Эпикурейство и стоицизм как направления политической идеологии.
Эпикурейская политическая доктрина названа по имени её основоположника - известного древнегреческого мыслителя Эпикура. Он имел многочисленных учеников и последователей в Риме среди греков и римлян. Все они разделяли сформулированные самим Эпикуром основные положение его полит-кого учения: 1)о справедливости и несправедливости. Справедливость - от природы есть договор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда. Кто такие договоры не может заключать, для того нет ничего справедливого и несправедливого. «Величайший плод справедливости - безмятежность». Т. образом, если «справедливый в высшей степени свободен от тревоги», то «несправедливый полон очень сильной тревоги». 2)О законах. Законы - для того, чтобы мудрым не делали зла. Если закон не на пользу сношений людей, то он несправедлив. 3) о связи справедливости и наслаждения. Величайшее благо есть благоразумие. Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей. Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно и наоборот. 4)об ограничении потребностей и отказе от политической деятельности. Голос плоти - не голодать, не жаждать, не зябнуть, у кого есть это и кто надеется иметь это и в будущем, тот даже с богом может поспорить о счастье. 3 требования человеку: 1-е живи незаметно. 2-е освободись от общественного давления ограничившись дружбой достойных людей, 3-е довольствуйся тем, что имеешь, по отношению к безграничным желаниям большое богатство есть не богатство, а бедность. 5) об изоляции от врагов в полит-й жизни. Дар обезопасить себя от людей, тот, у кого он есть, может сделать любого другом, а кого не может сделать другом, с тем прекращает общение. С врагом не отказывается от просьбы, но предостерегается. Термин стоицизм происходит от древнегреческого слова «стоя». Так называлось сооружение, в котором основоположник стоицизма Зенон обучал своих учеников (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Их полит-е учение резко отличалось от эпикурейцов и требовало от гражданина активного участия в полит-й жизни.
Основные положения этого учения: 1) о большом и малом государствах. Эпиктет- «мир есть единое гос-во, и он создан и единой субстанции. Ему присущ необходимый кругооборот и одно уступает в нем место другому». Сенека добавлял: «два гос-ва объемлем мы душою: одно поистине общее, вмещающее богов и людей, где мы не глядим на тот или на этот угол, но хода солнца измеряем пределы нашей гражданской общины: и другое, к которому мы приписаны рождением». Марк Аврелий «человек – гражданин» высшей государственной организации, по отношению к которой «все остальные гос-ва – только отдельные домохозяйства… если духовное начало у нас общее, то общим будет и разум, в силу которого мы являемся существами разумными. Если так, то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий, если так то мы граждане. Следовательно, мы причастны к какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен гос-ву. Ибо мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройства, к которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда - то, из этого гос-ва, и духовное начало в нас, и разумное, и закон.». причем во всемирном гов-ве «все совершается… не только согласно определенному порядку, но и согласно справедливости, точно кто-то распределил все сообразно достоинству». 2)о естественном праве. Всякое малое гос-во – часть большого, любая правовая система малого гос-ва должна соответствовать естественному праву. В правовых системах малых гос-в следует обеспечить главенствующее положение лучших людей. 3) о вечности гос-венной организации. Всё развивается закономерно и у разумных существ есть гос-ва, содружества и т.п. Таким образом, мы можем предвидеть и будущее (гос-венные перевороты, смена режимов) 4).о благодеяниях как принципе человеческих отношений в гос-ве. Сенека- «Благодеяние – это то, что более всего связывает человеческий род … нужно жить для другого, если хочешь жить для себя… для человека всякое благодеяние есть тот добродетельный поступок, награда которого – в нем самом». Марк Аврелий «ничто не вредит гражданину, что не вредит гос-ву, и ничто не вредит гос-ву, что не вредит закону». 5)о мировоззрении политика. Полит-му руководителю, учили стоики, следует отдавать себе отчет в двух вещах. 1-е в гос-ве все, что полезно одному – полезно всем, 2-е если один делает зло другому, то он этого не понимает. 6) о позиции большинства в полит-х вопросах. Сенека: «одобрение толпы - доказательство полной несостоятельности». Мы не должны следовать стадному инстинкту. 7) о наилучшем образе жизни гражданина гос-ва. Марк Аврелий: «каждый день проводить как последний в жизни, быть чуждым суетливости, бездеятельности, лицемерия» – совершенный характер гражданина гос-ва.