Viii. Cловарь терминов (глоссарий)
Авторитет – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
Альтернатива – необходимость или допустимость выбора одного из двух или нескольких возможных (как правило, взаимоисключающих) решений, предоставляемых вариантов действий.
Альтернативные коммуникации* (alternative communications) -коммуникации противоположные по идейной направленности стандартным моделям монополизированной информационно-развлекательной индустрии. Охватывает альтернативные СМИ, популярные концерты, театральные представления, карнавалы, шествия, фестивали, ярмарки, митинги.
Априори – логико-философское понятие, которое означает знание, умозаключение, вывод, не основывающийся на реальном опыте, а также изначально присущее человеку знание.
Аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
Аудиовизуальный – основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.
AIDA – совокупность правил, формирующих общественные отношения, где A – attention (внимание), I – interest (интерес), D – desire (желания), A – activity (активность).
Барьер семантический – несовпадение смыслов высказанных требований, просьб и т.п. у партнеров в общении, усложняющее взаимопонимание.
Безопасность массовой информации.Обеспечение безопасности массовой информации включает решение, как частных задач, так и принятия комплекса мер по единой программе, а также интеграцию различных подсистем безопасности в единую систему на основе общности методологических и методических подходов. Наиболее эффективен и надёжен интегральный подход обеспечения информационной безопасности. Он предполагает обязательную непрерывность процесса обеспечения безопасности массовой информации, как во времени, так и в пространстве. Интегральный подход к этой проблеме к тому же является наиболее перспективным, однако его применение невозможно без развитой инфраструктуры, значительных материальных и интеллектуальных затрат и высокого уровня технических средств.
Бихевиоризм (behaviorism) -направление психологических исследований, изучающее поведение людей как совокупности ответных реакций на действие внешней среды. В основе коммуникации считается не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада.
Брифинг – короткая, сжатая по времени, инструктивная встреча официальных лиц с журналистами по какому-либо вопросу, посвященная изложению позиций правительства.
Брейнсторминг – “мозговая атака” – методика стимуляции творческой активности и продуктивности.
Бэкграундер – текущая информация, не содержащая сенсации.
Вербальный – устный, словесный.
Вербальные коммуникации – речевые коммуникации, основанные на умении говорить, слушать и писать.
Видеоконференция* (videoconference)- в отличие от интерактивного телевидения видеоконференция имеет возможность трансляции образов и звуков одновременно в обоих направлениях, что дает возможность с помощью экрана соединять участников коммуникативного процесса по подобию зала конференции.
Виды вербальной коммуникации (виды общения) -специалисты в сфере общения различают познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное общение. Познавательное общение осуществляется с целью освоение новой информации и применения ее в практической деятельности. Убеждающее общение ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником. Экспрессивное общение осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию. Суггестивное общение ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций. Ритуальное общение ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации.
Виртуальный – способный к действию, возможный; (филос.) – не существующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий.
Визави– напротив друг друга.
Визуальный – воспринимаемый глазами.
Глобальная деревня* (global village) -глобальныеинтерактивная телесеть икоммуникационные системы, применяющие двустороннюю связь с передачей образа и звука в обоих направлениях формируют ощущение многомерности чувственного восприятия уже не только ближайших собеседников, но и общины планетарного масштаба.
Глобальная информационная безопасность - (information security).В условиях глобализации информационных обменов (коммуникаций) необходимо искать новые пути, формы и средства за сохранение культурных, экономических и других общественных ресурсов и ценностей.
Глобальная коммуникация -коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру.. В качестве одной из систем глобальной коммуникации выступает Internet.
Глобальные проблемы распространения информации - проблемы, связанные с распространением массовой информации, и вызывающие нарушения как в работе крупных информационных систем, так и в общественном сознании.
Гомогенная модель строится в соответствии с классическим индивидуализмом. Средства массовой коммуникации поставляют аудитории определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок. Далее в системе внутриличностной и межличностных коммуникаций эта посылка принимается или отвергается. Дискретность в гомогенной модели обозначает наличие атомической структуры, в виде составляющих (индивидуумов), не нарушающих однако однородность массы в плане выражения своего мнения по поводу чего-либо.
Горизонтальная передача информации* (horizontal transfer of information) -равноправное участие получателей (реципиентов) и отправителей информации (коммуникаторов) в многоканальных интерактивных информационных обменах.
Горячая линия * (hot-line) -прямая связь с места событий для передачи самых свежих «горячих» новостей и сведений из первых рук (hot tip).
