Военно-политическое сотрудничество

В Уставе СНГ записано, что государства-члены проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности страны СНГ незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

По военной линии странами СНГ подписано несколько сот многосторонних и двусторонних договоров и соглашений. Одним из важнейших является Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В нем участвуют девять стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В соответствии с Договором государства-участники обязались не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника. Они должны консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать позиции по этим вопросам.

Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.

В 1999 г. истекает срок действия Договора о коллективной безопасности. Его не собираются пролонгировать Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Остальные 6 государств - участников Договора намерены его продлить.

В феврале 1995 г. государства - участники Договора о коллективной безопасности приняли Концепцию коллективной безопасности. Она представляет собой совокупность взглядов этих государств на предотвращение и устранение угрозы миру, по совместной защите от агрессии, обеспечению их суверенитета и территориальной целостности. Концепция включает: основы военной политики, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности.

В феврале 1995 г. страны СНГ подписали Соглашение о создании системы противовоздушной обороны государств Содружества. Утверждено также Положение об этой системе.

В 1995 г. Совет коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности утвердил Основные направления углубления военного сотрудничества государств - участников этого Договора. Приоритетными задачами повышения обороноспособности указанных государств Совет считает: завершение создания вооруженных сил государств-участников; восстановление и развитие кооперации по разработке, производству и ремонту вооружения и военной техники; развитие сотрудничества и взаимодействия в областях, обеспечивающих формирование и функционирование системы коллективной безопасности; расширение правовой базы сотрудничества в военной области.

В январе 1996 г. страны СНГ приняли Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств Содружества. Она определяет общие подходы стран СНГ к вопросам предотвращения и урегулирования конфликтов, возможности совместных шагов по разрешению возникающих споров и разногласий.

Деятельность государств Содружества в указанном направлении охватывает комплекс мер, призванных оказывать содействие предотвращению, разрешению, урегулированию спорных вопросов, конфликтных ситуаций и сближению точек зрения по ним конфликтующих сторон в целях поиска взаимоприемлемых договоренностей. Характер этой деятельности, выбор средств и инструментов ее осуществления зависят от масштабов и стадии развития конфликтов. Она должна быть направлена на предотвращение конфликтов; урегулирование вооруженных конфликтов; постконфликтное построение мира (миростроительство).

В январе 1996 г. Совет глав государств утвердил Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. Эти силы представляют собой коалиционное формирование, которое создается на период проведения операции по поддержанию мира в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства - участника СНГ.

Также в январе 1996 г. Совет глав государств принял Концепцию охраны воздушного пространства государств Содружества. Она представляет собой совокупность взглядов на противовоздушную оборону, координацию усилий и взаимодействие войск и сил ПВО государств по охране границ в воздушном пространстве, защите группировок вооруженных сил, промышленных районов, административно-политических центров, населения от ударов средств воздушно-космического нападения. Концепция включает принципы ПВО государств-участников, военно-технические принципы совершенствования ПВО этих государств, основные направления подготовки их войск и сил ПВО, а также пути реализации ее положений.

ОХРАНА ВНЕШНИХ ГРАНИЦ

Правовой статус границ Содружества определен Соглашением о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. В ст. 5 этого документа стороны признали неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, а также гарантировали их открытость, свободу передвижения граждан и передачи информации.

В 1994 г. была принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств СНГ. В документе подтверждено, что государства будут воздерживаться от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости какого-либо государства СНГ.

Поскольку внутренние границы стран СНГ являются "прозрачными", главное внимание они уделяют охране внешних границ Содружества. В 1992 г. было подписано несколько документов на этот счет. Среди них Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон государств, Соглашение о сотрудничестве государств Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах, Соглашение о статусе Пограничных войск СНГ.

В 1996 г. Совет глав государств принял Концепцию охраны границ государств - участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество. Данная Концепция есть совокупность совместно выработанных государствами Содружества взглядов на охрану, координацию усилий и взаимодействие пограничных войск по обеспечению безопасности границ. Концепция включает основы пограничной политики о границах, основные направления сотрудничества по обеспечению безопасности, а также пути реализации ее положений. Концепция предполагает на первом этапе:

создание договорно-правовой базы сотрудничества государств СНГ по пограничным вопросам, предусмотренным Перспективным планом интеграционного развития Содружества, завершение и создание национальной пограничной инфраструктуры в строительстве пограничных войск;

организацию обеспечения информационных центров погранвойск и формирование основ единой системы информационного обеспечения охраны границ, а также осуществление необходимой координации в ее оперативном обеспечении;

на втором этапе:

совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества государств СНГ по вопросам обеспечения охраны границ;

создание единой системы информационного обеспечения охраны границ с использованием унифицированных программных и технических средств.

Говоря о стабильности на внешних границах Содружества, следует отметить, что наибольшую озабоченность в последние годы вызывала тревожная обстановка, которая складывалась на некоторых участках их внешних границ в Центральной Азии. Именно поэтому Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан сочли необходимым принять срочные меры для обеспечения безопасности своих границ. В декабре 1993 г. главы этих государств подписали Меморандум о сотрудничестве по охране внешних государственных границ.

