Системный подход А.Д.Богатурова

10. Классификация м\ународ. Отношений

Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа:

1. Классический тип, опирающийся на "равновесие сил" государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война - основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.

2. "Холодная война", вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.

3. "Мирное сосуществование", пришедшее на смену "холодной войне". Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.

4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.

В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.

Виды международных отношений.

Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

Классификациям\н отнош.

Американский ученый М. Каплан выделил 6 типов международных систем: система "баланса сил", свободная биполярная система, жёсткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система и система "вето". Так, в системе "баланса сил" основными участниками международных отношений являются только национальные государства с широкими военными и экономическими возможностями, а устойчивой системой является та, в которую входят пять или более государств

Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостоянии, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнёрство во имя мира. Однако осуществить на практике этот переход достаточно трудно. Механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. И от того, как будут складываться международные отношения в ближайшие годы, во многом зависит то, каким вступит мир в XXI век. По этой причине учёные стремятся раскрыть особенности современного состояния и развития международных отношений, чтобы выявить новые тенденции их изменений.

В современной мировой практике известны три основных способа обеспечения международной безопасности: сдерживание внутренней агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.); наказание агрессора путём применения против него конкретных практических действий; политический процесс как способ достижения мировых целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т. п.).

Основы геополитики как науки заложил немецкий географ Ф. Ратцелъ. Он сформировал ряд "законов", которые выражали совокупность принципов пространственного роста государств.

1. Пространство государств растёт вместе с ростом культуры.

2. Рост государств сопровождается другими симптомами развития: идеями, торговлей, миссионерством, повышенной активностью.

3. Рост государств осуществляется путём соединения и поглощения малых государств.

4. Граница есть переферентный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы или слабости и изменений в этом организме.

5. В своём росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, равнинные районы, богатые ресурсами.

6. Первый импульс к территориальному росту приходит к примитивным государствам извне от более высоких цивилизаций.

7. Общая тенденция к слиянию, разветвляясь, переходит от государства к государству и по мере перехода набирает сипу.

Становление геополитики как науки связано с именами Р. Геллена, А. Мэхэна, X. Макиндера, К. Хаусхафера.

Геополитику, как считает А. С. Панарин, можно считать разновидностью внешней политики, определяемой территориальной близостью партнёров (соперников), которая создаёт поле сопряжения между интересами определённых стран. Геополитика исследует связи между пространственными и функциональными политическими характеристиками тех или иных регионов мира.

Геополитика рассматривает государство не в статике, как постоянное, неизменное образование, а в динамике — как живое существо. Такой подход предложил немецкий теоретик Фридрих Ратцель (1844—1904). Геополитика изучает государство в основном в его отношении к окружению, прежде всего к пространству, и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений. По мнению Ф. Ратцеля, в отличие от политической географии, геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Всё это в большей мере относится к сфере политической географии, которая чаще ограничивается описанием статического состояния государства, хотя может постигать и динамику его прошлого развития. Геополитика качает политические явления в их пространственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Это географически интерпретированная политика, промежуточная наука, не имеющая независимого поля исследования. Больше тяготея к политике, она концентрирует внимание на политических явлениях и стремится дать географическую интерпретацию и анализ географических аспектов этих явлений.

Политолог З. А. Поздняков утверждает, что геополитика главное внимание направляет на раскрытие и изучение возможностей активного использования политикой факторов физической среды, воздействия на неё в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. Практическая геополитика изучает всё, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские.

Итак, можно сформулировать краткое определение: геополитика — это паука, система знаний о контроле над пространством

Международные организации и учреждения призваны регулировать усложнившиеся в условиях противоречивости современного мира международные отношения. Уже после Первой мировой войны была организована Лига Наций. Однако в силу ряда причин эта международная организация не смогла занять подобающее ей место.