Групповая динамика - лабораторный метод осуществления коммуникации с целью выработки решений в котором коммуникатор-психолог (социальный) выступает как активный член группы или же в качестве внешнего эксперта, одновременно организующего коллективную дискуссию по определенным правилам и ролевым распределениям.
Групповая саморефлексия -осознание социальными группами своих действий, а также того, как они выглядят со стороны, в процессе взаимодействия с представителями других групп или индивидами.
Дайджест– краткое изложение чего-либо.
Дедукция – рассуждение от общего к частному.
Дезавуировать – публично отказаться от своих предшествующих высказываний.
Декодировать – раскрыть, расшифровать, отменить систему условных команд.
Деловая беседа – форма деловой коммуникации, предполагающая обсуждение, дискуссию в целях достижения единого консенсуса между сторонами диалога.
Деловые переговоры – процесс партнерского взаимодействия, целью которого является получение взаимовыгодных результатов.
Джентльменское соглашение – принятое в международной практике наименование договора, заключаемого в устной форме и без официальных формальностей, но неукоснительно соблюдаемого.
Дилемма – затруднительный выбор между двумя возможностями.
Доверие– отношение к действиям партнеров в процессе рыночного взаимодействия, основанное на убежденности в их добросовестности, честности, искренности. Доверие ориентировано на безусловное уважение человеческого достоинства, исполнительской дисциплины.
Доминировать – господствовать, преобладать.
Естественный язык -язык, сложившийся в ходе общественной практики у того или иного народа, и выступающий важнейшим средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания между людьми.
Желтая пресса (yellow press) -«бульварно-массовая» печать, насыщенная крикливыми сенсациями. «жареными Фактами», сплетнями, инсинуациями, ориентированная на малообразованных читателей, а также на людей с низменными интересами и вкусами.
Закрытая общественность – сотрудники фирмы или компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине.
Защита коммуникационных систем -комплекс мер, ставящих задачу исключить несанкционированный доступ в коммуникативную систему.
Зиппинг (zipping) -ускоренное прокручивание рекламных клипов.
Идентификация – опознание чего-либо, кого-либо, установление тождества объекта или личности; уподобление, отождествление индивида с кем-либо или с чем-либо (группой, коллективом), помогающее ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать свои нормы и ценности.
Изобразительная информация – зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товаре с помощью графического изображения товара (фотографий, открыток) в целях удовлетворения покупательских предпочтений. Достоинство данной формы информации – доступность, наглядность и лаконичность ее восприятия
Имидж- целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета, фирмы), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.
Индукция – логический вывод, умозаключение в процессе мышления от частного к общему.
Импонировать – производить положительное впечатление, нравиться, например, импонировать открытостью.
Имиджмейкер (imagemaker) -специалист по созданию имиджей, организации пропагандистских кампаний и рекламы нуждающихся в этом лиц, организаций, партий.
Инициатива – внутреннее побуждение к новым формам деятельности; предприимчивость, руководящая роль в какой-либо деятельности.
Инновация – нововведение.
Инсинуация – злостный вымысел, лживые клеветнические измышления с целью опорочить, принизить что-либо или кого-либо.
Интерактивный – взаимодействие; режим диалога человека и СМК, когда на запрос пользователя немедленно поступает ответ системы.
Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, объяснение.
Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи (повышение и понижение тона), манера произношения, выражающая чувства.
Интровертный – обращенный внутрь; психологическая характеристика самоуглубленной личности, чья мыслительная деятельность направлена главным образом на собственный внутренний мир переживаний и чувств.
Интроспекция – самонаблюдение.
Информация* (information от лат. informatia - разъяснение, изложение) -сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или другим способом. В коммуникативистике это понятие распространяется на обмены сведениями между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также и на сигнальные связи в животном и растительном мире. Автор книги склоняется к идее о том, что информация наряду с коммуникацией - одно из всеобщих свойств материи, вместе с такими атрибутами как движение, время, пространство.
Информационное письмо – информационно-рекламный материал, имеющий вид письма, выписанный на фирменном бланке и адресованный конкретному лицу, коротко информирующий о фирме, направления деятельности, ее задачах и целях.
Информационный лист – рекламный материал, по содержанию аналогичный информационному письму, но не имеющий атрибутов адресата.
Иррациональный – недоступный пониманию, разуму.
Катарсис – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения.
Кампания по связям с общественностью – это «комплексное и многократное использование PR-средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити»
Кейс – история или случай; в практике деятельности служб по связям с общественностью – рассказ о положительном опыте использования потребителями популярных продуктов, услуг компании или же об успешном разрешении проблемных ситуаций.