Пограничные войска России на договорной основе с Арменией, Грузией, Кыргызстаном и Таджикистаном охраняют их участки внешней границы. По мере формирования собственных пограничных сил эти государства берут охрану границ под свой контроль. А с государствами, имеющими собственные, достаточно подготовленные войска, - Беларусью, Казахстаном и Украиной - Россия имеет обязательства о взаимном обеспечении безопасности друг друга на внешних границах.

В 1999 г. начата работа по делимитации границы и обустройству ее отдельных участков с Украиной, делимитации и демаркации государственной границы с Азербайджаном и Грузией. Идет подготовка к делимитации границы и обустройству ее отдельных участков с Казахстаном.

СНГ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

После распада СССР в бывших постсоветских государствах обострилась проблема прав человека. Десятки миллионов граждан бывшего единого государства оказались не по своей воле не на своей родине. Возникли проблемы не только моральные, но и правовые, социальные и иные, вызванные необходимостью адаптации к новым условиям.

Страны СНГ не оставили без внимания эти проблемы. Принято большое число документов, направленных на обеспечение прав и свобод человека. В сентябре 1993 г. Совет глав государств одобрил Декларацию о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод. В ней страны СНГ заявили о том, что рассмотрят и примут соответствующие решения, связанные с оформлением правопреемства в отношении договоров и соглашений по правам человека, а также по отношению выполнения обязательств в области прав человека и основных свобод, вытекающих из международных договоров и соглашений, участником которых являлся СССР.

В этом документе государства Содружества записали, что предпримут необходимые усилия для урегулирования в отношениях друг с другом вопросов, касающихся соблюдения прав человека, в том числе путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений.

26 мая 1995 г. президенты стран СНГ приняли Конвенцию Содружества о правах и основных свободах человека (кроме Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и Украины). В документе закреплен весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Наблюдение за осуществлением Конвенции возложено на Комиссию по правам человека СНГ, Положение о которой является неотъемлемой частью данной Конвенции.

21 октября 1994 г. главами государств СНГ подписана Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (кроме Туркменистана и Узбекистана). Азербайджан подписал Конвенцию с учетом особого мнения, а Украина - с учетом своего законодательства. Подписанию данной Конвенции предшествовала длительная, почти двухгодичная работа, на всех уровнях. Документом определены самые широкие права и свободы национальных меньшинств, в том числе права поддерживать контакты между собой на территории государства проживания, на сохранение и поддержание связей с гражданами и организациями, с которыми их связывают общие этническое происхождение, культура, язык или религиозные убеждения, беспрепятственно пользоваться родным языком, иметь доступ к информации на этом языке. Государства проживания национальных меньшинств обязаны содействовать сохранению этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств.

В связи с критической ситуацией, сложившейся вследствие роста числа переселенцев и беженцев на территории бывшего СССР, страны СНГ в сентябре 1993 г. одобрили Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. В соответствии с документом государство выезда осуществляет эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя им возможность беспрепятственного добровольного выезда на территорию одного из государств Содружества, а также обеспечивает личную и имущественную безопасность этих лиц.

Сторона, предоставившая убежище, обязана обеспечивать беженцам и вынужденным переселенцам в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия, а также оказывать им содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждой из стран законодательством о занятости населения.

Государства выезда и убежища должны содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в получении по месту жительства документов, связанных с гражданством, а также необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д. В соответствии со ст. 7 данного Соглашения государство выезда обязано возмещать беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсировать ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры компенсации определяются по расценкам государства выезда.

По решению Совета глав государств Содружества в феврале 1995 г. создан Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам, утверждено Положение о нем.

Весьма важным представляется Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. В том же 1994 г. подписаны еще два документа – Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда и Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания.

Следует отметить, что, кроме многосторонних, между странами СНГ заключено большое число двусторонних соглашений по правам человека. Российская Федерация имеет такие соглашения со всеми странами Содружества.

Россия не осталась равнодушной к судьбе своих соотечественников за рубежом. В 1994 г. был принят Указ Президента "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом". В соответствии с Указом Правительство России разработало Основные направления государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Образована и действует соответствующая правительственная комиссия. 1 июня 1999 г. вступил в силу Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

Указанными документами определен круг мер, которые осуществляются в целях оказания соотечественникам эффективной помощи. Меры эти носят позитивный характер. Они призваны оказать помощь правительствам новых независимых государств, с одной стороны, и российским соотечественникам, с другой, быстрее и эффективнее решать проблемы переходного периода.

В России принят ряд законодательных актов, направленных на решение проблем соотечественников, возвращающихся из-за рубежа. В их числе есть два закона, принятые в 1993 г., - "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Первый из названных законов распространяется только на иностранных граждан бывшего Советского Союза, а второй - преимущественно на граждан России, предоставляя им дополнительные по сравнению с иностранцами права.

Наши рекомендации