Российский опыт и особенности развития PR.
Российский опыт правительственных PR достаточно разнообразен и имеет свои особенности. Пришедшие к власти после августа 1991 г. реформаторы были ориентированы на рыночную экономику западного образца, но они явно недооценивали значение цивилизованных PR, особенно в части доведения до населения азов рыночной экономики, смысла и задач проводимых реформ. Это во многом предопределило неудачи реформ и рост социальной напряженности.
В 1990-х гг. государственные органы стали уделять больше внимания коммуникационным связям с обществом и информационному обеспечению своей деятельности. К концу XX в. сформировались российские правительственные PR и во всех подразделениях законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня появились соответствующие структуры. Особенность работы PR-структур в органах власти состоит в том, что их работники имеют невысокий служебный статус и, соответственно, незначительные полномочия, чтобы выполнять свои функции и реализовать возможности PR-технологий. Кроме того, сказывается и стереотип прежних лет в отношении СМИ: PR-специалисты, служащие во власти, больше склонны «защищать» свой PR-объект от прессы, чем формировать соответствующий имидж. Пресс-службы и пресс-секретари зачастую заинтересованы не столько в обеспечении аудитории информацией, сколько в отстаивании интересов ведомств, которые они представляют. Некоторые руководители пресс-служб, не желая создавать себе дополнительные устанавливают различные барьеры на пути доступа к информации, они фактически выполняют функции не проводников информации, а ее фильтров.
Крупные центры консультирования PR сосредоточены в системе академических институтов, в министерствах, госкомитетах и других органах государственной власти.
С 1990-х гг. стали развиваться PR-агентства. Первыми на российском рынке услуг PR стали такие агентства, как «Михайлов и партнеры», «Старая площадь», «Р.И.М.», «Имидж-Контакт», Центр политического консультирования «НИККОЛО М.» и др. 3 июля 1991 г. была создана Российская ассоциация по связям с общественностью — РАСО, которая к концу XX в. насчитывала около 100 членов (в настоящее время — 150). С помощью РАСО отечественные PR-агентства установили партнерские отношения с зарубежными специалистами. РАСО взаимодействуете международной ассоциацией по связям с общественностью (IPRA),значительные возможности для выхода PR-агентств России на мировойрынок открывает ее вступление в Международныйкомитет ассоциаций-консультантов ICO (крупнейшую профессиональную организацию, объединяющую национальные ассоциации PR-консультантов различных стран).
В 1999 г. была создана Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей АКОС, в которую вошли 13 наиболее авторитетных российских агентств. Важным аспектом деятельности АКОС является тесное и активное взаимодействие с Российской ассоциацией по связям с общественностью. Большинство членов АКОС одновременно являются и членами РАСО. Общими задачами здесь являются: развитие PR как науки в России; создание системы подготовки и переподготовки кадров; разработка единых стандартов образования и повышения качества обучения и др.
Современные ведущие PR-агентства страны концентрируют свою деятельность на решение проблем в бизнесе и предлагают услуги по антикризисному PR, организации креативной деятельности, созданию имиджа, репутации, внедрению единого корпоративного стиля, повышению коммерческих результатов за счет работы с потребителями.
В крупнейших фирмах и компаниях, промышленно-финансовых группах, транснациональных корпорациях нефтяного и газового комплекса сформированы самостоятельные PR-службы. Как правило, это — либо управления поразвитию общественных связей (например, ООО «Балтика—Москва», «Московская сотовая связь»), либо — департаменты по связям с общественностью (ОАО «Славнефть», группа «Сибирский алюминий», ОАО «КАМАЗ» и др.).
В коммерческих структурах в целях лоббирования корпоративных маркетинговых проектов выделяют ответственного менеджера по связям с государственными организациями. В последнее время наблюдается появление новых должностей — менеджера по нерешенным проблемам, психолога, социолога, продюсера. Так, например, в управлении по связям с общественностью ОАО «Сибнефть» имеются такие самостоятельные подразделения, как «Связи со СМИ», «Социологические и маркетинговые исследования», «Служба по контактам с государственными и общественными организациями».