Клише – стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.
Коллизия – столкновение противоположных, разнонаправленных взглядов, стремлений, чувств, интересов, обстоятельств.
Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.
Коммуникабельность – способность, предрасположенность к общению, коммуникации, к установлению контактов и связей, психологическая совместимость, общительность.
Коммуникативная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, таких как: функции общения и особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные, виды слушания и техники его использования; обратная связь: вопрос-ответ; формы и методы делового взаимодействия; психологические и коммуникативные типы партнеров; технологии и приемы влияния на людей; самопрезентация.
Коммуникационная система – комплексная деятельность участников коммуникационного процесса, включающая всю совокупность операций, связанных с подготовкой, сбором, перераспределением информации, а также установлением межличностных контактов.
Коммуникационный канал – канал продвижения информации от коммуникатора к коммуниканту.
Компромисс – соглашение между представителями различных сталкивающихся интересов на основе взаимных уступок.
Конкурентоспособность – совокупность потребительских свойств данного товара или продукции, характеризующих их отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и пр.
Консенсус – общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое без процедуры голосования.
Контекст – относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить (установить) значение и употребление входящих в него слов и словосочетаний.
Контрагент – каждая из сторон, участвующая в двустороннем или многостороннем договоре (контракте).
Конфиденциальный – сугубо личный, доверительный, секретный, не подлежащий огласке.
Конфликт – столкновение позиций, взглядов, интересов, сопровождающееся сильными эмоциональными переживаниями, стрессами в результате преодоления противоречий конфликтующих сторон.
Конформизм – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.
Конфронтация – противопоставление, противоборство.
Креатура – создание, творение; креативность – способность творить.
Круглый стол – одна из форм совместного обсуждения идей, проблем, ситуаций, имеющих значение для широких кругов общественности.
Лапидарный – предельно сжатый и выразительный.
Латентный – скрытое, внешне не заметное развитие какого-либо процесса, явления.
Легитимность – то же, что и законность.
Лейтмотив – доминирующее начало в деятельности человека, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.
Лексикон – словарь; запас слов, выражений.
Листок новостей – достаточно доступное и дешевое средство коммуникации. Как правило выполняется специалистами по связям с общественностью на принтере и размножается с помощью ксерокса. Листки новостей различны по тематике, например “новости рынка”, “новые проекты” и т.д.
Лояльность – верность, приверженность действующим законам, установлениям органов власти; корректное, благожелательное отношение к кому-либо.
Манипуляция –действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий, независимо от их желания.
Манипулирование – сложное, запутанное действие; ловкая поделка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение.
Маркетинг – “философия производства”, используемая для изучения покупательского спроса, организации рекламы, проведения ценовой политики и т.д. на основе изучения рынка и применительно к его требованиям.
Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.
Медиа-кит – средство СО, содержит несколько видов материалов, полезных для газет и журналов, в том числе: пресс-релиз, бэкграундер, факт-листы, фотографии, видеопленки.
Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.
Масс медиа – название средств массовой информации (СМИ).
Менеджмент – совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночной экономики в целях достижения наивысшей эффективности и увеличения прибыли.
Менталитет, ментальность – образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.
Меркантильный – мелочно-расчетливый, преследующий свою личную выгоду.
Мимика– выразительные движения лица, отображающие чувства, отношения человека.
Мимикрия – способность человека маскировать свои взгляды, приспосабливаясь к обстоятельствам.
Мистификация – намеренное введение кого-либо в заблуждение, заведомый обман.
Мозговая атака – методика стимуляции творческой активности и продуктивности людей.
Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.
Мотивация– побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Назализация – приобретение звуком носового тембра, негативные околоречевые характеристики: звуки, паузы, слова-паразиты.
Невербальная коммуникация – общение, опирающееся не на слова, а на мимику, пантомиму, интонации, паузы, составляющие неречевые коммуникации.
Обратная связь – благодаря установлению этой связи становится возможным получать комплексные сведения о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом совокупности факторов общего фона социальной обстановки.
Обструкция – действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо (заседаний, собраний, переговоров).
Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к событиям, различным группам и личностям.
Общественное настроение – явление общественного сознания, отражающее тенденции его развития; преобладающее состояние чувств и настроений коллектива, влияющее на образ мысли и образ жизни.
Общественное сознание – проникновение морали и этики в процессы общественного развития в условиях ценностно-регулятивного механизма формирования нравственного понятия в обществе.
