Особенности PR-технологий в бизнесе.
Основным выразителем имиджа организации является ее персонал. Поэтому одним из важнейших направлений PR-деятельности в бизнесе является непрерывная работа, направленная на формирование благоприятной внутренней среды организации («внутреннее состояние дома»). Основные задачи: формирование среди работников атмосферы «единой команды», укрепление веры в свои силы для достижения успеха компании, поддержание оптимизма в отношении ее будущего, что позволяет создавать «бесконфликтную среду», повысить эффективность работы.
Общей целевой аудиторией внутренних PR являются все работники организации. Но и здесь важно провести сегментацию, поскольку интересы персонала разных уровней могут различаться настолько, что доходит до конфликтов. Для этого проводится внутренний аудит персонала с использованием методов опроса (анонимность при этом повышает степень достоверности), интервьюирования, анкетирования и т.д.
Основными направлениями такого аудита могут стать следующие:
1) оценка уровня отождествления персоналом себя с организацией, ее миссией, стратегическими и текущими программами;
2) изучение динамики взаимоотношений менеджмента с коллективом, оценка мнения работников о руководителях;
3) анализ эффективности кадровой политики и системы оплаты труда; опенка отношения к сложившейся в этой области практике;
4) изучение мнения (позитив и негатив) работников о деятельности организации и ее руководства;
5) исследование уровня обеспечения коллектива необходимой информацией о деятельности предприятия и его руководства;
6) выявление ситуации или мест, где работники чаще всего сталкиваются с трудностями и проблемами (интерьер, организация рабочих мест и т.д.);
7) определение степени доверия персонала к руководству компании.
Обобщение полученных данных следует проводить в разрезе приоритетных (сегментных) групп (например, рядовые работники по отделам, управленческий персонал по уровням и т.п.). Возможно, для позиционирования каждой группы возникнет необходимость привлечь дополнительные данные: количественный состав, возраст, характер отношений с другими группами, степень влияния в коллективе, адекватность оценки своей роли в осуществлении миссии организации.
Исходя их полученных результатов формулируется внутрикорпоративная PR-проблема.Как свидетельствует практика России, ее основными составляющими чаще всего становятся:
1) недостаточность информации. Главным источником информации об организации работники считают своего непосредственного руководителя. Не получая от него достаточного объема сведений, они ищут другие источники, что приводит к рождению слухов, искажающих реальную ситуацию;
2) обособленность ведущего менеджмента компании от коллектива. Это ошибка руководителей многих компаний, полагающих, что возможно реально управлять людьми, не общаясь с персоналом;
3) недовольство поверхностным отношением менеджмента к проблемам работников. Работники хотят, чтобы руководители прислушивались к их мнению и учитывали его при принятии решений.
В соответствии с теорией PRследующим этапом действий является определение целей и задач PR-кампании. Целью в данном случае следует считать налаживание эффективной системы коммуникаций, гармонизация интересов приоритетных групп в соответствии с миссией организации.
В зависимости от ситуации задачи могут быть разделены на этапы, сформулированы в отношении отдельных групп работников или по степени предполагаемого воздействия на систему коммуникаций (от корректировочных мероприятий до реструктуризации организации). Одновременно предполагается соблюдение следующих общих принципов работы внутри компании.
Взаимоуважение — та основа, на которой возможно построение стабильных коммуникативных связей и управление ими.
Объективная оценка работников — стимул для осознания работником своего положения в компании, что позволяет адекватно выстраивать отношения в коллективе. Здесь важно соблюсти баланс обсуждения положительных и негативных сторон, не доводя ситуации до конфликта.
Признание вклада работника в успех компании, что способствует созданию желаемой ситуации отождествления работника с предприятием, гармонизации личных и корпоративных интересов.
Поощрение как показатель уважения. Основной формой считается материальное поощрение. Но и устное одобрение играет важную роль в налаживании коммуникаций. «Важно не только то, чем вы поощряете, а как вы это делаете».
Доверительное общение, основанное на убеждении, что всякое PR-сообщение для сотрудника — правда.
Непрерывность внутреннего PR.
Соблюдение указанных принципов — основное требование к персоналу внутрифирменных PR-служб.
