Форма современного коллективного самосознания

Элементы национализма:

1) Существование нации

2) Нация как высшая ценность

3) Суверенное право нации на самоопределение

4) Первичность нации в государствообразующем процессе

5) Национальная самоидентификация

6) Солидарность

7) Всеобщее образование (зачастую этот элемент образуют нацию)

Формы национализма

· Гражданский: государственный, либеральный

· Этнический: культурный, политический

В литературе сложилось деление национализма на два основных типа – государственный или гражданский (совокупность идеологий и практик, направленных на создание и сохранение гражданской нации) и этнический (этнокультурный) – совокупность идеологий и политических практик, направленных на создание и сохранение нации. Классификация условна: 1) предполагает нормативную дихотомию – противопоставление «хорошего» гражданского национализма «плохому» этническому. 2) эта классификация непродуктивна для анализа реальных националистических движений и идеологий. Последние несут в себе множество составляющих, в силу чего отнести их к одному из двух затруднительно. 3) существование собственно «гражданского» национализма, в котором полностью бы отсутвовало представление о культурной или культурно-исторической основе нации, невозможно представить. Даже в Северной Америке националисты исходят из представления о нации как о целостности, формируемой общностью происхождения, следовательно, их нужно отнести к сторонникам «этнического» национализма.

1. Гражданский национализм: основан на признании нации как политической и территориальной общности. В гражданскую нацию входят все люди, которые являются гражданами данной страны. Их объединяет равный правовой статус, приверженность общим ценностям.

· Государственный – главной целью провозглашается укрепление и поддержание могущества государства

· Либеральный – акцент на либеральных ценностях. Утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, по отношению к которым национализм занимает подчиненное положение

2. Этнический национализм: рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, основанную на единстве происхождения, общей истории и культуры. Его сторонники полагают, что нация является фазой развития этноса.

· Культурный – определяет нацию исходя из общности языка, традиций, культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию ее культурной и общественной жизни

· Политический – этнонация должна создать свой политический организм – национальное государство этнической нации

3. иные виды национализма:

· Сепаратистский (по отношению к государству задача отделения от существующего государства)

· Реформистский– придание уже существующему государству более национальный характер

· Ирредентистский (ирредентизм) – объединение нескольких государств или присоединение части одного государства у другому.

· Шовинизм (воинствующий, агрессивный национализм) – идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. Произошло от имени солдата наполеоновской армии Николя Шовена, который боготворил Наполеона и считал его во всем правым.

· Расизм – совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике находит свое выражение в политике расовой дискриминации. Фактически, расизм сближается с этнонационализмом (например, этнорасизм)

· Патриотизм– особое эмоциональное переживание своей национальной принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Представления о сущности патриотизма у разных людей разное. Представление о патриотизме – трепетное отношение к Родине. Виды: 1) полисный патриотизм – существовал в разных городах-государствах, 2)имперский – поддерживал чувства лояльности к империи и ее правительству, 3) этнический – в основании чувства любви к своему этносу, 4) государственный – чувство любви к государству, 5) квасной патриотизм (ура-патриотизм) – гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу

· Фашизм – обобщенное название специфических крайне правых политический движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа. Основные черты фашистской идеологии: 1)радикальный национализм, 2)этатизм (культ государства), 3) корпоративизм (общество организуется по сословиям – корпорациям), 4) милитаризм, культ насилия 5) элементы популизма 6) часто вождизм

15. Современные теории национализма

(по лекции)

Исследования национализма начинаются в 1920-х – 1930-х (хотя отдельные работы, например, Э.Ренана, относятся к концу XIX) Особенно активно проблемы национализма исследуются последние 30 лет.