Общественность – группа людей, выражающих по какой-либо проблеме определенное мнение, а также реагирующих на события и возникшие ситуации.
Одиозный– нежелательный, неприятный, вызывающий к себе резко отрицательное отношение.
Оперативный план систем СО – система совокупных экономических, организационных и социальных мер, направленных на формирование общественного мнения в целях создания положительного имиджа фирмы, ее маркетинговых программ с учетом конкретных временных сроков.
Открытая общественность – широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория СМИ, члены ассоциаций потребителей, идейные участники политических движений, партий и фракций.
Оппонент – противник в споре; лицо, которому поручена публичная оценка диссертации, доклада.
Паблик рилейшнз –система связей с общественностью, цель которой – деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью; искусство и наука достижения гармонии за счет понимания друг друга; рационально структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности организации.
Паблисити – известность, популярность, достигаемые публичными выступлениями, а также использованием средств массовой коммуникации (СМК); гласность, публичность, открытость; рекламирование, самореклама.
Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.
Паритет – равенство, одинаковое положение, принцип равных прав и возможностей, равное соотношение.
Партисипационная модель коммуникации - модель, предполагающая независимость информационной коммуникативной деятельности вне зависимости от властных и идеологических структур.
Пертурбация – внезапное изменение, осложнение в обычном ходе чего-либо, вносящее расстройство, беспорядок.
Пиетет – глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.
Перцепция – восприятие, представление, отражение.
Подтекст – внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, которые восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.
Полилог – дискуссия, беседа трех и более участников.
Популизм – примитивная политическая тактика заигрывания с не очень подготовленной массовой аудиторией, с народом, с целью манипуляции общественным мнением, голосами избирателей.
Прагматизм – деятельность людей, руководствующихся практической выгодой вне зависимости от ее нравственного значения.
Превалировать – преобладать, иметь перевес, преимущество.
Превентивный – предупреждающий, предохранительный, опережающий действия противной стороны, упреждающий.
Презентация – торжественное, публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
Прерогатива – исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.
Пресса – массовые периодические печатные издания – газеты и журналы, выполняющие одну из главных ролей СМИ в формировании общественного мнения.
Пресс-конференция – собрание представителей СМИ с деловыми, общественными, правительственными кругами, с руководством фирмы и компании в целях информирования общественности по актуальным вопросам определенной тематики.
Пресс-релиз – листовка, специальный бюллетень или брошюра со срочным, главным образом официальным, сообщением для СМИ.
Престиж – авторитет, влияние; значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей; уважение, которым пользуется кто-либо.
Прецедент – случай, который имел место ранее, и служащий примером или оправданием для аналогичных действий в настоящем.
Пропаганда – распространение научных, политических, философских и других идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности
Позиционирование – создание и поддержание (воспроизводство) понятного клиентам образа, имиджа.
Раппорт – близкие межличностные отношение, основанные на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств.
Радикальное критическое направление в теории коммуникации -главным объектом критики для данной теории является манипуляция массовым сознанием, подчинение средств массовой информации конкретной идеологии.
Регламентация – установление определенных правил, порядка; разработка распоряжений, предписаний.
Резюме – краткое изложение речи, статьи; краткий вывод, заключительный итог.
Рейтинг – степень популярности, авторитета какого-либо лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время.
Реклама – информация о товарах, различных видах услуг и т.п. в целях создать широкую известность чему-либо, привлечь покупателей, потребителей; распространение сведений о ком-либо, чем-либо с целью создания популярности.
Реклама социальная – информация, выражающая общественные и государственные интересы. Социальная реклама осуществляется на безвозмездной основе.
Реноме– репутация, установившееся мнение о ком-либо, чем-либо.
Респектабельный – почтенный, достойный, вызывающий уважение.
Риторика– теория и искусство красноречия; бессодержательная речь.
Реципиент – субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение, реагирующий на сообщение.
Релайтер – специалист по связям с общественностью.
Самоактуализация – стремление человека к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самопрезентация– умение представить себя, свои знания и умения с наилучшей стороны.
Связи с общественностью - (public relations) -наука и искусство организации взаимодействия физического или юридического лица со своей общественностью с целью созданию своего имиджа, увеличивающего их возможности в достижении своих целей.
Семиотика (от греч. semeion - знак, признак), наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в обществе (естественные и искусственные языки, некоторые, относящиеся к знакам явления культуры), самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.) природе (коммуникации в мире животных). Для семиотического подхода характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем:
1) синтактика;
2) семантика;
3) прагматика.
