Правовой режим архипелажных вож и межд. проливов. Конвенция ООН по морскому праву 1982
Года.
- естественные морские пути, соединяющие отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства М.п. - кратчайшие морские пути, связывающие между собой не только континенты и страны, но и отдельные части одного и того же государства. В силу международных соглашений, международных обычаев и практики государств для таких проливов был исторически установлен принцип свободы прохода судов и пролета самолетов всех государств. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит положение о том, что в проливах, используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий, т.е. правом на осуществление свободы судоходства и воздушной навигации. Ряд проливов, используемых для международного судоходства, ведет в закрытые моря, которые не служат по своему географическому положению для целей транзита. К таким проливам относятся Балтийские и Черноморские проливы. Их правовой режим регулируется специальными международными соглашениями и международными обычаями.
Международные проливы - это соединяющие моря и океаны проливы, которые являются неотъемлемыми, составными частями мировых водных путей, используемых для международного судоходства и воздушной навигации всеми государствами на основе равенства всех флагов. Такие проливы (Па-де-Кале, Ла-Манш, Балтийские, Черноморские, Гибралтарский, Малаккский, Сингапурский, Ормузский, Баб-эль-Мандебский, Корейские и др.), являясь естественными и, как правило, единственными или кратчайшими выходами в океан, имеют для большинства государств мира первостепенное значение как мировая транспортная магистраль.
Беспрепятственный проход через международные проливы, перекрываемые территориальным морем, получил конвенционное закрепление в Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне (п. 4, ст. 16) и в новом качестве - "транзитного прохода" -в части III Конвенции 1982 г.
Государство-архипелаг означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Понятие "архипелаг" означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми (ст. 46 Конвенции 1982 г.).
В мире более 30 государств-архипелагов: Индонезия, Филиппины, Фиджи, Багамские острова, Тонга и др. Государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осы-хающих рифов, при условии что соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Длина таких исходных линий не должна превышать 100 морских миль (3% линий до 125 миль). От архипелажных линий отсчитывается ширина территориального моря.
Архипелажные воды - это воды, расположенные внутри архипелажных прямых исходных линий, независимо от их глубины или расстояния от берега. На архипелажные воды распространяется суверенитет государства-архипелага. Все суда и летательные аппараты пользуются правом прохода через архипелажные воды по установленным морским коридорам и пролета над такими воздушными коридорами, не отклоняясь более чем на 25 миль в любую сторону от осевых линий коридоров.
Архипелажный проход по морским коридорам представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с Целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Все правила транзитного прохода распространяются и на архипелажный проход.
29. Консульские учреждения: понятие, функции, состав; привилегии и иммунитеты сотрудников представительства.
Консульские учреждения политикой не занимаются, их главная цель – защита интересов своего государства. Консульские учреждения имеют самостоятельный статус. Прекращение дипломатических отношений не влечет автоматического разрыва консульских отношений.
Нпа : положение о консульском учреждении РФ, указ от 05.11.1998г. Венская конвенция о консульских сношениях.
Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сно- шений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответ- ствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по за- щите интересов своего государства, его граждан и организаций. Консульские учреждения и дипломатические представительства, несмотря на сближающиеся функциональные характеристики, все же имею немало весомых различий. Если в круг ведения посольства входит все, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государства пребывания, то консульство имеет лишь специальную, хотя и весьма широкую компетенцию и действует не на всей территории государства пребывания, на только в пределах отведенного ему консульского округа. Как правило, консульские округа представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреждений также определяется по согласованию между государствами.
В настоящее время консульская практика знает два вида консульских уч- реждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоя- тельные (отдельные) консульские учреждений
Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений:
* генеральные консульства;
* консульства;
* вице-консульства;
* консульские агентства.
Соответственно именуются и главы консульских учреждений. главы консульских учреждений – на 4 класса:
-генеральные консулы
-консулы
-вице-консулы
-консульские агенты
Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве пребывания.
В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или во всяком случае сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно- визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т.д.
