и политической мысли. Господствующей идеологией явля-ется идеология христианской церкви.
Фома Аквинский (1225 – 1274 г.г.) – идеолог католицизма в XIII в., доминиканский монах. При-надлежал к аристократии (был племянником Фридриха Барбароссы). Обучался в неаполитанском и па-рижском университетах. Причислен к лику святых, преподавал философия и теологию в университетах Европы.
? Использовал античное наследие.
? Признавал государство частью божественного миропорядка.
? Утверждал, что объединение людей в политическое общество и существование госу-дарства является естественным законом, велением разума (как и Аристотель).
? Человек – это существо политическое (как и Аристотель).
? Создание государства – результат естественной склонности людей к общественной жизни.
? Цель государства – обеспечение общего блага.
? Власть является естественным, а не сверхъестественным феноменом.
? Закон делится на 3 порядка: а) вечный закон – божественный разум; б) естественный закон – человеческий разум; в) человеческий закон – действующее право.
? Власть на праве и обычае, следовательно, выделяются три чистых, правильных формы власти: монархия, аристократия, полития. И власть на произволе, следовательно, выде-ляются три извращённых формы власти: тирания, олигархия, демагогия/демократия.
? Лучшая форма – монархия: «власть царя – власть Бога». Так как в аристократии суще-ствует опасность не найти способных и заинтересованных правителей, а в демократии, народ должен себя вести умеренно.
? Выступает за смешенное правление, в котором сочетались монархия, аристократия, и народное правление.
? Церковная власть превосходит светскую.
? Он говорит о праве – восстать против государственной власти.
? Вмешательство народа в общественные публичные дела должно быть ограниченно из-бранием тех, кто правит.
? Высшая цель политики – объективное благо человека, а не группы людей.
Августин Блаженный (1354 – 1430 г.г.) – уроженец Северной Африки, преподаватель в Риме.
Его работа: «О граде Божием».
? Выделял два вида человеческой общности: «Град земной» - государственность, и «Град божий» - духовная общность, любовь к Богу. «Град земной» - греховный, следователь-но – падение Рима и конец истории. «Град божий» связан с церковью.
? Стремление к объединению приводит к «общественному договору». «Бог создал чело-века так, что объединение в общество и политическую власть для него являются необ-ходимыми».
? Цель власти состоит в обеспечении справедливости, мира и согласия, между правите-лями и подданными.
? Без священности, в том числе и во власти жизнь общества не возможна.
? Религия может прибегать к силе. Легитимность властителя от Бога. Легитимность «бо-жественного права» должна быть дополнена народной легитимностью.
? Принцип наследования власти. Утверждение терминов «суверенитет», и «абсолютная власть».
? Будущих королей учили невозможности проведения несправедливой политики и тер-рора против своего народа.
Эпоха Возрождения. Вторая половина XV в. до начала XVI в.
Реформирование католической церкви. Зарождение Лютеранства. Формируется понятие «индивид» и понятие «государство».
Власть осознаётся как факт, и она отделена от морали. Формируются идеи гуманизма, принципы справедливости, человечности и равенства.
Николо Макиавелли (1469 – 1527 г.г.) – родился в семье, получил хорошее образование, секретарь Совета десяти в период республики в Италии. После восстановления тирании Медичи, Макиавелли об-винён в заговоре, брошен в тюрьму, подвержен пыткам и выслан в поместье близ Флоренции, где напи-сал труд «Государь» в 1513 г. Позже написал «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Историю Флоренции».
? Макиавелли становится полноправным основателем политической науки.
? Он первым отделил мораль от политики.
? Государство олицетворял с персоной государя (Людовик XI – Франция).
? Изучал княжества, которые отличаются от республик, способы завоевания и сохране-ния власти.
? Наследование власти облегчает приход к власти. И обратное ведёт к нестабильности, что опасно.
? «Человек не является добродетельным от природы».
? «Конструктивное насилие является оправданным».
? К власти можно придти: с помощью силы, добродетели, злодейства и голосования на-рода.
? Основатель политического реализма. «Цель оправдывает средства». «Существуют два способа действия для достижения цели: путь закона и путь насилия».
? Государь должен соединять в себе качества «льва» (защищаться от врагов, сила) и «ли-сицы» (осторожность, избегать западни). Государь должен быть хитрым и скрытным, так как окружён врагами, не должен никому доверять.
? Считал, что религия необходима для государства и его функционирования.
? Макиавелли считает веру полезной для общественной жизни, но не признаёт её значе-ние и авторитет. Так как христианство оторвано от мирских интересов, призывает к терпению и покорности.
? Религиозным догматам он противопоставил, в качестве основы политики, природу и интересы человека.
? Единственное с чем нужно считаться – это с необходимостью добиваться желаемого результата.
XVI век.