Сеть коммуникации -совокупность средств передачи информации, осуществления взаимодействия между различными субъектами. Разновидностью сетей коммуникации являются: радиосеть, телевизионная сеть, сеть спутниковой связи, сеть кабельного телевидения, сеть общего пользования, региональная сеть и др.
Социально-психологическая компетентность – способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений; умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы реакции и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия; умение поставить себя на место другого.
Социальная коммуникация -коммуникативная деятельность людей в социальной среде, формирующая социальные отношения, обусловленные социальными нормами и оценками. Социальная коммуникация — это взаимодействие людей, обусловленная целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в обществе, в данном социуме. Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом специальной отрасли социологии - социологии коммуникации.
Социология массовой коммуникации -отрасль социологии, предметом которой являются закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, формирующих и распространяющих массовую информацию.
Социология общественного мнения -отрасль социологии, предметом которой является структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования общественного мнения, а также отношение больших социальных групп, институтов, народов к явлениям, представляющим общественный интерес.
Суггестия – внушение, воздействие на воображение, подсознание.
Таблоид* (tabloid) -малоформатная газета со сжатым текстом и броскими анонсами, фотографиями, заголовками.
Тезаурус -одноязычный толковый или тематический словарь, максимально охватывающий лексику данного языка; лингвистический словарь.
Телекоммуникационные системы (telecommuting) -системы позволяющие осуществлять связь между коммуникантами посредством компьютеров. При осуществление такой связи с домом систему называют электронной хижиной.
Телекоммуникация (telecommunication) - коммуникации, осуществляемые посредством новейших электронных средств, обладающих высокой скоростью и большой емкостью информативных передач.
Телеконференция (teleconference) - видеоконференция, объединяющая участников коммуникационных процессов путем двусторонних обменов текстовой, звуковой и образной информацией.
Теория массового общества (англ. mass society, греч. - theory) -описывает и объясняет как патологию общества социальные и личностные отношения с точки зрения возрастания роли народных масс в истории
Теория массы -теория, объясняющая поведение человеческих множеств, члены которых объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и взаимодействие между которыми имеет характер усиления взаимных эмоций.
Теория общественного мнения - совокупность концепций и взглядов различных ученых, в которых рассматривается природа, роль и значение в обществе оценочных суждений групп людей относительно проблем, событий и фактов.
Утилитарный – направление, основным критерием которого являются материальная выгода и польза; узкопрактический, прикладной.
Фальсификация– злостное, преднамеренное искажение каких-либо данных.
Фасцинация – специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение; очарование.
Фрустрация– психологическое состояние, возникающее в результате разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности; гнетущая тревога, чувство напряженности, безысходности.
Функции контроля СМИ (от лат. functio - исполнение свершение)-контролирующая роль (социального контроля), которую играют СМИ посредством формирования общественного мнения.
Функции коммуникации -функций коммуникации: информационная, экспрессивная, прагматическая, установления контакта, воздействия взаимодействия.
Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей (адептов) авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – героизме, мудрости святости и т.п.
Целевая аудитория – определенная группа людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.
Церемония – торжественный акт; внешние формы приличия; стеснение, скованность или ломание, жеманство в обращении, поведении.
Честолюбие – выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни.
Чувственная информация – отражение в сознании человека объективного материального мира посредством органов чувств.
Эвфемизм – непрямое, смягченное выражение вместо резкого (например: “полный” вместо “толстый”) или нарушающего нормы приличия (“неумный” вместо “дурак”).
Эгалитарная коммуникативистика (авт.) -обеспечение равного доступа всех граждан к средствам массовой коммуникации и востребованным им каналам коммуникации.
Эмпатия– способность индивидуума эмоционально откликаться на чувства других людей.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины 4 | ||||
1. Цели освоения дисциплины | ||||
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО | ||||
3. Требования к результатам освоения дисциплины | ||||
4. Структура и содержание дисциплины | ||||
5. Вопросы к зачету | ||||
6. Рекомендуемая литература | ||||
II. Учебно-методические материалы лекционного курса 23 | ||||
III. Учебно-методические материалы семинарских занятий 357 | ||||
IV. Материалы по текущему промежуточному и итоговому контролю. Тесты для самопроверки знаний 372 | ||||
V. Рекомендации по самостоятельной работе студентов 381 | ||||
VI. Методические рекомендации для преподавателей 383 | ||||
VII. Критерий оценки знаний студентов на зачете 384 | ||||
VIII. Словарь терминов (глоссарий) 385 | ||||
Ажинова Екатерина Фёдоровна