Консульские учреждения в современных условиях выполняют роль одного из важнейших каналов практического осуществления принципа сотрудничества между государствами. Об этом свидетельствуют их функции, зафиксированные как в Венской конвенции 1963 г. (ст.5), так и в двусторонних конвенциях о консульских сношениях:
* информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни станы и округа пребывания;
* информирование находящихся на территории консульского округа со- отечественников о законах и обычаях государства пребывания;
* учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;
* консультационная деятельность и практическая правовая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;
* паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;
* выполнение функций органов записи актов гражданского состояния; * нотариальные действия: составление и прием на хранение завещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, документов, ценных бумаг и т.д.;
* консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;
* выполнение соответствующих действий по истребованию документов;
* охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;
* меры по обеспечению наследства, открывшегося в стране пребывания (присутствие при описи наследства, участие в принятии мер по его сохранности, представление интересов наследника-согражданина и т.д.);
* совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;
* выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.
Консульское учреждение может также в специально установленных и со- гласованных случаях выполнять свои функции от имени и в интересах третьего государства.
Для обеспечения выполнения консульских функций существует целый арсенал средств. Наиболее важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Для этого существуют специальные средства связи (дипломатические и консульские курьеры, вализы) и обычные средства связи (телеграф, телефон).
В соответствии с ст.34 Венской конвенцией 1963 г. государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории, "поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности".
Важное значение имеет также положение, содержащееся в ст.28 Венской конвенции 1963 г.: "Государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций консульского учреждения".
По аналогии с дипломатическими иммунитетами и привилегиями консульские иммунитеты и привилегии определяются как особые льготы, права и преимущества, предоставляемые иностранному консульскому представительству и его официальному персоналу в объеме, определяемом договорными и обычными нормами международного права и законодательством государства пребывания.
Исторически сложившимся и в этом смысле "классическим" остается в практике ряда государств взгляд на консульства как на учреждения, пользующиеся ограниченными (по сравнению с посольствами) привилегиями и иммунитетами. Как правило, и личная неприкосновенность, и иммунитет консулов от юрисдикции государства пребывания гарантируются не во всех случаях, а только тогда, когда совершаемые ими действия не выходят за рамки служебных обязанностей, их официальных функций. Такой функциональный подход является главным отличительным признаком консульских привилегий и иммунитетов по сравнению с дипломатическими.
Другой тенденцией в консульском праве является сближение содержательной стороны дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов.
Так же как и в случае с дипломатическими консульские иммунитеты и привилегии подразделяются на привилегии и иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.
Наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений, которая предполагает запрет доступа местных властей в помещения, занимаемые консульствами и производство а них каких-либо действий принудительного характера (обыск, арест и т.д.) без согласия главы соответствующего дипломатического или консульского представительства. Однако п.2 ст.31 Венской конвенции 1963 г. делает исключение из общего правила, допуская порядок, по которому власти государства пребывания могут и без согласия главы консульства вступать в помещения представительства "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты". Неприкосновенностью пользуются также архивы и документы консульств в любое время и независимо от их местонахождения. Правда п.3 ст.35 Венской конвенции 1963 г. предполагает возможность вскрытия консульской вализы "в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезны основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов", которые квалифицировались конвенцией как "официальные".
К числу привилегий консульского учреждения относятся: налоговые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможенные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользоваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства. Исторически сложилось так, что в доктрине, и в практике государств консулы первоначально рассматривались как лица, подлежавшие юрисдикции того государства, в котором они выполняли свои функции (исключение составляли режим капитуляций и связанная с ним консульская юрисдикция на Востоке).
В настоящее время личная неприкосновенность консулов признается большинством государств, но она не простирается так далеко как у дипломатов, не носит абсолютного характера. В соответствии со ст.41 Венской конвенции 1963 г. консулы не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных властей за совершение тяжких преступлений. При выполнении своих функциональных обязанностей консульские должностные лица обладают иммунитетом от юрисдикции страны пребывания, кроме некоторых гражданских исков.
Согласно ст.44 Венской конвенции 1963 г., консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания.
К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и т.д.
Большое значение в определении консульских иммунитетов и привилегий имеют двусторонние соглашения, которые очень часто основаны на принципе взаимности.