Частотный словарь высказываний «20-я» и «20-инвалид».
Таблица 3. Частотный словарь высказываний "Я-образ".
Я | абс. частота | относ. частота |
спорт/смен | 47% | |
учеба/ученик/ученица | 43% | |
общение/общительность/ая/ый | 37% | |
радость/радостная/ый | 37% | |
любовь | 27% | |
семья | 27% | |
смех/смешная | 27% | |
успех/шный | 27% | |
экзамены | 27% | |
веселая/веселье/весельчак | 23% | |
друг | 23% | |
друзья | 23% | |
помощь/помощник/ца | 23% | |
сила/сильный | 23% | |
талант/ливый | 23% |
Из третьей таблицы видно, что наиболее встречающиеся слова это:
1. спорт/смен
2. учеба/ученик/ученица
3. общение/общительность/ая/ый
4. радость/радостная/ый
5. любовь
6. семья
7. смех/смешная
8. успех/шный
9. экзамены
10. веселая/веселье/весельчак
11. друг
12. друзья
13. помощь/помощник/ца
14. сила/сильный
15. талант/ливый
Таблица 4. Частотный словарь высказываний "Образ инвалида".
Инвалид | абс. Частота | относ. Частота |
боль | 70% | |
надежда | 67% | |
инвалидная коляска/кресло | 57% | |
одиночество/одинокий | 57% | |
страх | 47% | |
больница | 43% | |
лечение | 37% | |
помощь | 33% | |
грусть/ный | 30% | |
отчаяние | 30% | |
печаль | 30% | |
страдание | 30% | |
лекарства | 27% | |
семья | 27% | |
травма/травмированный | 27% |
Из четвертой таблицы (Таблица 4. Частотный словарь высказываний "Образ инвалида".) видно, что наиболее встречающиеся слова это:
1. боль
2. надежда
3. инвалидная коляска/кресло
4. одиночество/одинокий
5. страх
6. больница
7. лечение
8. помощь
9. грусть/ный
10. отчаяние
11. печаль
12. страдание
13. лекарства
14. семья
15. травма/травмированный
Описание инвалида состоит из удручающих слов, большинство из которых имеют негативный характер. Ученики считают, что жизнь инвалида – преобладающе состоит из страдания и чувства беспомощности. В высказываниях об обоих образах достаточное количество различий. Качественный пример – слова антонимы: «общение» и «одиночество», «веселье» и «грусть» Однако в высказываниях есть и сходства, например, слова «семья» и «помощь».
У вас в частотном словаре при описании образа инвалида на втором месте стоит «надежда», это очень интересный и обнадеживающий J результат. Его бы тоже надо описать, это очень хорошо, что школьники понимают, как особенно важна для данной категории людей надежда и инвалид у них ассоциируется с надеждой. Об этом надо обязательно написать
Психогеометрический тест.
Рассмотрим таблицы с результатами методики «Психогеометрический тест».
Таблица 5. Соотношение невербальных Я-образа и образа инвалида.
Образы Сопоставление | Я – инвалид |
Совпадение | 36,67% |
Противопоставление | 80,00% |
Таблица 6. Относительная частота фигур на 1 месте.
Фигуры Образы | |||||
Я-образ (n=30) | 23,33% | 16,66% | 13,33% | 43,33% | 0,00% |
Образ инвалида (n=30) | 0,00% | 6,66% | 3,33% | 0,00% | 90,00% |
Исходя из данных, указанных в шестой таблице (Таблица 6. Относительная частота фигур на 1 месте.), можно выделить следующее: чаще всего ученики ставили для себя на первое место круг (43,33%) и квадрат (23,33%), совершенно игнорируя зигзаг (0,00%). В тоже время, для образа инвалида подростки сделали все в точности, наоборот – на первом месте чаще всего встречается зигзаг (90,00%), а круг (0,00%) и квадрат (0,00%) полностью отсутствуют. В большей степени отсутствие какого-либо отождествления также подтверждает пятая таблица (Таблица 5. Соотношение невербальных Я-образа и образа инвалида.), благодаря данным которой можно понять, что противопоставления подростков с инвалидом имеют явное количественное преимущество перед совпадениями с ним.
Очевидно, что причина, по которой подростки чаще всего ставили на первое место зигзаг для образа инвалида, кроется в восприятии этой фигуры. Зигзаг – это незамкнутая, нелинейная фигура, которая сильно отличается от остальных. Скорее всего, именно из-за ее «непохожести» и изломанности, ученики посчитали зигзаг идеальной фигурой олицетворяющей инвалида. Если же разобраться в истинном значении этой фигуры, то можно выявить, что инвалидам присуща тяга к изменениям и инакомыслию, что вполне объяснимо. Круг и квадрат же, напротив, целостные, конкретные, равносторонние и «правильные». Такие определения, по мнению подростков, не подходят инвалиду.