Методы работы с внутренней аудиторией для построения прямых связей многообразны. Наиболее эффективными признаются общие собрания с выступлениями руководства и обсуждением актуальных проблем, газеты, информационные бюллетени и листки, периодические отчеты, составляемые для персонала различного уровня, и т.д. Сложнее — налаживание обратных связей, т.е. изыскание способов получения достоверных мнений работников о деятельности компании и ее руководства. Главное в этом направлении — показать, что менеджмент уважает и учитывает мнение рядового работника.
Отлаженные, основанные на достоверной информации внутренние коммуникации позволяют предотвращать появление неконтролируемых коммуникаций, в частности слухов, зачастую становящихся исходной точкой развития кризиса внутрикорпоративных отношений.
Управление внутренними коммуникациями является составной частью еще одной важной цели — формирования корпоративной этики. Для этого чаще всего разрабатываются корпоративные кодексы (правила деловой этики, уставы, принципы и морально-этические ценности). Они содержат конкретные нормы поведения персонала, вплоть до внешнего вида, дисциплинарные меры в отношении нарушителей. Кодексы помогают работникам «влиться в команду» и играть в ней по определенным правилам.
Лоббирование в системе PR.
В формировании и поддержании имиджа и авторитет в организации немаловажную роль имеет ее поведение во внешней среде, в частности — способы и методы продвижения и реализации своих интересов во властных структурах. Такая деятельность определяется термином «лоббирование».
В общем виде лоббирование — это оказание давления, влияния заинтересованных лиц, групп, организаций на принятие нужного решения властными организациями. Лоббирование обычно ведется представителями корпораций, профсоюзов и самими законодателями. Объективность существования лоббирования обусловлена неизбежностью различия мнений, интересов по всем возможным вопросам жизни общества.
Лоббирование как функция PR-работы в бизнесе состоит в налаживании коммуникаций с государственными органами с целью сформировать желаемое для организации мнение о своей деятельности и повлиять на законодателя. Хотя лоббирование может использоваться в криминальных интересах (налоговые льготы, предоставление квот, инвестиции и т.п.), его следует рассматривать как явление положительное, поскольку в итоге оно направлено на согласование интересов различных социальных групп и выработку оптимальных для общества государственных решений, ведет к совершенствованию законодательной базы и ее практического использования в целях развития всей экономики страны, решения возникающих хозяйственных и социальных проблем общества.
Для России рост полномочий регионов страны за счет федеральных полномочий делает актуальной работу специалистов по коммуникации на уровне субъектов Федерации. На местном уровне нередко воздаются группы давления для решения проблем экологии, здравоохранения, занятости.
Основными формами PR-лоббирования являются:
1)налаживание коммуникаций с персоналом государственных структур и ведомств, которые принимают решение по интересующему вопросу;
2)мониторинг работы законодателей (сбор информации для принятия руководством организации компетентных решений относительно действий правительства и парламента);
3)представление организации на всех уровнях государственного управления;
4)влияние на направленность подготовки законов, затрагивающих интересы организации;
5)подготовка сообщений для законодателей, освещающих позитивную для общества деятельность и социальную ответственность организации;
6)пропагандистская поддержка законов и решений, в которых заинтересована компания.
Лоббисты используют прямые и непрямые методы давления на законодателей и правительство. Прямые методы давления осуществляются:
• через официальные и частные встречи с законодателями и представителями органов власти;
• участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента, правительства, в коллегиях министерств;
• приглашение законодателей, членов правительства на съезды и совещания;
• проведение исследований и подготовку соответствующих презентаций перед законодателями;
• профессиональные консультации, участие в подготовке законопроектов;
• доклады, послания от клиентов (бизнеса) к органам власти;
• организацию встреч с высшими руководителями государства (превратилось в самостоятельную и очень доходную сферу бизнеса);
• финансирование избирательных кампаний. Непрямые методы давления включают:
• проведение опросов населения и доведение их итогов до органов власти;
• влияние через общественность — общественное мнение и СМИ;
• привлечение избирателей и использование их поддержки;
• объединение разных групп, имеющих общие интересы в данном законе. Люди с четко осознаваемыми интересами легче объединяются в группы, чтобы проводить согласованную политику и получить желаемое.