Право общества на получение информации и деятельность PR-служб.
Общественно значимая информация и ответственность за ее незаконное сокрытие
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат засекречиванию сведения:
• о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
• состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности;
• размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
• состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
• фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
В Законе отмечается, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от размеров причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. При этом пострадавшие граждане, предприятия и организации имеют право обжаловать такие решения в суде.
Законодательство РФ предусматривает также и уголовную ответственность за сокрытие сведений, не подлежащих отнесению к категории «коммерческая тайна предприятия», в частности сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Причем если в результате таких действий причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, то размеры уголовной ответственности увеличиваются.
Наличие определенных правил предоставления информации и достаточно жестких ограничений в этой области требует от специалистов внутрифирменных служб по связям с общественностью квалифицированной и взаимосвязанной оценки целесообразности отнесения той или иной информации к категории коммерческой тайны. Итоги и перспективы развития практики PR в России.
В настоящее время оформилось несколько направлений в области управления общественными отношениями, или PR-деятельности.
1. На протяжении последних лет усилия российских PR-служб по связям с общественностью были направлены на формирование и укрепление позитивного образа России на международной арене.
Восприятие России международным сообществом — это сложная проблема и сложный процесс. Одни страны видят больше пользы для своих государств в том, чтобы Россия была цивилизованным соседом. Для других Россия остается конкурентом и «империей зла». В 2000 г. была проведена международная акция «Открытая Россия». В ее рамках прошел международный семинар «Новый облик России в информационную эру». Материалы этого семинара были изданы отдельной книгой, открыт сайт, на котором продолжается обсуждение проблемы международного имиджа страны. В 2003 г. Дни PR в Москве, организованные РАСО, также были посвящены проблемам формирования имиджа России.
Участники дискуссий сходились во мнении, что имидж России в мировом общественном мнении должен быть более адекватным. Пока происходит преувеличение негативных фактов, недооценка позитивных тенденций. Отсутствует государственная программа по формированию имиджа России в международном сообществе. Для формирования и продвижения имиджа России предлагался ряд мер:
• разработка и формулировка стратегии, миссии и целей России в современном мире;
• формирование мирового общественного мнения через продвижение имиджа страны. Основными его проводниками за рубежом являются субъекты международных сфер: дипломатии, внешнеэкономической (включая финансовую сферу), туризма, транспорта, гостиничного дела;
• создание моды на все русское на Западе, поскольку западный мир — это мир потребления. Его надо завоевывать через близкие обывателю ценности (мода на русскуюкультуру, русскую кухню, русскую водку, русский шоколад и т.д.);
• должен определиться заказчик на эту деятельность, и для реализации PR-проектов должны быть привлечены профессиональные структуры.
2. Формирование положительного имиджа государства и государственных структур в национальном общественном мнении
Ведущую роль в этом направлении призваны играть государственные PR-службы. Кроме того, функция управления связями с общественностью является неотъемлемым атрибутом успешной деятельности самих органов государственной власти. При этом акцент в PR-работе по данному направлению следует перенести от информационной составляющей на комплексный подход, основанный на научных разработках. По данным Центра исследований и статистики РАН, в числе наиболее значимых факторов, определяющих уважение к стране, россиянами чаще всего называются: высокий уровень благосостояния; развития науки и техники; военной мощи; соблюдение прав человека; высокоразвитая культура и богатые природные ресурсы.
К 2003 г. управление общественными отношениями в российских органах власти сформировалось как важное направление деятельности. Централизация процессов государственного управления вызвала стремление нижестоящих уровней ориентироваться на вышестоящие. Формы работы с общественностью Президента РФ стали применять на своем уровне губернаторы и мэры крупных городов. Проявилась эта тенденция и внутри федеральных ведомств.
Развитие деятельности этих PR-служб требует пересмотра сложившихся подходов к направленности деятельности и управлению этими структурами. За связи с общественностью в масштабе государства обычно отвечают пресс-центры и информационные агентства. Однако они в основном распространяют новостную, а не аналитическую информацию, что снижает эффективность формирования общественного мнения. Необходима разработка должностных инструкций каждого работника с четким разграничением его прав и обязанностей. Не менее важным являются разработка показателей оценки деятельности PR-служб, определение форм отчетности их работников, создание системы обмена опытом и повышения квалификации с активным использованием психологических тренингов, деловых игр, методик PR.
Серьезная проблема состоит еще и в том, что руководители администраций не всегда способны четко определить задание для PR-специалиста по формированию общественного мнения на региональном уровне.
3.Управление репутацией — одна из важнейших составляющих стратегического планирования корпорации. Российские PR-агентства активизируют свои усилия по оказанию этой важной услуги хозяйствующим субъектам. Российская ассоциация по связям с общественностью ежегодно проводит семинары по теме «Управление репутацией». Коммуникационная группа «Кузьменков и партнеры» функционирует на российском рынке PR-услуг под девизом «Что может быть высшей наградой? — Успех клиента», и на Всемирном конгрессе 2000 г. по проблемам паблик рилейшнз эта консалтинговая группа за работу по созданию профессиональной репутации фирм и компаний была удостоена золотого приза IPJRA, т.е. высшей награды в сфере PR.
4. Не менее важным направлением в PR-деятельности является работа по антикризисному управлению, поскольку устойчивость к стрессам создается годами. Возникшие кризисы необходимо преодолевать слаженной работой всей команды как внутри, так и за пределами фирмы, а психологическая готовность менеджеров и PR-специалистов — это важнейшее средство от паники и хаотичных действий коллектива.
5. Что касается PR-служб в структурах государственных органов власти, то российские аналитики считают целесообразным предусмотреть специализированные блоки: информационный, исследовательский, социоорганизационный, лоббистский и рекламный — с включением элементов креативной деятельности в области создания имиджа и репутации, т.е. специализировать функциональную деятельность PR по крупным блокам, куда войдут: информационный —печать, телерадиовещание, пресс-службы и пресс-центры; исследовательский — занимающийся сбором социологической информации, анализом и прогнозированием отношений с населением, социологическим консультированием управленческого звена, выполнением научно-практической экспертизы действующих и разрабатываемых управленческих решений.
Главная задача бизнес-PR состоит в наведении мостов между бизнесом и остальной частью населения России, чтобы успех предпринимательской деятельности отождествлялся с упорным трудом, талантом, умением приносить пользу обществу.
Рынок услуг по связям с общественностью постоянно расширяется. Перспективы PR-деятельности определяются ее стратегическим характером, основанным на философии построения открытых и честных коммуникационных отношений в информационном обществе.