Политическое сотрудничество РФ и СНГ.
Безусловно, политическое сотрудничество является важным ресурсом развития Содружества Независимых Государств.
Отличительной особенностью Содружества является подлинное равенство и самостоятельность государств – участников. На практике это привело к созданию многоуровневой интеграционной системы в его рамках. Можно утверждать, что во многом благодаря Содружеству сформировались и Евразийское экономическое сообщество, и Таможенный Союз, которые преобразовались в Евразийский экономический союз. Совершенствуют и углубляют военно-политическое взаимодействие 7 государств СНГ, образовавших Организацию Договора о коллективной безопасности. Набирает обороты на пути укрепления сотрудничества и Союзное государство Беларуси и России. Таким образом, находясь в Содружестве, государства имеют возможность избирательного подхода к своему участию в различных форматах взаимодействия с учетом национальных интересов.
Политическое сотрудничество в рамках Содружества регулярно осуществляется на уровне Совета глав государств, Совета министров иностранных дел СНГ, а также в ходе многоуровневых межмидовских консультаций.
Одним из важнейших направлений политического сотрудничества является участие стран Содружества в решении глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом.
В данном контексте особое значение придается укреплению региональной и глобальной безопасности, противодействию новым вызовам и угрозам.
Опыт деятельности СНГ свидетельствует о том, что государства – участники неизменно вносят весомый вклад в построение мира, свободного от ядерного оружия, способствуют выработке международных решений об укреплении режима ядерного нераспространения, включая мирное сотрудничество в области ядерной энергетики, обеспечения поступательного разоруженческого процесса.
Нынешний этап деятельности Содружества характеризуется расширением рабочих контактов органов СНГ с международными организациями. Так, Исполнительным комитетом СНГ установлены договорные отношения: с Секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию, Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества, Администрацией Международной организации по миграции, с Международным конгрессом промышленников и предпринимателей, с рядом рабочих структур других международных организаций.
Совет СНГ по сотрудничеству в области здравоохранения на постоянной основе взаимодействует с Всемирной организацией здравоохранения и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД. Динамично осуществляется сотрудничество Межгосударственного статистического комитета СНГ с профильными службами ООН, Всемирного банка, Европейского союза, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда. Тесные деловые контакты установлены между Консультативным Советом по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ и Международной организацией труда. Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ представляет интересы Содружества во Всемирной Метеорологической Организации.
В свою очередь в работе ряда органов отраслевого сотрудничества Содружества принимают участие представители государств, не являющихся участниками СНГ. Так, например, в работе Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ участвуют представители стран Балтии, Болгарии и Финляндии; в работе Регионального содружества в области связи в качестве наблюдателей – представители Болгарии, Латвии, Словении, Финляндии; Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации – представители Великобритании, Венгрии, Литвы, Польши, Сербии, Словении, Турции, Чехии; Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства – представители Болгарии, Венгрии, Хорватии и Чехии.
Политическое сотрудничество призвано содействовать достижению основной цели Содружества – формирование интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. Такая стратегическая задача определена Концепцией дальнейшего развития СНГ. Реализация этого программного документа позволила закрепить позитивные тенденции на всех приоритетных направлениях межгосударственного взаимодействия.
Следует отметить неизменную заинтересованность всех государств СНГ в укреплении стабильности и безопасности, наращивании совместного противодействия современным вызовам и угрозам. На этом направлении общими усилиями создана комплексная организационно-правовая система. Она базируется на следующей триаде:
· во-первых, данные проблемы решаются на основе целевых межгосударственных программ;
· во-вторых, налажено тесное взаимодействие компетентных органов и отраслевых советов;
· в-третьих, установлены и поддерживаются рабочие контакты с международными и региональными организациями.