Политические идем Ж.Ж. Руссо.
Свои идеи он изложил в труда «Об общественном договоре или принципы политического права», «Рассуждение о происхождении основания неравенства между людьми». Говорит, что сначала человек находился в естественном состоянии и называет такое состояние «золотым веком». В этот период частной собственности и социального неравенства не было. Здесь было лишь физическое неравенство, коренящееся в различии по состоянию здоровья и по возрасту. Неравенство возникло в процессе совершенствования орудий труда и частной собственности. Деление людей на богатых и бедных повлекло борьбу между ними. Люди, обманутые богатыми поступились своей естественной свободой с целью приобрести гражданскую свободу и создали гос-во путем заключения общественного договора. Неравенство развивается вместе с обществом. Первой ступенью неравенства было установление имущественного неравенства и права частной собственности. Второй- установление гос-венной власти, что усугубило экономическое неравенство политическим. Народ хотел с созданием гос-венной власти обрести свободу, а обрёл рабство. Наконец, в результате вырождения гос-венной власти в деспотию наступает крайняя ступень неравенства, когда перед деспотом все равны в своем бесправии, Руссо пытается найти такую форму гос-ва (общества), которая охраняла и защищала бы личность, в котором человек оставался таким же, свободным, как и раньше. Свобода и равенство – высшие блага людей. соглашения людей, по Руссо есть основа всякой законной власти. Выражением их является общественный договор. Этот договор сводится к тому, что каждый человек отдает свою личность под руководство общей воли и тем самым становится её участником. Вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Таким образом, суверенитет принадлежит народу. Народ суверен – это коллективное существо, оно не может быть представлено отдельной личностью. Власть осуществляется общей волей или волей большинства, которое не делимо. Суверенитет не может быть передан частному лицу. Руссо говорит о неприемлемости народного представительства, он выражает идею прямого народоправства. Но допускает все-таки возможность народного представительства для стран с большой территорией, но здесь депутаты – это слуги народа, их постановления могут стать законами лишь после одобрения их на референдуме. Законы это акты общей воли, государь не может быть выше их. Законом может стать только такой акт, который прямо одобрен народом. Главная задача законодательства- обеспечить счастье и благо всех граждан, их свободу и равенство. При этом имеется в виду равенство всех перед законом, равное право участия всех в принятии законов. Защищает мелкую частную собственность. Видел задачу законодательства в ликвидации резких имущественных различий. Руссо различает законодательную и исполнительную власть. Законодательная власть может быть только у народа, ему принадлежит и решение вопроса о форме правительства. Симпатии свои Руссо отдает республики. Лучшей, по его мнению является та форма правления, при которой должностные лица избираются народом. В целях предотвращения узурпации власти со стороны правительства Руссо предлагает проводить периодические народные собрания, перед которыми правительство обязано отчитываться. Помимо этого он говорит о создании специального учреждения – трибуната, который сохранял бы законы и законодательную власть. Если гос-во возникло в результате договора, то люди вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью и создать такой демократический строй, который отвечал бы их требованиям и при которых люди сохраняли бы свою свободу. Руссо признавал право народа на сопротивление тиранам.
Иммануил Кант
В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права;
Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Он был влюблён в Руссо (J). Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права). Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек принадлежит эти 2-м мирам и человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, Ю этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен Ю поведение непредсказуемо Ю мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства, должного. Т.к. нет закономерностей в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления – такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив лежит в основе учения Канта о государстве и праве. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах:
1. действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом Ю протест против сословного неравенства в Германии;
2. действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели;
3. действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом Ю выражает свою приверженность идее народного суверенитета. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы) .
Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот «правовой закон».
Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (признание собственности по закону в лице судьи; основная её задача – защита собственности).
Источник установления законов – ограниченный круг людей. Исполнительная власть всецело подчиняется суверенному правителю. Она назначается магистратами, распоряжается через декреты (распорядительные акты, подчинённые закону).
Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода Ю антагонизм (т.е. различные