Главными направлениями работы специалистов подразделений службы PR являются: исследование общественного мнения и информация о нем руководства с предложениями по формированию корпоративной политики; консультирование и подготовка выступлений первых лиц компании; подготовка и участие в деловых встречах, от которых зависит положение фирмы в обществе; формирование стратегии фирмы с учетом общественных связей; планирование рекламных кампаний, написание популярных статей и выступлений в СМИ, подготовка PR-программ.
Деятельность в области паблик рилейшнз не ограничивается работой специализированных PR-агентств. В целях пропаганды и защиты профессиональных интересов создана Гильдия работников пресс-служб и PR-служб России.
Значительную работу по созданию позитивного общественного мнения о коммерческой деятельности в России и за рубежом выполняют отдельные подразделения Торгово-промышленной палаты РФ. Среди современных корпоративных PR в России заслуженной популярностью пользуются: Департамент по связям с общественностью «Альфа-банка», Департамент внешних связей группы «Сибирский алюминий», Управление информации и связей с общественностью МДМ-банка, Пресс-центр ОАО НК «Роснефть», Центр общественных связей Ингосстраха, Управление по связям с общественностью ЗАО «Интеррос», Пресс-секретарь ОАО «Мобильные телесистемы», Пресс-служба Московской фондовой биржи.
Большой вклад в обмен опытом PR-специалистов осуществляет ассоциация по связям с общественностью. Учебный центр Ассоциации проводит как в Москве, так и в регионах страны выездные семинары с использованием активных форм обучения и знаний лучших столичных специалистов в области паблик рилейшнз.
Организационно-правовое обеспечение деятельности PR-служб в РФ Конституция РФ устанавливает принцип публичности государственной деятельности на территории Российской Федерации. Осуществление PR-службами общественных связей определяется как публичный процесс реализации прав граждан на информацию (об органах государственной власти, частных предприятиях, некоммерческих организациях, политиках или товарах), урегулированный законодательством, нормами корпоративной этики и профессионального права. PR-действия должны быть правомерными, а потому не содержать ложной и запрещенной законом информации.
После принятия Конституции РФ 1993 г. появилась необходимость в изменении ранее принятых и создании новых законов, регулирующих рынок массовых коммуникаций и СМИ. В 1995 г. появились федеральные законы «Об общественных объединениях», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации».
Вопросы информационных связей государства и общества законодательство регулирует в разрезе отдельных функций и институтов. Организационно-коммуникационные отношения государственных органов регулируют положения «Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью»; «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации»; «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы» и постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации»; «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», вышедшие в середине 1990-х гг.
Обязанности органов государственной власти в части публичных отношений устанавливаются ст. 24, ч. 2, Конституции России, согласно которой «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Отдельно регулируется важнейшее направление информационной политики — порядок опубликования сообщений государственных органов об их деятельности, решениях, актах, функциях. Для СМИ законом установлены обязанности опубликования как официальных актов, так и информации о своей деятельности. Согласно законам РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и «О средствах массовой информации» СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать официальные сообщения, а также иные материалы, публикация которых предусмотрена законодательством РФ.
Частью реализации Концепции государственной информационной политики стало принятое в 2003 г. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». В нем дается перечень обязательных для опубликования сведений в Интернете: об исполнении федерального бюджета, открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их проведения, федеральных целевых программах, поездках членов правительства, их заявлениях на официальных мероприятиях, почтовых адресах того или иного ведомства. Постановление обязывает публиковать законопроекты до их передачи в Госдуму.
Таким образом, предполагается, что каждый государственный орган обязан исполнять функцию публичности власти по отношению к каждому гражданину. Вопросы административной ответственности, связанной с PR-деятельностью, регламентируются Кодексом об административных правонарушениях, где насчитывается 22 состава правонарушения, большая часть которых относится к сфере избирательного процесса. Глава 13 Кодекса включает установление составов административных правонарушений в области связи и информации.