Первыми исследователями национализма в 1920-е -1950-е были К. Хайес, Х. Кон, К. Дойч (выделение множества типологий национализма, иногда по совершенно различным основаниями, а также преимущественное внимание к процессам модернизации)

К.Хайес (1928).исследование национализма как идеологии и политического движения начались в 1920-30-е. Хайес выделил 6 типов национализма(но типы выделены не по единому основанию): гуманистический (Руссо), якобинский (М. Робеспьер), традиционный (Э. Берк), либеральный (И. Бентам), интегрирующий (Б. Муссолини, К. Победоносцев), экономический

К. Дойч (попытался включить исследование национализма в универсальную «теорию коммуникации» - не очень успешно) – Коммуникативная теория. «Национализм и социальная коммуникация» - исследование вопроса распространения и воспроизводства идеологии национализма. Пришел к выводу, что только возникающая в современном мире система коммуникаций может привести к созданию гомогенного культурного общества, а впоследствии нации. Он рассматривал как в ходе модернизации общества посредством СМИ мобилизуется все население.

Х. Кон «Идея национализма» 1944, «Национализм: его смысл и история» 1982 оказались более влиятельными для последующего развития национализмоведения. Выделенызападный (рациональный) и восточный (иррациональный) национализм. Западный: гражданский, признает права человека, пример: Франция. Восточный: национализм в Германии и восточные страны, склонность к насилию и угнетению.

Э.Геллнер.Ему принадлежит определение национализма как требования о совпадении политических (государственных) и национальных (культурных) границ: Национализм – прежде всего политический принцип, требующий, чтобы политические и национальные единицы совпадали, а управляемые и управляющие принадлежали к одному этносу (Сергеев: антиимперский принцип). Национализм – соединение политики и культуры. Современный национализм возник на сломе старых традиционных структур, с началом индустриализации. В традиционном обществе – империи, в современном – нации.

Начиная с 1970-х к теориям национализма начинают проявлять интереснеомарксисты (Т.Нейри, М. Хетчер – использовали теорию внутреннего колониализма) и конструктивисты (Б.Андерсон, Э. Хобсбаум, +ЛиаГринфилд). Эта эпоха началась с 1983 – вышли в свет работа Э. Геллнера «Нации и национализм», «Воображаемые сообщества» Б. Андерсона и сборник статей Э. Хобсбаума и Т. Рэйнджера «Изобретение традиции». Эти работы радикально изменили исследовательскую ситуацию. После них стало невозможно писать о национализме так, как о нем писали раньше. Без явной илди скрытой отсылки к этим авторам (в виде развития их идей или отталкивания от них) сегодня не обходится ни одно серьезное сочинение о национализме. В течение 1980-90-х формируется междисциплинарное национализмоведение, вклад в которое вносят социология, политология, социальная и культурная антропология, политическая экономия, история культуры и сравнительное литературоведение. При этом самих исследователей редко удается отнести к одной из этих дисциплин: большинство из сознательно строят свою работу как междисциплинарную .РоджерсБрубейкер, ЭтьенБалибар, ХомиБхабха, ИммануилВаллерстайн, Катрин Вердери, Фредерик Джеймисон, Майкл Манн, Парта Чаттерджи, Томас Эриксен – лишь несколько представителей разных областей знания, работы который оставили заметный след в изучении национализма в последние 2 десятилетия.

Т.Нейри(по печатным лекциям он Том Нейрн) (шотландец). Принадлежит последовательное развитие мысли, согласно которой появление национализма обусловлено наложением экономического неравенства на культурные различия. Когда угнетаемые ощущают, что угнетатели отличны от них в этническом или культурном (расовом, языковом, конфессиональном) отношении, их реакцией неизбежно становится национализм. Но если бы содержание исследования Нэйри сводилось к этому, оно умещалось бы в концепцию» внутреннего колониализма» - между тем это неверно (печатные лекции). Исходный постулат Нэйри – неравномерное развитие (вполне созвучен основному тезису теории капиталистической миросистемы И. Валлерстайна). По Нейри, так же как и по Валлерстайну, истоки националистических движений следует искать в механизмах действия мировой политической экономии. Национализм возникает, по Нейри, либо как реакция запаздывающих обществ на экономическое и политическое угнетение со стороны более развитых, либо как сопротивление передовых обществ силам, тянущим их назад. Агент, носитель этого движения – средний класс и, в частности, интеллектуалы. Самый эффективный способ мобилизовать на борьбу массы – аппеляция к надклассовой, национальной солидарности. Если в распоряжении «классических» наций-государств (Англия, Франция, Испания, Португалия, Швеция, Нидерланды) – такие институты как армия и система образования, то у запаздывающих стран подобных институтов нет, поэтому их поведение может разворачиваться по 2 сценариям: создать такие институты (путь Германии, Италии и Японии) или попытаться опереться на массы (путь восточноевропейских стран). В отличие от М. Хечтера, Т. Нейри ведет речь не только об отстающих регионах, но и о регионах с «относительным сверхразвитием» (франкофонная часть Голландии в 19 веке, Богемия в Австро-Венгрии, Шотландия в Великобритании, Баскония и Каталония в Испании и др).

