Космическое право: понятие, источники, принципы. Формы сотрудничества государств по использованию космического пространства.

Международное космическое право — отрасль современного меж­дународного права, регулирующая деятельность государств по иссле­дованию и использованию космического пространства, устанавливаю­щая его правовой режим.

Космической деятельностью занимается ныне весьма ограничен­ное число высокоразвитых и обладающих соответствующими возмож­ностями государств. Но в результате такой деятельности и в ее между­народно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Как отмечалось ранее (гл. XII), космическое пространство — это негосударственная (международная) территория, юридический статус и правовой режим которой определяется международным правом.

К числу источников международного космического права универ­сального характера относятся также договоры, частично регулирую­щие и космическую деятельность. Это, например, Договор о запреще­нии испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой 1963 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на при­родную среду 1977 г. В их числе: Договор о принципах деятельности го­сударств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о реги­страции объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. Такими договорами являются также: Соглашение о спа­сениикосмонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объек­тов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космически­ми объектами, 1972 г.

Одним из принципов космического права является принцип демилитаризации космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, хотя это не столь очевидно и общепризнанно, поскольку имеют место различные толкования соответствующих по­ложений Договора, в частности того, касаются ли они любых видов оружия или только оружия массового поражения.

Следующий основополагающий принцип космического права — международная ответственность государства за любую космическую деятельность, осуществляемую под его руководством.

Государства — участники Договора, несут между­народную ответственность за национальную деятельность в космичес­ком пространстве независимо от того, осуществляется ли она прави­тельственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность про­водилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем договоре.

государства — участники Договора рассматривают кос­монавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемер­ную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства-участника или в открытом море. Кос­монавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возращены государству, в ре­гистр которого занесен их космический корабль.

4. Правовой режим воздушного пространства как межд. территории: правовое регулирование полетов. Законодательство РФ.
Основанием допуска иностранных воздушных судов на территорию определенного государства, т. е. осуществления международных полетов, является международный договор либо специальное разрешение. Государство устанавливает порядок пересечения иностранными воздушными судами своей границы, регулирует в пределах своего воздушного пространства все воздушные передвижения, осуществляет в отношении иностранных воздушных судов и их экипажей административную, уголовную юрисдикцию, реализует нормы, регулирующие международные полеты.
Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные полеты на две категории: регулярные и нерегулярные. Регулярные осуществляются специально назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре, причем после того, как государство назначило авиапредприятие для полетов по договорным линиям, оно должно сообщить об этом в письменной форме другому участнику соглашения. Последний, в свою очередь, нередко обязан предоставить такому авиапредприятию эксплуатационное разрешение на полеты при условии, если согласованы вопросы расписания и тарифов. Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения, но в последние годы некоторые государства стали заключать двусторонние соглашения о нерегулярных воздушных сообщениях.

согласно Закону о Государственной границе РФ от 1 апреля 1993 г. воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев ее вынужденного пересечения (вынужденный влет), допускается только по разрешению Правительства РФ.
Воздушным судам при следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство России запрещаются как посадка, так и вылет из аэропортов, не открытых Правительством для международных полетов. Запрещается залет в запретные для полетов районы. В случае вынужденного пересечения государственной границы (несчастный случай, авария, стихийное бедствие) командир воздушного судна обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского аэропорта и в дальнейшем следовать ее указаниям или указаниям воздушного судна РФ, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

5. Понятие. источники и принципы межд. морского права. Кодификация его норм.
Международное морское право — отрасль общего международного права, регулирующая исследование и использование пространств Мирового океана и его ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Миро­вым океаном. Основные источники морского права — те же, что и международ­ного права вообще: международный обычай и международный договор. Основным источником современного международного мор­ского права является всеобъемлющая Конвенция ООН по морскому праву, устанавливающая правовой статус и юридический режим обо­значенных в ней пространств Мирового океана, а также регулирующая полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над ним, т.е. в воздушном пространстве до границы его с космическим пространст­вом.

В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внутригосударственные законодательные и иные правовые акты. Они необходимы, поскольку конкретизируют положения международно-правовых норм применительно к условиям конкретного государства, определяют компетентные органы и учреждения в сфере реализации норм морского права, устанавливают ответственность за их нарушение.
К таким актам относятся Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и ряд других.

Важнейшими принципами современного международного воз­душного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода поле­тов в международном воздушном пространстве.

Наши рекомендации