Развитие политической науки в России.

Возникновению политологии в СССР и России предшествовало длительное накопление знаний о политике и политической жизни. После принятия страной христианства вплоть до ХIХ в. российская политическая мысль развивалась в рамках православного мировоззрения. Как и на Западе, она имела отчетливо выраженную функцию — содействие установлению наилучших форм правления, созданию эффективных властных структур. С конца 18в. в российской политической мысли началось формирование либерального, консервативного и радикального направлений.

Тоталитарный режим в СССР не был заинтересован в развитии общественных наук, в частности политологии. Объективное знание общества о самом себе поставило бы перед ним ряд нежелательных вопросов: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и, наконец, о легитимности самого советского режима. Оно стимулировало бы размышления о явлениях и процессах, которым невозможно было найти объяснение в работах классиков марксизма. Именно поэтому в СССР до второй половины 1980-х гг. политология не признавалась как самостоятельная наука и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Тормозом в становлении политологии, социологии и ряда других дисциплин было также «сопротивление» со стороны традиционных отраслей знания (прежде всего философии, права, истории), которое не позволяло в должной мере осуществлять исследования политических процессов и явлений. Таким образом, в 1960—1980-е гг., несмотря на отсутствие официального признания политологии со стороны власти, в СССР шло формирование политологического сообщества, которое вело продуктивную исследовательскую деятельность и использовало возможности научной инфраструктуры и высшей школы для утверждения статуса политической науки и накопления знаний. Отношение к политологии стало меняться со второй половины 1980-х гг. по мере осуществления демократических преобразований. В 1989 г. перестройка привела к официальному признанию политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Принципиальное значение для развития политологии в России имеет закрепление в Конституции РФ принципа политического и идеологического плюрализма в российском обществе.

Говоря в целом, политология стала формироваться как область научного знания в России в начале 1960-х. И с того времени политология в СССР/России прошла через три стадии развития:

1 стадия: 1965-1985, исследователи работали в основном в финансируемых государством научных учреждениях (прежде всего академических), изучая международные отношения, в меньшей степени - внутреннюю политику, которая была прикрыта "покрывалом неведения" и творилась небольшой группой элитарных политиков в ЦК КПСС.

2 стадия: 1985-1991, годы перестройки. Политология стала популярной и официально признанной в качестве академической дисциплины. Ее развитие становится и воспринимается в качестве альтернативы пресловутому научному коммунизму и историческому материализму.

3 стадия: 1991 - по настоящее время. Активное развитие политологии, освоение западных методологий, развитие в качестве научной дисциплины и университетской специальности.

До второй половины 80-х годов советская политология не рассматривалась как учебный предмет в университетах и институтах. Не было ни кафедр, ни политологических подразделений в университетах и институтах. Были лишь отдельные ученые - политологи. Причем, большинство из них пришли в политологию благодаря изучению американской политической науки, что предполагало наличие необходимой атрибутики - хорошего владения английским языком.

Нельзя забывать, что более, чем 70 лет политические проблемы изучались в нашей стране в рамках "научного коммунизма", либо "исторического материализма" как областей советского обществознания, которые были во многом суррогатной заменой политической науки. Советские политические исследователи обращали основное внимание в этот период на региональные исследования, либо философствовали по поводу достаточно абстрактных проблем, связанных с категориальным рядом: "политика", "управление", "самоуправление", "политическая система", "политическая структура", "политическая культура" и т. д.

Но перестройка изменила политическую жизнь и открыла глаза исследователей и политиков на реальный политический процесс. Демократическая общественность обратилась к политологии, что стало серьезным фактором ее развития. Однако еще ранее, в 60-70-е годы, объективный политологический анализ политических институтов и процессов, политикой культуры и политической психологии может быть найден в работах Ф. Бурлацкого, Г. Шахназарова, Б. Топорнина, А. Галкина, А. Бовина, И. Пантина, Ю. Красина, К. Гаджиева, Г. Дилигенского, О. Богомолова, Г. Арбатова, Д. Керимова, Н. Азарова, В. Нерсесянца, А. Федосеева и др.




8 История российской политической мысли. Современные политологиче­ские школы.

История российской политической мысли восходит к идеям средневековой Киевской Руси. В них нашли отражение злободневные проблемы древнерусской общественной жизни: потребность в прекращении княжеской междоусобицы и в объединении всех русских земель, борьба с внешней опасностью. Одновременно летописные документы раскрывают стремление их авторов обосновать источник авторитета княжеской власти и их представления об идеальном княжении. Отметим, что образ идеального князя часто рассматривался именно с позиций защиты единства и независимости русских земел

В XIV-XVI вв. центром объединения русских земель становится Москва. Московское княжество превращается в мощную державу, с которой считаются ее соседи, а княжеская власть, трансформировавшись в царскую, приобретает неограниченные полномочия. Все это требует соответствующего идеологического обоснования. Для укрепления авторитета московских государей широко использовалось теологическое обоснование происхождения власти. Теория "Москва - Третий Рим" (после Рима и Константинополя) монаха Филофея доказывала закономерность возвышения власти князя Московского как защитника истинной веры. Сама же православная Русь признавалась подлинным оплотом истинной христианской веры.

С идеей централизации государственной власти выступил идеолог мелкого и среднего дворянства Иван Пересветов. Царь, по его представлению, должен быть "грозен и мудр". Он должен ограничить всесилие бояр, которые чрезмерным порабощением холопов наносят вред благосостоянию государства.

Идея самовластия получила развитие в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским. Первый русский царь, чья власть не признавала ни моральных, ни юридических ограничений, указывал на богоустановленность собственной власти и развивал мысль о необходимости беспрекословного подчинения подданных власти государя. Сам же Грозный не считал себя связанным ответственностью перед подданными, указывая, что за собственные грехи он отвечает только перед Богом.

XVII в. в истории России - это период укрепления централизованного государства и постепенного становления абсолютной монархии (рис.). Этот процесс получил отражение в политической мысли. В ней стали преобладать абсолютистские тенденции, но в то же время обозначился переход от религиозной к светской идее государственной власти.

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России. Либеральная политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского. Он обосновал необходимость проведения реформ в стране, которые, в частности, предусматривали постепенную отмену крепостного права, конституционное ограничение императорской власти, принцип разделения властей, свободу печати, публичное ведение судебных дел.

Западники были последователями идей Просвещения. Они критиковали российскую действительность и отстаивали необходимость ее развития по западноевропейскому пути.

Среди известных западников либеральной направленности были следующие:

Тимофей Николаевич Грановский,

Сергей Михайлович Соловьев,

Константин Дмитриевич Кавелин,

Борис Николаевич Чичерин.

Со временем идеи К. Кавелина и Б. Чичерина от критики славянофильства эволюционировали в сторону концепции правового государства.

Славянофилы связывали обновление России с отказом от копирования "непрактичных" идеалов Запада. История Запада, с их точки зрения, - это история насилия, вражды, отказа от свободы и духовности. Особый путь России определяется православием, общиной и соборностью. Под соборностью понималась особая форма единения народа, когда все сословия объединяются на основе любви к Богу и друг к другу.

К числу известных славянофилов относятся:

Алексей Степанович Хомяков,

Константин Сергеевич Аксаков,

Иван Сергеевич Аксаков,

Иван Васильевич Киреевский.

9 Понятие власти, ее объективные и субъективные основы.

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать свои цели может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.[1]

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определенной социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает свое влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Теория власти объединяет концепции, предлагающие различные варианты объяснения способности отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства навязать свою волю другим участникам социального взаимодействия и управлять их действиями насильственными или ненасильственными средствами и методами


Наши рекомендации