Национально-культурная автономия: понятие, принципы, права, система, порядок учреждения и регистрации

Национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они учреждаются соответственно на общих собраниях, конференциях и съездах, на которых образуются органы внутреннего управления автономии. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Регистрация национально-культурной автономии проходит в органе юстиции в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

^ Национально-культурная автономия имеет право:

получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления,;

обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

создавать образовательные и научные учреждения,

участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ (на примере РБ).

Административно-территориальное устройство государства – это деление его территории на определенные части (административно-территориальные единицы и муниципальные образования), в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство - территориальная организация Республики Башкортостан, представляющая собой совокупность имеющихся в республике административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Башкортостан;

В действующей Конституции Республики Башкортостан в качестве административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в состав Республики Башкортостан, определены районы, составные административно-территориальные единицы, приравненные к районам (например, Баймакский район и город Баймак), города ре­спубликанского значения Агидель, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак, Уфа.

Закон Республики Башкортостан устанавливает статус города Уфы как столицы Республики Башкортостан.

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:

1) соответствия исторически сложившейся системе расселения в республике и устойчивым тенденциям ее развития;

2) создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, их территориальных подразделений;

3) демократического решения вопросов административно-территориального устройства;

4) обеспечения местному населению здоровой и безопасной среды обитания;

5) учета природно-географических условий;

6) развитие социальной инфраструктуры, системы коммуникаций;

7) развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности населения, проживающего на данной территории.

Граница административно-территориальной единицы не должна пересекать границы иных административно-территориальных единиц, черту населенных пунктов, а также границы муниципальных образований

Образование, преобразование административно-территориальных единиц, населенных пунктов, установление и изменение границ осуществляются законом в порядке, установленном настоящим Законом и Регламентом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

Наши рекомендации