Национально- культурная автономия


Формой сосуществования двух или более этносов в одном государстве может быть автономия. Автономия может быть экстерриториальной и территориальной. Экстерриториальная автономия носит название персональной, этнокультурной или национально-культурной автономии (НКА).Впервые идея национально-культурной автономии была детально разработана в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основе их концепции лежала мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе большинства межнациональных распрей, а национальные союзы, создаваемые на основе добровольного волеизъявления.
Этот вид автономии наиболее приемлем тогда, когда этническое меньшинство дисперсно расселено по территории страны и не имеет территориальных анклавов. Фактически это общественная организация, удовлетворяющая этнические, культурные, образовательные потребности своих членов. Ее объект — этническая группа, рассматриваемая как ассоциация лиц, заявляющих об общих интересах в той или иной сфере. Концепция НКА означает, что за этнической группой закрепляется право пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать собственные ассоциации, поддерживать культурные связи с диаспорами, иметь возможность изучать язык, историю, традиции и культурное наследие своего народа.Она при меняется там, где национальности, этнические группы живут не ком пактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этничес ких групп. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выбор ные советы, которые часто называют саамскими парламентами. Национально-культурная автономия основывается на принципах:свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с гос. поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.Широко, хотя и непоследовательно, применяется в Западной Европе с 20-х гг. XX в., а после Второй мировой войны — во многих государствах современного мира. Например, проживающие в государствах Запада армяне, курды, турки активно используют эту форму автономии для удовлетворения своих этнокультурных потребностей. Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными и федеральными. На сегодняшний день в России зарегистрировано 9 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных и свыше 170 местных. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Национально-культурная автономия, в отличие от территориальной, имеет своей целью удовлетворение исключительно культурных, образовательных потребностей своих членов, сохранение национального языка и самобытной культуры. Компетенция же территориальных автономных образований несколько шире и включает в себя дополнительно решение целого ряда социальных и экономических проблем. В настоящее время российское законодательство отдает предпочтение национально-культурной автономии перед территориальной.

10. Понятия "национальная политика", "этнополитика".

(Лекция)

Как правило называют политику государства по урегулированию сферы межэтническихотношений.

1. Национальная политика - современный, чаще употребляемый вариант.

2. Этнонациональная политика (В.Тишков) - компромисс.

3. Этническая политика или этнополитика (Ю.Шабаев) - употребление в академической среде.

Национальная политика - система мер, осуществляемых государством, которые направлены на учёт, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Этнонациональная политика (компромисс) - политика в области регулирования межэтнических отношений.

Этнополитика - регулирование межэтнических отношений путём создания государственных институтов и принятия законодательных актов.

Национальная этнополитика (В.Тураев - словесный уродец?) - совокупность законодательных мер государства и т.д.

Объекты и субъекты этнонациональной политики:

Объекты:

⁃нации;

⁃этносы;

⁃этнонациональные группы;

⁃межнациональные и межэтнические отношения (одно и тоже);

Субъекты:

⁃государство (органы);

⁃политические партии;

⁃общественные организации.

11. Модели национальной (этнической) политики (общая характеристика)

(Лекция)

МЭП:

⁃ Позитивные МЭП

⁃ Негативные МЭП

Свобода от ценностей - в науке нет, что хорошо, а что плохо.

Позитивные МЭП:

⁃мультикультурализм;

⁃политикагеттоизации;

⁃политика ассимиляции;

Мультикультурализм - политика, направленная на сохранение и поддержку этнического многообразия, на развитие всех этнических культур.

Метафора - "крупно нарезанный салат" или "одеяло из лоскутков".

⁃мягкиймультикультурализм (человек свободен в выборе общения, этнических, конфессиональные правил; может сохранять свою индивидуальность; Северная Америка и Западная Европа)

⁃жёсткиймультикультурализм (человек "приписан" к определённой этнической группе и может реализовывать свои права лишь посредством данной группы; Азия)

Политика геттоизации - государство поощряет обособление этнических групп, их замкнутость (этнические кварталы - "чайнатауны" и пр).

Политика ассимиляции - политика, направленная на создание этнических однородностей путём слияния этносов, нивелир.этнических различий (обычно на базе одного, доминирующего этноса).

⁃добровольная(США до 1960гг)

⁃недобровольная (Турция 1920-80гг)

Метафора ассимиляции - "плавильный (плавительный) котёл"

Негативные МЭП:

⁃этническая дискриминация;

⁃политика интеграции;

⁃геноцид;

Этническая дискриминация - создание таких условий сосуществования народов, при которых образовывался бы значительный разрыв в правах между ними.

⁃политика сегрегации - политика, направленное на раздельное сосуществование рас и народов.

⁃территориальная сегрегация - этнорасовые группы "разводятся" территориально, чтобы они меньше контактировали друг с другом; территориальная сегрегация также носит название "апартеид".

⁃апартеид - присутствие "других" допускается (они могут даже насильственно включаться в общество), но при этом возможность интеграции в общество для них отсутствует. (США в эпоху рабства; ЮАР - 1948-1990; Зимбабве 30-80гг

⁃институциональная сегрегация - для разных этнических и расовых групп создаются свои учреждения - (транспорт, больницы, школы для "белых" и "черных")

⁃дискриминация - может сопровождаться явным территориальным или институциональных разделением, но ущемление в правах тех или иных групп населения - у одних меньше зарплата, чем у других; одних не берут на высокооплачиваемую, престижную работу и т.д

Политика интеграции - политика, направленная на объединение общества в целом. В качестве её разновидностей выступают с одной стороны мультикультурализм; но над ними надстраивается (гражданская нация) и ассимиляция.

Геноцид - крайний вид дискриминации по этническому, расовому признаку (Армянский и ассирийский геноцид в 1915г. в Турции; холокост и цыганский геноцид в Европе 1941-45; геноцид Тутси в раунде в 1984 г.)

Армяне - ок. 1,5 млн; асс - 0,5 млн; Тутси - 800 тыс; евреи - 4-6 млн. человек,

Вывод: во многих странах мира отсутствует четкая и последовательная этническая политика. Мало того, и международные нормы на этот счёт страдают неопределённостью и непоследовательностью.

Наши рекомендации