В западной Европе он связан с зарождением буржуазного строя. Формируются идеи, поддерживаю-щие и критикующие данный строй. Появляется «утопический социализм».
Томас Мор (1478 – 1535 г.г.) – закончил Оксфорд. Его главная работа «Утопия» - критиковал суще-ствующий строй в Англии.
? Сформулировал государство, где нет частной собственности, все равны, должностные лица избираются народом. Во главе князь, избираемый народом.
? Всеобщая обязанность труда на общественных предприятиях и общественной земле
Томмазо Компанелло (1568 – 1639 г.г.) – доминиканский монах. Его труд «Город Солнца».
? Сформулировал государство, основанное на равенстве людей.
? Глава государства – самый мудрый и образованный гражданин.
Конец XVI – начало XVII века связаны с буржуазными революциями в Голландии и Англии. Заро-дилась теория естественного права, согласно которой государственная власть и право даны не свыше, а созданы людьми в соответствии с разумом.
III Этап - Политические идеи в Западной Европе и США в XVII – XIX в.в.
Идеи просветителей.
В XVIII в. Сформировались буржуазные отношения. Развиваются просветительство, представители которого предлагали:
1. Осуществить преобразования посредством реформ сверху;
2. Идею равенства против сословных привилегий.
3. Народный суверенитет против суверенитета монарха;
4. Учение о естественном праве как о праве по природе людей. Обоснована неотчуждае-мость естественных прав (право на жизнь, личное достоинство, частная собственность).
Большинство просветителей отрицательно относились к революции, считая её крайней мерой.
Френсис Бэкон (1561 - 1626 г.г.) – родился в Лондоне в семье высших сановников, окончил Кем-бриджский университет, юрист, являлся лордом-хранителем Большой печати.
Главным считал опыт и наблюдение.
В работе «Новый органон» или «Указания для истолкования природы», считал, что человек спосо-бен познать истину.
В своём труде выделяет:
1. призраки рода;
2. призраки пещеры (история каждого);
3. призраки условности и общества;
4. призраки догм (философии, религии и т.д.)
Является автором фразы: «Знание – сила».
Рене Декарт (1596 – 1650 г. г.) – французский философ и математик, юрист.
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сы-ном в семье.
? Провозглашал разум и самосознание.
? Основной метод – математика.
? Важнейшие элементы познания измерение и порядок.
? Отказ от догм.
? «Мыслю - следовательно, существую».
Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 г. г.) – родился в семье еврейского купца, ушёл в христианскую секту пантеистов, отлучён от церкви и проклят.
В «Богословско-политическом трактате» и «Политическом трактате» утверждает, что до государст-ва общество было конфликтным, вне общества человек не может быть в безопасности, поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское.
1. «В пределах государственной власти неотчуждаемые, естественные права не должны быть подчинены государства.
2. Верховная власть не должна посягать на свободу человеческой мысли и религиозную свобо-ду.
3. Лучшая форма государства, где обеспечивается мир и безопасность, прочность, устойчи-вость, свобода граждан – демократия, аристократическое правление (в Голландии).
4. Способствовал освобождению политической мысли от влияния церкви.
Жан Антуа?н Никола? де Кондорсе (1743 – 1794 г. г.) – маркиз, французский политический деятель. В 26 лет член Французской Академии, избран в Законодательное Собрание.
Считал, что революция принесёт свободу гражданам.
Принципы:
1. Задача признания обществом прав человека.
2. История человечества разделена на 10 периодов – десятый период – эпоха Просвещения.
3. Окончание неравенства между нациями, уменьшение неравенства в доходах, исчезнове-ние войн.
4. Развитие образования и общественной безопасности.
В работе «О влиянии Американской революции» рассматривал 4 права: безопасность личности, пра-во собственности, равный доступ к судам, участие граждан в выработке законов.
? Считал, что настоящая демократия должна быть осуществлена просвещенным наро-дом. Сторонник конституционной монархии.
? За принцип прямого всеобщего голосования.
? За концентрацию власти в едином управлении.
? Осуждал предубеждения о низких интеллектуальных способностях женщин.
Франсуа Фенелон (1651 – 1715 г.г.) – французский исследователь, юрист.
? Он сторонник просвещённой монархии.
? Первичным злом считал деспотизм. Вслед за ним роскошь.
? Идея королевства Бетик, где царит братская любовь, которую ничто не омрачает (утопизм Мора).
? Власть короля сравнивается со стремительным бурным потоком, который может напра-вить только революция.
Жан Жак Руссо (1712 – 1778 г.г.) – родился в Женеве в обедневшей буржуазной семье. Школу не окончил, обучался у ремесленника, и тётками.
? Считал, что лучше всех и счастливей всех те, кто сохранил близость к природе.
? Люди рождаются хорошими, но общество делает их плохими.
? Он эгалитарист – выступает за равное распределение частной собственности.
? Идеи:
? Госу<