В бизнесе важнейшим аспектом деятельности по управлению общественными отношениями является правовое регулирование отношений организации с потребителями. В 1992 г. был принят Закон «О защите прав потребителя», который значительно повысил ответственность изготовителей, исполнителей и продавцов за неквалифицированную организацию взаимоотношений с потребителями. Расширены права потребителей. Закон регламентирует ряд вопросов, связанных с информацией при организации взаимодействия с потребителем, определяется ответственность за предоставление потребителям ненадлежащей информации. Некоммерческие организации являются важными целевыми аудиториями в PR-деятельности, здесь следует учитывать нормы законов РФ «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» в части, которая имеет отношение к взаимодействию с ними.
Защита информации и PR
Экономическая информация, не подлежащая сокрытию от общественности
Анализ законодательных актов и практики организации связей с общественностью в промышленно развитых странах позволяет выделить определенные виды экономической информации, сокрытие которых руководством компании является противозаконным, поскольку противоречит интересам государства и общества в целом:
• о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;
• о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции, защите прав потребителей, рекламной деятельности и др.);
• о чрезмерном загрязнении окружающей среды;
• о нерациональном природопользовании;
• о злоупотреблениях и недобросовестности руководителей и персонала компании;
• о причинах и фактах невыполнения заключенных договоров;
• о возможностях и реальных случаях уклонения от правильной уплаты налогов;
• о фактах проявления недобросовестной конкуренции;
• о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни работников компании, и др.
В ГК РФ (Часть I, ст. 139, п. 1) указано, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О перечне нормативных документов, которые не могут составлять коммерческую тайну» коммерческую тайну предприятия (организации) и отдельного предпринимателя не могут составлять:
• учредительные документы предприятия и его устав;
• документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
• сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
• документы о платежеспособности;
• сведения о численности, составе работающих, их зарплате и условиях труда, а также информация о наличии свободных рабочих мест;
• документы об уплате налогов и других обязательных платежей;
• сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, о других нарушениях действующего законодательства и о размерах причиненного при этом ущерба;
• сведения об участии должностных лиц предприятия или организации в кооперативах, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других структурах, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Названное постановление регулирует также правила предоставления информации различным категориям общественности приватизируемых предприятий и организаций. В частности, государственным и муниципальным предприятиям до начала и в процессе их приватизации запрещено относить к коммерческой тайне данные:
• о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
• о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий и организаций, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий и др.;
• о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров;
• о договорах с кооперативами, другими государственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также с отдельными гражданами.
Все юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны предоставлять сведения, перечисленные в упомянутом постановлении, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц (имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством), а также по требованию трудового коллектива предприятия.
Защита государственной тайны и конфиденциальной информации в России действует Закон РФ «О государственной тайне». Знание его необходимо для работы в органах власти и взаимодействия с различными организациями.
Отдельные предприятия и организации в процессе повседневного функционирования используют некоторые виды информации, относимые российским законодательством к категории государственной тайны. Руководство и специалисты таких предприятий и организаций должны учитывать это при построении системы информационных взаимосвязей с различными сегментами общественности. Государство законодательно закрепляет некоторые правила допуска предприятий и организаций к информации, содержащей государственную тайну, а также финансирует мероприятия по ее защите.
Допуск осуществляется путем получения лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия выдается по результатам специальной экспертизы и государственной аттестации руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных учреждений, предприятий и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Средства на финансирование государственных программ в области зашиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете РФ отдельной строкой.
В отличие от военных и государственных секретов коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия или организации. Ее главное назначение — обеспечить фирме экономические преимущества в конкурентной борьбе.
По оценкам специалистов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает значительные преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половину фирм, допустивших утечку конфиденциальных сведений.
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее недоступности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Организация коммуникационных каналов требует ранжирования передаваемых сведений по степени конфиденциальности. При этом руководители и PR-специалисты компании должны учитывать два обстоятельства. Во-первых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию невыгодно с экономической точки зрения, поскольку информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. Во-вторых, нередки случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны скрываются сведения, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях закона. Сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны одновременно удовлетворять следующим основным критериям:
• их открытое использование связано с ущербом для организации;
• они не являются общественными или общедоступными на законных основаниях;
• организация принимает надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;
• они нуждаются в защите, так как не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;
• сокрытие не наносит ущерба государству, его гражданам, отдельным категориям общественности и обществу в целом.