Теория внутреннего колониализма Т.Нейри – возникновение национализма этнических меньшинств в сложившихся национальных государствах неравномерным развитием и внутренним колониализмом (на примере Великобритании) «Малое прекрасно». Ныне метрополии – ядро бывших колониальных империй, которые лишились «внешних» колоний. Но у них продолжают существовать «внутренние» колонии – кельтская периферия (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия). Национализм – форма сопротивления этнических меньшинств угнетению и дискриминации со стороны «внутренней метрополии» - Англии. У каждого из этих национализмов свои особенности: шотландский национализм – экономический, валлийский – лингвистический, ирландский – исторический.

Для Нейри как марксиста принципиальное значение имеет вопрос, почему в западных странах не наблюдается роста классовой солидарности. Приходит к выводу, что имеет место сочетание 2 факторов (применительно к Великобритании). 1) удачное приспособление политики правящих элит к требованиям рабочего класса, 2) долгосрочный консервативно-либеральный коненсус, в который кооптированы и потенциально радикальные интеллектуалы (поэтому некогда революционно настроенные популистские движения выродились в «умеренный», «толерантный» и «конституционный» национализм). В то же время за пределами Великобр. – в Индии, Пакистане и других бывши британских колониях – налицо рост национализма (радикальным требованиям масс периферии и полупериферии не удается приспособиться с помощью «конституционный» преобразований).

Б. Андерсон известен концепцией «воображаемых сообществ» - национализм как особый принцип структурирования социальной реальности, получившей в современную эпоху повсеместное распространением «печатного капитализма». Нация, по Андерсену, - продукт творчества, воображения людей; разновидность человеческих сообществ. Пример: Креолы(потомки европейцев в Америке) рьяно отстаивали национальность в Латинской Америке, так как чувствовали свою неполноценность. Воображаемость нации указывает исключительно на то обстоятельство, что каждый из составляющих ее индивидов лично не знает и никогда не узнает всех остальных ее членов, что не мешает ему мысленно с ними соотноситься.принцип организации социальной реальности, пришедший на смену религиозному и династическому принципам. Идея нации в Новое время стала играть ту же роль, какую в Средние века играла христианская вера: она позволяла людям объединяться в культурно-политические сообщества.

Типы национализма по Андерсену: 1) «креольский национализм» (исторически первый конец 18 – начало 19в) – местные политические элиты, которые с одной стороны отличны от аборигенного населения, с другой – страдали от непризнания элитами метрополии. 2)лингвистический. В основе – убеждение о том, что сущность нации – в уникальном своеобразии ее языка. Характерен для стран Центральной и Восточной Европы, где развитие идет не от государства к нации, т.е. не от политического единства к единству языка и культуры, а напротив от нации – к государству, т. е. о культурной, прежде всего языковой, общности к политическому единству. В этих регионах нация – сознательный проект. 3)официальный – национализм имперского государства, которое пытается превратить многонациональное население империи в единую нацию. Классические примеры официального национализма – три последние империи Европы, разрушенные 1 мировой войной: Россия, Турция, Австро-Венгрия.

Э. Хобсбаум. Национализм не следствие политики национального государства, а в политико- идеологическая программа, направленная на его создание и опирающейся на «изобретение» и массовое производство национальных традиций.

В 1990-е интерес к проблемам национализма сохранялся. В то же время выходят работы Э. Смита, стремящиеся в той или иной мере реабилитировать понятие этнического национализма.

Наши рекомендации