Для Я-образа чуть меньше половины на первое место поставили круг. Поскольку круг – знак гармонии и благополучия межличностных отношений, то среди учеников старших классов выбор этой фигуры вполне обоснован. Квадрат, который на первое место поставили примерно ¼ выборки, означает труд, упорство и выносливость – как раз те качества, которые необходимы молодым людям старшего школьного возраста.
С зигзагами тоже интересный результат
Выводы.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что ученики старших классов почти не соотносят себя с инвалидом и им довольно трудно сделать это. По таблице с модальностью образов явственно видны различия отношений к себе и инвалиду. В Я-образа преобладают характеристики положительной модальной, в то время как в образе инвалида – их самое меньшее количество.
Очевидно, что отрицательная оценка качеств инвалидов у подростков связана с их возрастом, поскольку они амбициозны, самоуверенны и здоровы. Сторона жизни инвалида им малоизвестна, и им очень тяжело увидеть мир глазами инвалида. Ценности молодежи в активном образе жизни, в движении, они мало изучают себя и свои мысли, преимущественно обращая внимание на свои желания.
Таблица сравнения структуры образов позволяет говорить о том, что хоть на первом месте по количеству использованных характеристик для Я-образа и образа инвалида стоит эмоционально-личностная характеристика, она имеет совершенно разное значения для себя и инвалида.
Чаще всего ученики, при описании инвалида, использовали слово «боль». Так же они использовали слова, которые описывают чувства инвалида, это «надежда», «одиночество», «страх» и т.д.
В целом, отношение подростков к инвалидам практически ничем не отличается от общепринятого, исходя из которого, инвалида считают совершенно другим, мыслящем иначе и склонными видеть мир в совершенно другом свете.
Заключение.
Изучение образа инвалида очень актуально и своевременно. Сегодня наука и медицина шагнула вперед, давая человеку приобрести новые возможности. Инвалидам больше нельзя оставаться в тени, они должны чувствовать, что могут быть полезны и ценимы. Обществу всегда необходимо помнить об инвалидах, понимать их и делать все возможное, чтобы они не ощущали себя оторванными от мира, совершенствовались и могли без опаски раскрыть себя и свой потенциал.
Целью данной работы было исследование образа инвалида в сознании учеников старших классов российских государственных общеобразовательных средних школ.
В соответствии с поставленными задачами можно заключить следующее:
· На сегодняшний день существует очень малое количество человек, готовых принять инвалида, не обращая внимания на внешние различия, а ориентируясь на его внутренние качества (этот вывод не соответствует поставленным задачам, если говорить о задачах, то надо идти по порядку, как вы их формулировали )
· Образ инвалида радикально отличается от Я-образа учеников старших классов;
· Многие старшие школьники задумываются и пытаются понять чувства и переживания, терзающие людей с ограниченными способностями.
Необходимо продолжать исследования в этой сфере, чтобы как можно глубже изучить проблему принятия и интеграции инвалидов в общество, чтобы позволить всем людям, вне зависимости от того, к какой категории они принадлежат, иметь равные права и благоприятное к ним отношение.
Библиографический список.
1. Леонтьев А. Н. Образ мира / М.: Педагогика, 1983, 251-261 с
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Изд.: «Питер», 2002, 720 с
4. Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения / под ред. А. Леонтьева, А. Лурия / Изд. «Прогресс», М., 1965, 240 с
5. Александрова М. Д. О качественной характеристике пространственных порогов, зрительного восприятия. – Учен. Зап. ЛГУ, 1953
6. Сеченев И. М. Избранные произведения / М., Т. 1. 126 с
7. Под редакцией Ушакова Д. Н. Толковый словарь / Изд.: Астрель, АСТ.
8. Кавокин С.Н. Совершенствование системы освидетельствования и комплексной реабилитации инвалидов как обязательное условие реализации требований Конвенции о правах инвалидов / Кавокин С.Н. // Уровень жизни населения регионов России. 2013, 102-106 с
9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
10. Романов П, Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности. Социальное гражданство инвалидов в современной Росси. / М.: Научная книга, 2006. – 260 с.
11. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский педагогический университет / Изд.: Химииздат, 2001.
12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. / М.: Академия, 2000. – 452 с.
13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. / М.: Гардарики. – 2005, — 349 с.
14. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами: Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Изд.: «Питер», 2004. 316 с.
15. Романов П, Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности. Социальное гражданство инвалидов в современной Росси. / М.: Научная книга, 2006. – 260 с.