Из общей совокупности сведений, составляющих коммерческую тайну организации и подлежащих защите, выделяют следующие виды информации: научно-техническую, производственную и финансовую.
В состав научно-технической информации,составляющей коммерческую тайну, входят:
• цели и характер проводимых исследовательских работ;
• содержание используемых патентов и лицензий;
• содержание применяемых рационализаторских предложений;
• планы внедрения новых технологии, видов продукции, услуг;
• результаты анализа конкурентоспособности продукции и услуг.
В состав производственной информации,относимой к коммерческой тайне, входят:
• способы производства и технология;
• методы и организация управления;:
• система организации труда;
• объемы выпуска и планы реализации продукции;
• уровень складских запасов;
• планы инвестиций в новое строительство и реконструкцию производства;
• предполагаемое время выхода продукта на рынок;
• планы рекламной деятельности;
• характер и условия заключенных контрактов;
• сведения о поставщиках, потребителях, посредниках и конкурентах, имеющиеся в распоряжении руководства компании.
В состав конфиденциальной финансовой информациивходят:
• структура капиталов компании;
• механизм формирования цен на продукцию;
• размер прибыли и уровень себестоимости продукции;
• организация и размер оборота средств;
• состояние банковских и торговых операций;
• состояние расчетов с клиентами компании;
• фактическое состояние рынков сбыта компании;
• сведения об эффективности экспортно-импортных операций;
• уровень платежеспособности компании;
• сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников и конкурентов, имеющиеся в распоряжении руководства компании.
Важная проблема — степень защитыинформации. Размеры затрат на защиту информации, относимой к категории государственной тайны,определяются необходимостью обеспечить максимально высокую степень защиты, поскольку во многих случаях практически невозможно определить количественно стоимость защищаемой информации. Возможные потери от утечки коммерческой информации часто имеют конкретную стоимостную оценку. Поэтому и затраты на защиту такой информации должны быть соотносимы с суммой возможных потерь. При излишнем засекречивании конфиденциальной коммерческой информации рост расходов на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений. Целесообразно тщательно охранять только ту часть информации как коммерческую тайну предприятия, которая обеспечивает возможность:
· расширения рынка реализации продукции;
· существенного улучшения качества выпускаемых изделий;
· заключения особо выгодных сделок с поставщиками, потребителями и другими партнерами по бизнесу.
· защита изобретательских, патентных, авторских и смежных прав Патентный закон Российской Федерации закрепляет следующие права патентообладателя:
· патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемой патентом промышленной собственности по своему усмотрению, если это не нарушает право других патентообладателей;
· патентообладатель может уступить патент другому лицу по договору, регистрируемому в Роспатенте;
· патент и право на его получение переходят по наследству;
· если патентообладатель не может использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, не нарушая при этом права другого патентообладателя, то он вправе требовать от него заключения лицензионного договора;
· патентообладатель может требовать от нарушающих патент прекращения использования соответствующего объекта промышленной собственности.
Споры, связанные с патентованием, рассматривают суды — арбитражные и третейские. Уголовную ответственность по действующему законодательству РФ влекут присвоение авторства, принуждение к соавторству, незаконное разглашение сведений об объекте промышленной собственности. За нарушение изобретательских и патентных прав применяется уголовная ответственность от штрафов до лишения свободы сроком до пяти лет. Уголовно наказуемым в Российской Федерации является также незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
Учет внешних факторов при построении системы защиты информации
Проблема конфиденциальности информации для юридических лиц тесно связана с PR-практикой. Ведь конкуренты могут создать кризисную ситуацию вокруг предприятия, воспользовавшись конфиденциальной информацией. Службам по охране коммерческой тайны рекомендуется следить за публикациями работников компании в открытой печати и при необходимости проводить предварительную экспертизу этих публикаций. Целесообразно также анализировать рекламные материалы, информацию, распространяемую или предназначенную для распространения на презентациях, выставках, конференциях, биржах и т.п.