На заключительном этапе Второй мировой войны государства-победители (США, Англия, СССР) на Ялтинской встрече подписали документ о необходимости создания новой международной структуры для регулирования международных отношений — Организации Объединённых Наций. Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1946 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днём Организации Объединённых Наций

Структура ООН. В соответствии с Уставом ООН утверждены следующие шесть главных органов ООН:

- Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом и состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Решения по таким важным вопросам, как рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, приём новых членов и бюджетные проблемы, требуют при голосовании большинства в 2/3 голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Очередные сессии Генеральной Ассамблеи открываются ежегодно в 3-й вторник сентября и продолжаются до середины декабря. Как правило, вопросов набирается много, Ассамблея распределяет большинство вопросов между семью главными комитетами:

— 1-й комитет: разоружение и связанные с ним вопросы международной безопасности;

— Специальный политический комитет;

— 2-й комитет: экономические и финансовые вопросы;

— 3-й комитет: социальные, гуманитарные вопросы и проблемы культуры;

— 4-й комитет: вопросы деколонизации;

— 5-й комитет: административный и бюджетные вопросы;

— 6-й комитет: правовые вопросы.

В работе сессии принимают участие: Генеральный комитет, состоящий из Председателя, 21 заместителя Председателя и председателей семи главных комитетов; Комитет по проверке полномочий.

Хотя решения Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для правительств, они весьма весомы, поскольку выражают мнение мировой общественности по важным международным вопросам и подкреплены моральным авторитетом сообщества наций.

- Совет Безопасности функционирует непрерывно, и каждое государство — член Совета постоянно имеет своего представителя при Центральных учреждениях ООП. Согласно Уставу ООН Совет несёт главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Россия, Соединённое Королевство Великобритании, Соединённые Штаты Америки и Франции) и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. В соответствии с Уставом ООН все члены ООН соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их, в то время как другие органы ООН только дают рекомендации национальным правительствам.

- Совет опеки действует под эгидой Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. В настоящее время свои задачи Совет выполнил. Под опекой ООН находится всего лишь одна небольшая территория в Тихом океане, остальные получили независимость или присоединились к более крупным соседним независимым государствам.

- Международный Суд является главным судебным органом ООН, его статус составляет неотъемлемую часть Устава ООН. В Суд могут обратиться все участники его Статуса, в число которых автоматически входят все члены ООН. Место нахождения Суда — Гаага.

- Секретариат обслуживает все органы ООН, выполняет программы и претворяет в жизнь политику, принятую им.

Секретариат представляет собой международный персонал, насчитывающий свыше 25 тысяч человек более чем из 150 стран, который выполняет работу ООН как в центральных учреждениях в Нью-Йорке, так и в отделениях и центрах во всём мире. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Межправительственные учреждения, связанные с ООН, являются самостоятельными, автономными организациями, которые взаимодействуют с ООН и друг с другом через посредничество координирующего аппарата Экономического и Социального Совета.

16 из них известны как "специализированные учреждения" (термин зафиксирован в Уставе ООН):

— Международная организация труда (МОТ);

— Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);

— Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

— Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

— Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

— Международная ассоциация развития (MAP);

— Международная финансовая корпорация (МФК);

— Международный валютный фонд (МВФ);

— Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

— Всемирный почтовый союз (ВПС);

— Международный союз электросвязи (МСЭ);

— Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

— Международная морская организация (ИМО);

— Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

— Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);

— Организация по промышленному развитию (ЮНИДО).

С 1957 г. под эгидой ООН функционирует Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ежегодно представляющее доклады Генеральной Ассамблее и при необходимости Совету Безопасности и Экономическому и Социальному Совету. Помимо этого, существует Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), напрямую связанное с Генеральной Ассамблеей, являющееся многосторонним соглашением, устанавливающим правила международной торговли. Этим не исчерпывается список учреждений и организаций, созданных при ООН или связанных с этой международной организацией. Деятельность ООН многообразная и разносторонняя. Но ООН не единственная организация, призванная способствовать сближению народов и государств. Это учреждение глобального уровня международного взаимодействия. Существуют и другие уровни и организации, например политические, культурные, спортивные, религиозные.

Второй уровень — надрегиональный: к нему относятся Движение неприсоединения, НАТО, Европейский Союз.

Третий уровень — двусторонний, это наиболее распространённый тип экономических, политических, военных, культурных и других межгосударственных отношений, участниками которых выступают два государства.

Наши рекомендации