В некоторых случаях рекомендуется использовать принцип дробления информации между отдельными работниками, что позволяет создать определенные трудности конкурентам в целенаправленном сборе такой информации и приводит к заметному снижению потерь предприятия.
Для предотвращения утечки информации и раскрытия коммерческой тайны через работников государственных органов управления и контроля (прежде всего работников статистической службы, антимонопольных органов, милиции, финансовой, налоговой, санитарной, пожарной и других инспекций) руководитель предприятия должен знать их реальные права и предоставлять им только ту документацию, которая необходима для выполнения их служебных функций, а не любую, которую они потребуют.
Руководителям предприятий и организаций необходимо также знать и соблюдать порядок обжалования неправомерных действий государственных служащих, должностных лиц и работников правоохранительных органов, механизм возмещения материального и морального ущерба, причиненного фирме в результате их действий.
Формирование новых информационных и хозяйственных связей предприятий (организаций) в процессе развития рыночных отношений приводит к возникновению проблемы взаимной защиты коммерческой тайны торговых партнеров. В практике работы зарубежных фирм предусмотрено заключение специальных договоров о взаимной защите информации, переданной друг другу в ходе делового сотрудничества. Для увязки интересов продавца, не желающего сообщать какую-либо информацию о товаре до подписания контракта на поставку, с интересами покупателя, не желающего приобретать товар, полная информация о котором пока отсутствует, практикуется применение так называемого опционного соглашения: покупатель за определенную плату и на условиях конфиденциальности приобретает дополнительную информацию о товаре, в состав которой могут входить сведения, содержащие коммерческую тайну.
Правовые основы защиты интеллектуальной собственности
Защита коммерческой тайны при установлении и поддержании информационных взаимосвязей с различными категориями общественности является частью общей проблемы защиты интеллектуальной собственности. Гражданским кодексом РФ (Часть I, ст. 138) определено: «В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».
Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Документом, удостоверяющим приоритет, авторство и исключительное право использования изобретения, является патент, действующий в течение 20 лет (с даты поступления заявки в Роспатент). Документом, удостоверяющим приоритет, авторство и исключительное право использования полезной модели, является свидетельство, действующее в течение пяти лет (с даты поступления заявки в Роспатент). Документом, удостоверяющим приоритет, авторство и исключительное право использования промышленного образца, является патент, действующий в течение 10 лет (с даты поступления заявки в Роспатент).
Авторами объекта промышленной собственности могут быть как отдельное физическое лицо, так и несколько физических лиц. В последнем случае порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними. Патентообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Патент или свидетельство по действующему российскому законодательству выдается:
• автору (или группе авторов);
• любым лицам, указанным автором в заявке на выдачу патента или свидетельства, а также их правопреемникам;
• работодателю при создании автором объекта промышленной собственности в связи с выполнением им своих служебных обязанностей (если иное не предусмотрено договором с автором);
• Федеральному фонду изобретений России (в случае приобретения им прав патентодателя на договорной основе).
Правительство Российской Федерации имеет право в интересах национальной безопасности разрешить использование объекта промышленной собственности без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации.
Ответственность за незаконное получение и использование конфиденциальной информации
Несмотря на то, что 90% информации о конкурентах можно получить вполне легальными путями, факты нарушения законов в этой части случаются. Гражданский кодексРФ (Часть I, ст. 139, п. 2), Уголовный кодекс РФ предусматривают определенные наказания за разглашение, незаконное получение конфиденциальной информации, за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 183) предусмотрено, что собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также незаконное разглашение или использование сведений без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются лишением свободы на срок до трех лет.
Современное российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение и использование информации при установлении и поддержании связей с различными категориями общественности с помощью традиционных средств коммуникации (переписка, телефон, телеграф). Уголовно наказуемыми действиями являются также сокрытие официальной информации путем похищения или повреждения документов, штампов, печатей.